В современных условиях качество образования следует понимать как переход от трансляции знаний к совместному поиску учителя с учеником. Интегральным показателем качества образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, обретенных учеником на уроке, а характеризует его умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт для решения любой жизненной задачи. Отсюда вытекает основная цель современного образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Реализуемое в контексте модернизации российского образования профильное обучение и предшествующая ему предпрофильное обучение как раз и направлено на подготовку школьников к осознанному выбору своего профессионального и жизненного пути. В этой связи педагогу важно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции в рамках своего предмета. Таким образом, ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личных целей и личных смыслов.
Проектируемый на основе Интегральной образовательной технологии автора В.В. Гузеева учебный процесс обеспечивает компетентный подход к образованию.
Уроки, входящие в постоянную и переменную части блока уроков определенной темы, планируются таким образом, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно- деятельностный характер.
Представленный мною урок по теме: «Поиск
информации в базе данных. Простые и сложные
логические выражения», проведен в форме
семинара-практикума в 8 классе в форме
семинара-практикума, являющегося составной
структурой переменной части блока уроков
информатики: «Хранение и обработка информации в
базах данных».
Технология проведения семинаров-практикумов
предполагает групповую форму работы. Так как
семинар-практикум является уроком развивающего
дифференцированного закрепления, то задания,
получаемые группой обязательно после выполнения
должны быть прокомментированы. Представление
отчетов различное: в устной форме учителю,
ученику-контролеру, либо группе-конкуренту.
Характерной особенностью интегральной
технологии является компьютеризация учебного
процесса, поэтому возможно представление
отчетов в виде печатных или электронных
документов. Семинар – практикум - мобильная
форма урока, позволяющая достигать самых
разнообразных педагогических целей. Роль
учителя на таком уроке заключается в умении
организовать неформальную защиту, чтобы вопросы
были значимыми и интересными для школьников. На
семинаре – практикуме возможны варианты
частично групповой работы, или перегруппировка в
ходе урока: так, например, часть заданий возможно
выполнять вчетвером, затем в парах, оставшийся
класс либо работает под руководством учителя на
продвинутом или общем уровне, проводит
тестирование на компьютере или с раздаточными
тестовыми заданиями. Обязательной составляющей
такого урока является рефлексия и оценивание.
Оценки выставляются в диагностическую карту, в
которой, кроме фамилии, ученики видят перечень
заданий, с которыми они должны справиться в ходе
урока. Оценивание проводится в зависимости от
уровня сложности, что позволяет ученику
выстроить собственную образовательную
траектория и двигаться к своей «точке роста», а
учителю дифференцировать обучение по
содержанию, уровню сложности заданий.
Интегральной образовательная технология,
созданная В.В. Гузеевым помогает мне реализовать
на уроках информатики и математики проблему
развивающего, личностно-ориентированного
обучения, формировать образовательные
компетенции учеников через предметное
содержание и технологический подход к
организации учебной деятельности на уроке.
Тема урока: Поиск информации в базе данных. Простые и сложные логические выражения.
Ожидаемый результат урока: формирование ключевых компетенций
В области учебных компетенций:
Уметь:
-самоорганизовывать процесс освоения знаний и выбирать собственную траекторию образования;
-решать учебные и самообразовательные проблемы;
-связывать воедино и использовать отдельные части знаний по теме «Базы данных».
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
-получать и использовать учебную информацию в форме ОК и теории учебника для решения практических задач темы.
Знать:
-способы поиска и систематизации информации в различных видах источников.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
-видеть связи между настоящим и раннее изученным материалом урока, предмета;
-видеть практическую значимость изучаемой темы и найти способ применения темы в практической жизни.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
-выслушивать и принимать во внимание мнение участников рабочей группы;
-читать и составлять логические выражения, определять их значение;
-сотрудничать и работать в команде.
Цели по содержанию урока:
Образовательная: Создать условия для обучения способам решения задач, связанным с поиском информации по условию в базе данных.
Развивающая: Способствовать отработке умения формулировать проблему,реализовывать идею поиска данных в базе по условию. Развивать логическое мышление.
Воспитывающая: Самостоятельно достигать результата, воспитывать в себе культуру умственного труда, культуру работы с компьютером, формировать информационно-коммуникативные и общеучебные компетенции.
Метод обучения: Проблемно-поисковый.
Форма организации познавательной учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма урока: семинар-практикум.
Средства обучения: Записи в тетради; компьютерная техника; ОС Windows ХР, программное приложение MS Office, мультимедийная презентация «Запросы в базах данных», бланки для фиксирования уровня усвоения учебного материала.
Ход урока.
I. Постановка проблемы .
Учитель Ребята, здравствуйте, очень спешила на урок, чтобы поделиться с вами необыкновенной историей, произошедшей со мною сегодня. Утром, идя на работу, я повстречала девушку, одетую в белоснежный наряд: пушистая шапочка, рукавички, пальтишко, отороченное белым мехом. Глядя на нее, я подумала, что она пришла на землю вместе со снегом, который сыпал сегодня всю ночь и утро. Необычно то, что в руках она держала схему, которую все время называла картой. Говорит, что по этой карте ей нужно найти нашу школу, и направляется она со срочным посланием к ученикам, но об этом несколько позже...
Посмотрела я на эту карту и решила, что помочь зимней красавце можно только на нашем уроке, а почему догадайтесь сами. Ребята, что напоминает вам эта схема? Приложение 1.
Ученик Я думаю, что данная схема представляет собой сетевую структуру базы данных.
Учитель Какие структуры баз данных тебе известны, в чем их отличие от базы данных сетевой структуры.
Ученик Существуют БД, имеющие иерархическую и реляционную структуру. В БД имеющих сетевую структуру, анализировать данные и их связи сложнее, чем в ранее названных. Однако сетевую БД всегда можно представить в виде реляционной.
Учитель Ну что же, на этом приключения не закончились. Я поинтересовалась, что заставило эту юную особу в такую рань, в канун Нового года разыскивать нашу школу. Она показала мне послание, на которое ей нужно срочно получить ответ. Мне сразу на ум пришли стихотворные строчки:
В тишину снегопада погрузился лес.
И «сыплет» информация повсюду от небес.
Как же всю ее собрать и сохранить?...
Если надо очень срочно, то найти и применить?
Отвечать мне сразу не спешите,
Лучше вместе со мною Access изучите.
Учитель Девушка на меня посмотрела задумчиво, но вряд ли что смогла понять. Но вы то знаете, о чем идет речь! Итак, ребята, пора познакомиться с этой девушкой? Узнать, что за послание она вам передала? Каким образом мы сможем на него ответить? А самое главное, кто же адресат послания?
№ п/п |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
II | Организацион-ный момент | Создается положительный настрой на
урок. Организуется запись домашнего задания. Учитель проводит жеребьевку для деления класса на группы. |
Проверяют готовность рабочего места. Записывают домашнее задание: стр.7.1-7.3. § 26-29. Рассаживаются по группам. (жеребьёвка после постановки проблемы). Приложение 2. |
III | Создание ситуации успеха- актуализация знаний и умений (повторение изученного материала). Мотивация. | 1. Для успешной работы в группах прошу
выбрать координатора, человека который сможет
рационально распределить функции между членами
команды, и будет отвечать за диагностику знаний. Инструктаж по диагностике знаний. -Выставить оценку каждому ученику за ответы на вопросы вписанные в диагностическую карту урока; -Обработка карты производится в документе «Итоговые знания»; 2. Для решения основной задачи урока нам понадобятся определенные знания. Вспомним, что узнали на предыдущем уроке и повторяли дома. В течении 1 минуты повторяют опорный конспект «Создание запросов в СУБД - Access». 3. По одному участнику команды приглашаются для работы с электронным тестом на«СУБД- Access» ПК. 4. По одному участнику команды у доски озвучивают слайды опорного конспекта. 5. Организуется работа с тестом на местах в команде. Каждой группе необходимо найти вариант правильного ответа и прикрепить напротив номера задания букву ему соответствующую. Все задания составлены на основе базы данных «Видеотека». |
1.Координатор группы получает пакет с
раздаточным материалом к уроку в состав которого
входят: диагностическая карта
урока, база данных «Видеотека» на основе
которой составлен тест с программируемым
ответом две снежинки для решения тестового
задания с программируемым ответом; карточка-задание
Деда Мороза, бланки таблиц истинности и набор
букв к ним. 2. В тетради записывают дату, тему урока из презентации «Создание запросов в СУБД - Access», она проецируется на доску. 3. Учащиеся, по одному из каждой команды, озвучивают теорию урока по обучающей презентации. Командиры групп проходят тестирование на электронном тесте по теории урока. (Приложение 6) 4. Решают тест, полученный к уроку в группе, выходят к доске и напротив задания прикрепляют код соответствующего ответа. Итогом работы с тестом является, собранное из снежинок слово «Снегурочка». Каждый, выходящий к доске, аргументирует свой ответ. 5. Проводится рефлексия. Учащиеся узнали имя «встретившейся» учителю незнакомки- это Снегурочка. Координаторы выставляют оценки за вопросы, знание которых было необходимо на данном этапе урока. |
IV | Постановка учебной задачи
(целеполага-ние) 1.Создание проблемной ситуации 2.Оценка незнания |
1.Так вот, ребята, оказывается
Снегурочка шла в нашу школу, а попала в Царство
Логики, где вы уже не гости, а хозяева. А послание
она нам несла, конечно же, от Деда Мороза. Давайте
прочитаем его. 2. Вот так задачку поставил перед нами Дед Мороз, понятно, что путь к ее решению проходит через таблицу истинности. Давайте покажем Снегурочке, что мы ее знаем. |
1.Класс читает задачу Деда Мороза. 2.По одному участнику группы в текстовом файле (Приложение 4) заполняют таблицу истинности, пользуясь копированием и вставкой, в ходе этой работы ученики проводят рефлексию умений определять результат сложных условий при поиске данных в БД, выполнив задание, комментируют его. |
V. | Технология процесса. Осознание и осмысление закрепление учебного материала |
1.Давайте поспешим с ответом на
послание, я предлагаю начать обсуждение решения
поставленной задачи. Подумайте, в какой БД вы
можете найти ответы на вопросы Деда Мороза, по
каким полям нужно вести поиск, и какие условия
позволят отобрать требуемые данные. 2. Анализирует составленные в ходе работы в группах сложные логические выражения и объясняет правило их записи при составлении запросов в приложении MS Access. 3.Организует работу в группах по выполнению задания. 4. Организует учащиеся не занятых работой на ПК с БД: 1. Преобразуют сетевую БД, полученную в начале урока, по заданию: Создать реляционную базу данных, альтернативную сетевой, описать типы ее полей и данные. |
1.Оставшаяся команда знакомится с
задачей и решает, как выполнить поиск данных в
базе на местах. Идет обсуждение, в каких полях и
по каким условиям будут производится запросы. В
тетрадях записывают условия для поиска
необходимых данных. 2. Продолжают решение задачи за ПК, работая в БД «Класс», созданной ими на предыдущих уроках, при необходимости пользуются инструкциями для выполнения работы. (Приложение5) 3. Оформляют полученные запросы в виде отчетов и выводят их на печать. 4. Полученные отчеты и будут ответом на послание виртуального Деда Мороза. 5. Заполняют до конца диагностическую карту урока. |
VI. | Рефлексия урока. | 1. Обращает внимание ребят на тему и цель
урока: достигнута ли поставленная задача урока? Подводит итог выполнения работы в группах демонстрируя полученные учащимися результаты. Как вы думаете, помогли мы Деду Морозу найти адресатов для его подарков. Молодцы, спасобо за урок! |
1. Проводят рефлексию своей работы. 2.Средний балл урока округляют до целых и выставляют оценку в дневник. |
Диагностическая карта урока.
Явление, факт, понятие, навык |
Уровень усвоения (Группа - ) |
||
Фамилии учащихся | |||
1.Открыть базу данных. | |||
2.Элементы реляционной базы данных. | |||
3.Простое логическое выражение. | |||
4.Сложное логическое выражение (дизьюнкция). | |||
5. Сложное логическое выражение (коньюнкция). | |||
6. Сложное логическое выражение (отрицание). | |||
8. Добавлять и удалять записи в БД. | |||
9. Создание запроса в БД. | |||
10. Объекты СУБД. | |||
Типы и форматы полей в БД. | |||
Таблица истинности, применение таблицы в практической работе. | |||
Итог тренинг - практикума. |
Письмо Деда Мороза. Дорогие
школьники. Жду с нетерпением встречи с вами у
Новогодней 4. Тем, кто имеет рейтинг «5» и родился 31января. До встречи в Новый год Ваш Дед Мороз. |
Тест по теме «Поиск информации в базе данных. Простые и сложные логические выражения.»
№ п/п |
Вопрос теста |
Ответ на вопрос |
Код |
1 | Сколько получиться записей после поиска в БД « Видеотека» по условию ЖАНР = боевик. | 7 | с |
2 | Какой результат будет получен в поле ФИЛЬМ по запросу в поле ДАТА = 22.03.97 | Драйф | н |
3 | Сколько записей выведет запрос в поле ВРЕМЯ по запросу Is Not Null | 20 | е |
4 | Запрос составлен следующим образом: ФИЛЬМ=игрушка AND СТРАНА= США. Какой результат выведет такой запрос? | 0 записей |
г |
5 | Какие данные появятся в поле ЖАНР по запросу ВРЕМЯ=185 or ДАТА=16..07.1997 | США Индия | у |
6 | В каком поле возможно исользование условие в форме: Beetween 01.01.96 AND 31.12.96 ? | ДАТА | р |
7 | Определите результат в поле ДАТА по сложному запросу ВРЕМЯ=130 or ФИЛЬМ = Титаник. | 17.03.98 12.05.96 |
о |
8 | В поле СТРАНА запрос записан в виде условия: Not like «Ф*» AND Not like «С *». Какие данные будут выброны при таком запросе в этом же поле? | Россия Индия | ч |
9 | Условие записано в виде ВРЕМЯ >=185 , что отсеется в запросе в поле ЖАНР? | мелодрама | к |
10 | Как необходимо прописать условие в поле ФИЛЬМ, чтобы в нем осталась запись: «Ромео и Джульетта»? | like «Р*» | а |
Минимальный уровень задач по теме.
1. Понятие СУБД.
2. Определение и характерные особенности реляционной БД.
3. Элементы реляционной БД. Примеры.
4. Создать, открыть, изменить данные в реляционной БД используя программное обеспечение.
5. Сформировать простое условное выражение в любом поле и создать запрос по данному условию.
6. Сортировать данные в лябом поле.
7. Редактировать содержимое полей.
Общий уровень задач по теме.
8. Создавать сложные условные выражения.
9. Определять истинность сложных условных выражений по конкретной БД.
10. Находить данные по сложным условным выражениям и анализировать их правильность.
11. Структура команд поиска и сортировки данных в базе.
Продвинутый уровень задач по теме.
12. Нормализация БД.
13. Создание Вычисляемых полей в БД.
14. Знать ИПС и принцип их организации.
15. Устанавливать связи в многотабличных БД.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС./ Гузеев В.В. М: НИИ школьных технологий, 2006г
2. Информатика и ИКТ. Базовый курс:Учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин и др.-М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Часть 2. / И.Г.Семакин и др.-М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005