Программа педагогического сопровождения одаренных и способных гимназистов 1–11-х классов

Разделы: Администрирование школы

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: программа, способные гимназисты, педагогическое сопровождение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит свое отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одаренных детей. Педагоги гимназии внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы, способствующие выявлению и развитию способностей гимназистов. Таким образом, МОУ «Гимназия №1», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.С. Юркевич и другие.

Традиционное мнение, что одаренный ребенок – это ребенок, успешный в учении (отличник), преодолено учеными РАО (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и другими).

Уже само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая (генетически обусловленная) исключительность. Хотя это понимание вполне допустимо и справедливо, есть и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности. Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).

Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, А.М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В.С. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий: своевременная диагностика возможностей, адекватное содержание обучения, внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией, психологическое и педагогическое сопровождение учащегося, побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

По мнению ученых, выявление детей и подростков, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему. Однако, придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, мы выделяем интеллектуальную, творческую, академическую и социальную. Для диагностики предполагается применять ряд методик. Так, для выявления интеллектуальной одаренности рекомендуется использовать методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление и другие. Кроме этого, необходимо использовать методику изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволит иметь своевременную информацию о потенциале гимназистов.

Внедрение педагогического сопровождения создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности гимназистов, учета и развития индивидуальных особенностей школьников, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития гимназистов, их интеллектуальных способностей.

Программа составлена на основе Программы развития МОУ «Гимназия №1», Программы развития научно-методической службы МОУ «Гимназия №1», комплексно-целевой программы «Одаренность» МОУ «Гимназия №1» и способствует выявлению, развитию и педагогической поддержке одаренных и способных детей.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.

  1. Научность.
  2. Оптимизация (разработка инновационной системы оптимальных
  3. условий развития гимназистов).
  4. Индивидуализация.
  5. Дифференциация.
  6. Свобода выбора образовательных услуг, педагогической помощи, психологической консультации, наставничества.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.

Цель программы: создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.

Задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.
  2. Развитие у гимназистов умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).
  3. Формирование у гимназистов умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
  4. Развитие у гимназистов самостоятельного мышления.
  5. Развитие речи гимназистов:
    - обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи гимназистов в ходе решения образовательных задач;
    - усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.
  6. Развитие воображения, памяти, внимания гимназистов.
  7. Формирование у гимназистов умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
  8. Развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям.
  9. Развитие индивидуальных творческих способностей гимназистов в условиях комфортной познавательной ситуации.

ПРОГНОЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.

Реализация мероприятий, предусмотренных данной программой, позволит:

  1. Создать условия для развития и поддержки одаренности и способностей у гимназистов в современных условиях.
  2. Разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми.
  3. Расширить сеть учреждений, работающих с одаренными и способными детьми.
  4. Совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми.
  5. Сформировать банк данных «Одаренные дети».

МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.

  1. Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение гимназистов к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда.
  2. Стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и гимназистами.
  3. Способствовать развитию творческого потенциала гимназистов, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации.
  4. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

У одаренных детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание необходимо уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности.

ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГИ ГИМНАЗИИ УЧИТЫВАЮТ 3 ВИДА МОТИВАЦИИ:

  1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней как в гимназии, так и дома.
  2. Прагматическую: усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется для саморазвития, при поступлении в вуз, при приобретении специальности и т.д.
  3. Содержательную: применение знаний гимназистов в нестандартных ситуациях, в познавательных спорах; введение школьников в проблемные ситуации или парадоксальные демонстрации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.

Образовательным продуктом при педагогическом сопровождении одаренных и способных детей могут быть следующие материалы: конспект, тезисы, лингвистический анализ, математический анализ, комплексный анализ, собственные тексты и микротексты, стихи, сказки, живопись, схемы, компьютерный учебный проект, доклады, подборка цитат и эпиграфов, аннотации, викторины, кроссворды, лабораторные опыты, рекламные проспекты и другие материалы.

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной, исследовательской деятельности.

Приложение