ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит свое отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одаренных детей. Педагоги гимназии внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы, способствующие выявлению и развитию способностей гимназистов. Таким образом, МОУ «Гимназия №1», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.С. Юркевич и другие.
Традиционное мнение, что одаренный ребенок – это ребенок, успешный в учении (отличник), преодолено учеными РАО (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и другими).
Уже само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая (генетически обусловленная) исключительность. Хотя это понимание вполне допустимо и справедливо, есть и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности. Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).
Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, А.М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В.С. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.
Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий: своевременная диагностика возможностей, адекватное содержание обучения, внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией, психологическое и педагогическое сопровождение учащегося, побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
По мнению ученых, выявление детей и подростков, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему. Однако, придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, мы выделяем интеллектуальную, творческую, академическую и социальную. Для диагностики предполагается применять ряд методик. Так, для выявления интеллектуальной одаренности рекомендуется использовать методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление и другие. Кроме этого, необходимо использовать методику изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволит иметь своевременную информацию о потенциале гимназистов.
Внедрение педагогического сопровождения создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности гимназистов, учета и развития индивидуальных особенностей школьников, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития гимназистов, их интеллектуальных способностей.
Программа составлена на основе Программы развития МОУ «Гимназия №1», Программы развития научно-методической службы МОУ «Гимназия №1», комплексно-целевой программы «Одаренность» МОУ «Гимназия №1» и способствует выявлению, развитию и педагогической поддержке одаренных и способных детей.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.
- Научность.
- Оптимизация (разработка инновационной системы оптимальных
- условий развития гимназистов).
- Индивидуализация.
- Дифференциация.
- Свобода выбора образовательных услуг, педагогической помощи, психологической консультации, наставничества.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.
Цель программы: создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.
Задачи:
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.
- Развитие у гимназистов умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).
- Формирование у гимназистов умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
- Развитие у гимназистов самостоятельного мышления.
- Развитие речи гимназистов:
- обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи гимназистов в ходе решения образовательных задач;
- усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач. - Развитие воображения, памяти, внимания гимназистов.
- Формирование у гимназистов умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
- Развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям.
- Развитие индивидуальных творческих способностей гимназистов в условиях комфортной познавательной ситуации.
ПРОГНОЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.
Реализация мероприятий, предусмотренных данной программой, позволит:
- Создать условия для развития и поддержки одаренности и способностей у гимназистов в современных условиях.
- Разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми.
- Расширить сеть учреждений, работающих с одаренными и способными детьми.
- Совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми.
- Сформировать банк данных «Одаренные дети».
МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение гимназистов к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда.
- Стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и гимназистами.
- Способствовать развитию творческого потенциала гимназистов, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации.
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
У одаренных детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание необходимо уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности.
ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГИ ГИМНАЗИИ УЧИТЫВАЮТ 3 ВИДА МОТИВАЦИИ:
- Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней как в гимназии, так и дома.
- Прагматическую: усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется для саморазвития, при поступлении в вуз, при приобретении специальности и т.д.
- Содержательную: применение знаний гимназистов в нестандартных ситуациях, в познавательных спорах; введение школьников в проблемные ситуации или парадоксальные демонстрации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.
Образовательным продуктом при педагогическом сопровождении одаренных и способных детей могут быть следующие материалы: конспект, тезисы, лингвистический анализ, математический анализ, комплексный анализ, собственные тексты и микротексты, стихи, сказки, живопись, схемы, компьютерный учебный проект, доклады, подборка цитат и эпиграфов, аннотации, викторины, кроссворды, лабораторные опыты, рекламные проспекты и другие материалы.
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной, исследовательской деятельности.