Цель: знакомство с новой буквой.
Задачи:
- учить выделять в словах звуки [д], [д?] и характеризовать их;
- познакомить с печатной буквой Д д;
- вырабатывать навыки осознанного чтения;
- развивать речь, логическое мышление, память учащихся;
- расширять кругозор учащихся о нашей республике;
- воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки.
Оборудование: лента букв, таблицы с буквами, печатная и письменная буквы Дд, слоговая таблица, части слов, рисунки дуба, дятла, морского дна, моста, водолазов, пословица, выставка книг.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.
(учащиеся хором читают стихотворение и садятся за парты)
II. Повторение изученного.
а) Работа с лентой букв.
- Ребята, посмотрите на ленту букв. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?
- Как произносится гласный звук?
- Что вы можете сказать о произношении согласного звука?
б) Игра «Найди лишнюю букву»
- Посмотрите на таблички, найдите на каждой лишнюю букву и докажите свой ответ:
Н Б И | А И Е |
Р З | Р О |
III. Новый материал.
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какая она: гласная или согласная, научимся читать слоги и слова с ней.
2. Выделение звуков.
- Для начала узнаем, какие звуки обозначает эта буква.
а) Отгадайте загадку:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
- Посмотрите на картинку.
- Произнесите слово «дуб».Составьте схему.
- Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?
(согласный, твёрдый)
б) – Отгадайте ещё одну загадку:
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит? (дятел)
- Посмотрите на этого красавца.
- Произнесите слово «дятел». Составьте схему.
- Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?
(согласный, мягкий)
в) Игра «Тим – Том»
Дерево, дом, дверь, Денис, дуб, дети, дождь, день, дорога, духи, декабрь, дятел.
г) Чистоговорка
- Запомните и повторите:
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
3. Знакомство с буквой Д д.
а) – Эти согласные звуки записываются буквой Д д. (показ)
б) – На что похожа буква Д д?
(учитель выслушивает варианты детей и предлагает свои:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная. )
в) Печатание буквы в тетради (Дежурный читает стихотворение:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.)
г) Подбор слов.
- Назовите слова, которые начинаются на букву Д.
4. Чтение слогов с буквой Д д.
а) чтение по слоговой таблице (сначала читает учитель, а затем-учащиеся)
б) – В каких слогах мы слышим твёрдый звук [д], а в каких - мягкий?
5. Чтение слов.
а) – Поиграем в игру «Составь слово»
да | рево | (начало слова на доске, а окончание расклеено по классу; |
ды | кообраз | учащиеся не только составляют слово, но и объясняют |
ду | брота | его значение) |
ди | ня | |
де | дочка | |
до | ча |
б) Воспитательный момент.
- Ребята, как вы понимаете смысл слова «доброта»?
- В словаре Ожегова записано: «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям».
Есть такая пословица : «Жизнь дана на добрые дела». Как вы понимаете её смысл?
(Рисунок 1).
в) Словарная работа.
- Много добрых дел выполняют и водолазы. А кто это такие?
- Из каких двух слов состоит это слово «водолаз»? (табличка)
- В словаре Ожегова записано: «Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде».
г) – Прежде чем перейти к следующему этапу урока, давайте немного отдохнём.
Физминутка для тела (под стихотворение),
физминутка для глаз.
(Рисунок 2).
6. Работа по учебнику.
а) Вступительная беседа.
- Царство рек, озёр, морей велико и обширно. 2/3 нашей планеты покрыто водой.
С поверхностью водоёмов люди давно знакомы, а что таили их глубины, было неведомо.
- Но вот человек изобрёл водолазный костюм, позволяющий ему спускаться на большие глубины. Люди узнали много интересного о жизни под водой, смогли всё это зарисовать и записать в книгах.
- Посмотрите на эти книги, все они есть в нашей библиотеке.
- В наше время водолазы ведут любые подводные работы.
б) Чтение слов (стр. 109)
(учащиеся читают сначала по слогам, а потом повторяют получившееся слово и объясняют его значение)
в) Чтение текста (стр. 109 - 1)
(текст читает 1 ученик)
- Что вы можете сказать о работе водолазов?
г) Чтение текста (стр. 109 - 2)
* Чтение текста по предложениям
* Чтение текста 1 учеником
* Вопросы:
- У кого папы работали водолазами?
- Где они работали?
- Что делали?
д) Связь с нашим городом.
- В нашем городе тоже есть водолазы. Располагаются они в здании спасательной станции. (показ фотодокументов , вырезок из газет).
IV. Итог урока.
- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Какая она? Какие звуки обозначает?
- О людях какой профессии говорили?
V. Оценивание.
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Понравился ли вам урок?
- И вы мне понравились.
- Завтра мы продолжим эту тему.