Тема урока: Православные праздники в
русской культуре.
(урок-исследование по истории, 7 класс)
Цель урока: Обобщение культурологических знаний учащихся с точки зрения исторической значимости.
Задачи урока:
Образовательная. Связь православных праздников в контексте отечественной культуры.
Развивающая. Развитие памяти, мышления, умения анализировать и строить логические высказывания.
Воспитательная. Воспитание нравственности, патриотизма и русского национального самосознания личности.
Ход урока:
Подготовительная стадия. Весь класс разделен на две группы. Перед каждой группой ставятся задачи, выделяются вопросы, даются творческие задания.
Задачи для групп:
- собрать материал по определенной теме;
- выбрать из материала необходимую информацию;
- обработать информацию;
- выстроить логическую цепочку ответа группы.
Вопросы для группы:
- С каким библейским событием связан православный праздник Рождества Христова?
- Как появился праздник Святой Троицы?
- Каким образом отмечали эти праздники на Руси?
- Что для православного человека значат праздники Рождества Христова и Святой Троицы?
Творческие задания:
- доклады по темам;
- кроссворды;
- загадки по теме;
- видеоряд;
- предметные ассоциации;
- вырази мнение.
Учитель: после принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. И сегодня мы с вами на уроке рассмотрим некоторые православные праздники, а также ответим на вопрос какое они значение имели для каждого православного человека?
В связи с этим весь класс был разделен на 2 группы, каждая группа получила задания. Группа первая собирала и обрабатывала, готовила творческие задания по празднику Рождества Христова, вторая группа работала над материалами по празднику Святой Троицы. И выбор этих праздников неслучаен. Почему?
Учащиеся: потому что скоро будет праздник Рождества Христова, а праздник Святой Троицы является престольным для нашего храма (церковь Пресвятой Троицы).
Учитель: сначала каждая группа познакомит нас с тем материалом, который был ими собран и тщательно изучен. По ходу выступления докладчика прошу вас ребята необходимую информацию записывать в тетрадки, чтобы вам достаточно легко удавалось справляться с творческими заданиями в ходе нашего урока.
Предоставляется слово докладчикам из первой группы.
Темы докладов: Появление праздника Рождества Христова (муз. фон «Ночь тиха» Р. Шуман)
Как праздновали Рождество Христово на Руси? (муз. фон «Торжествуйте веселитесь»)
(Выступление докладчиков регламентируется по времени и сопровождает музыкальное оформление).
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Рождества Христова.
Учитель: поблагодарим первых выступающих и предоставим слово второй группе, которая обрабатывала материал по празднику Святой Троицы.
Темы докладов: История появления праздника Святой Троицы (муз. фон «Июнь: Баркарола» П. Чайковский)
Как праздновали праздник Святой Троицы на Руси? (муз. фон «Березка» обр. Е. Кузнецова)
Учащиеся: выступление с докладами по празднику Святой Троицы.
Учитель: прекрасные доклады. Видно, что вы старались на совесть обработали материал по заданным темам. Надеюсь, что все сделали себе необходимые пометки в тетрадях из истории этих праздников. Но теперь, преступим к другой части нашего урока не менее интересной, а именно к творческим заданиям.
Итак, каждой команде было дано задание составить кроссворд по своей тематике. Другая же команда, получив кроссворд должна разгадать его за установленное время. Время на решение кроссвордов для команд – 6 минут, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за не правильный ответ 0 баллов. Приступаем.
(На доске каждая команда закрепила свой кроссворд и передала вопросы другой команде. Для решение кроссворда принимает участие вся команда).
Учащиеся: на доске заполняют схему кроссворда и проверяют ответы. Выставляют друг другу баллы.
Учитель: с данным заданием каждая команда справилась на должном уровне. Но, продолжим наше интеллектуальное шоу. Также каждая команда выискивала достаточно трудные загадки, которые напрямую связаны с праздниками Рождества Христова и Троицы. Всего команды загадывают по 5 загадок, за каждый правильный ответ по 1 баллу, за не правильный ответ – 0 баллов.
Учащиеся: попеременно каждая команда загадывает загадки. Подводится итог по баллам.
(Учитель за каждое творческое задание выставляет баллы в суммарную сетку, которая расположена на доске).
Учитель: это задание называется видеоряд. Нет, мы с вами не будем смотреть видеофильм. Сейчас каждая команда покажет при помощи пантомимы, т. е. мимикой и жестами без слов не большой отрывок из того, как празднуют Рождество Христово и Святую Троицу. Но, чтобы облегчить задание будут даны подсказки. Использую, которые вы сможете отгадать, что же вам показали.
(Ребята показывают по 2 пантомимы от каждой команды и дают по 3 варианта ответа, можно показать одну пантомиму два раза, но не больше).
Учащиеся: демонстрируют видеоряд. За правильный ответ – 1 балл, если ответа не было, то 0 баллов. Итоги за пантомиму.
Учитель: все задания постепенно усложняются, поэтому придется командам серьезно подумать над следующим заданием. Любой праздник у нас ассоциируется с какими-то предметами. Поэтому ваша задача правильно выбрать предметы, которые связаны с праздником Рождества Христова и Святой Троицы, и объяснить почему.
(Из 5 – 10 предметов учащиеся выбирают те, которые связаны с праздником и объясняя выстраивают ассоциативный ряд).
Учитель: подведем итоги этого задания «предметная ассоциация». Каждая команда внимательно слушала докладчиком, поэтому и справилась с такой трудной задачей. А теперь пришло время подвести итоги и обобщить результаты. Спасибо каждой команде за то, что проявляли себя достойно.
В конце урока прошу вас письменно ответить на вопрос: что значили для православных христиан церковные праздники Рождества и Троицы? А потом вы выразите свою точку зрения, и мы с вами обменяемся мнениями.
Подведение итогов и выставление оценок.