Внутригрупповое взаимодействие и проектная деятельность на уроках информационных технологий

Разделы: Информатика


Цель: получение учащимися навыков внутригруппового взаимодействия для дальнейшего участия в проектной деятельности

Задачи:

  • научить использовать различные телекоммуникационные сервисы для обеспечения такого взаимодействия;
  • приобрести навыки работы с программой NetMeeting (вместо данной может быть использована любая другая программа, обладающая схожим функционалом);
  • определить механизм для формирования наиболее эффективных микро-групп;
  • закрепить материал по теме «Алгоритмика», выработка алгоритма действий;
  • развить организационные навыки у лидеров микро-групп.

Одним из вопросов, которые стоят при попытках внедрения проектной деятельности в учебный процесс, является следующий: как научить учиться в такой форме?

Большинство учеников в проектной деятельности пассивны, так как не умеют действовать самостоятельно, а при формировании групп (микро-групп) не способны к самоорганизации и определению стоящих перед ними целей и задач, не говоря уже о конечном результате их труда.

Что необходимо сделать? В кратчайшие сроки привить ученикам 5-ого класса навыки работы в группе. Создать условия по выполнению целостной работы различными группами и получения адекватного результата.

Для проведения такого эксперимента был выбран курс информационных технологий и программная среда NetMeeting для выполнения практического задания. Работа была разбита на четыре этапа:

  1. работа всего класса с программой – получение первичных навыков работы в программной среде;
  2. работа всего коллектива класса над одним из заданий;
  3. распредиление учеников класса на группы и выполнение каждой группой своего собственного задания;
  4. самостоятельное разбиение учеников класса на группы, определение общей темы урока, внутригрупповове определение задания для своей группы.

Следует отметить особо, что решение возникающих вопросов и сотрудничество на 2-4 этапах осуществляется исключительно в интерактивном режиме с использованием средств программы.

В качестве подготовительного этапа необходимо наличие у учащихся знаний и навыков работы в программе Paint или в иной схожей программе.

Как всё сказанное реализовать на практике? Ниже предлагается примерный материал при проведении уроков. Первый урок раскрыт в наибольшей степени, с частичным описанием этапов, так как он является общетеоретическим, и на этом уроке учащиеся получают первичные навыки работы в среде изучаемой программы.

Урок 1. Знакомство с программой NetMeeting

1. Организационный этап

1.1. Построение взвода, доклад командира, фиксация отсутствующих, приветствие
1.2. Проверка подготовленности кадет к учебному занятию
1.3. Подготовка рабочего места к учебному занятию, включение компьютеров, запуск программы

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

3.1. формулирование темы урока: «Знакомство с программой NetMeeting»
3.2. указание на социальную и практическую значимость изучаемого материала. На этом этапе оговаривается следующий круг вопросов:

  • Рользуетесь ли вы Интернетом? (да/нет)
  • Что вы там делаете? (играем, скачиваем программы, музыку, общаемся на чатах или форумах)
  • С помощью каких программ вы это делаете? (веб-приложения, DC++, ICQ, Torrent и т.д.)
  • Знаете ли вы о возможности сетевого общения вне Интернета? (локальные сети)
  • С помощью каких программ это можно выполнить (среди названных должно прозвучать NetMeeting)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

4.1. указать на то, что программа NetMeeting является «стандартной» и существует во всех версиях операционной системы Windows;
4.2. научить запускать программу;
4.3. указать на начальные этапы конфигурирования (возможно с использованием мультимедийного проектора);
4.4. познакомиться с основными инструментами программы;
4.5. изучение инструмента «Общие приложения»;
4.6. изучение инструмента «Разговор»
4.7. изучение инструмента «Передача файлов»
4.8. изучение инструмента «Доска»
4.9. получение навыков работы с инструментами «Разговор» и «Доска»

5. Этап первичной проверки понимания изученного

5.1. проверка учителем правильного понимания назначения тех или иных инструментов программы;
5.2. ликвидация неясностей в материале, ответы на вопросы.

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

6.1. работа с классом: «Для чего нам может пригодиться эта программа?»
6.2. указание на достоинства и недостатки программы
6.3. закрепление навыков работы с инструментом «Разговор» - все вопросы задаются учителем и ответы получаются с помощью этого инструмента.

7. Этап применения новых знаний и способов действий

Содержание данного этапа реализуется в основном в рамках остальных уроков.

8. Этап обобщения и систематизации знаний

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

10. Этап коррекции знаний и способов действий

11. Этап информации о домашнем задании

12. Этап подведения итогов занятия

13. Этап рефлексии

Урок 2. Рисуем один рисунок

На этом уроке работа усложняется: если на первом уроке каждый индивидуально пытался нарисовать с помощью инструмента «Доска» «свой» рисунок, то теперь весь класс должен изобразить один рисунок, с учетом того, что они работают параллельно. Встает проблема, которую мы условно назвали «труба с домиком»: рисуем ли мы сначала домик и потом к нему подрисовываем трубу, или вначале рисуем трубу, а потом к ней «крепим» домик.

Необходимо требовать, чтобы все вопросы учащиеся, по возможности, задавали в интерактивном режиме, с использованием инструмента «Разговор», аналогично они распределяют и функциональные обязанности.

Наблюдения показали, что такая форма работы наиболее эффективна, при составе подгруппы на уроке не более 10 человек. Включение большего количества в работу вносит определенной степени дисгармонию, и большая часть времени уходит на определение функциональных задач каждого ученика. Тем более недопустима работа двух и более учащихся за одним компьютером.

Для работы на уроке можно предложить следующие рисунки:

1. «Домик на лужайке»
2. «Машинка на дороге»
3. «Новый год»

Урок 3. Рисуем группами

Сложность данного урока заключается в том, что в условиях нашего учебного заведения – кадетского корпуса, учащиеся (кадеты) уже разбиты на группы внутри класса: взвод делится на отделения. Вопрос:

1. перераспределить учащихся между отделениями;
2. или оставить всё «как есть» и заняться укреплением внутригрупповых связей.

На наш взгляд такой вопрос должен решаться командирами отделений, задача учителя при этом – сохранить баланс сил, чтобы в одной группе не оказались только сильные ученики, а в другой – ученики, имеющий меньший навык при работе с компьютером. На данном этапе учителем выдаются индивидуальные задания каждой группе. Для функционирования такой схемы необходимо сконфигурировать компьютеры таким образом, чтобы не образовалось пересечения между группами.

Усложненный вариант: участники группы разнесены между собой в пространстве., что способствует их общению в интерактивной форме.

Урок 4. Рисуем самостоятельно

На данном этапе ученики самостоятельно разбиваются на группы, не совпадающие с составом отделений. Учителем называется тема для выполнения задания, например: «Школа будущего моими глазами». Группы должны:

  • определиться: что они будут изображать по данной теме;
  • обосновать свой выбор;
  • определить в какой последовательности они будут выполнять свой рисунок;
  • выполнить рисунок.

Здесь учитель оказывает минимальное влияние на работу групп. Вся работа выполняется группами самостоятельно и сдается учителю для поведения итогов. Допускаем, что на выполнение такого задания, ввиду его новизны, может потребоваться более одного академического часа.

По итогам работы за четыре урока, учащиеся должны не только получить навыки самоорганизации, но и активно применять их при выполнении тех или иных поставленных задач в проектной деятельности.

При нехватке времени для проведения такой работы на уроке, возможно проведение ее на кружке по информатике или на иных факультативных занятиях.