Мы работаем над этой проблемой в течение 12 лет, поскольку столкнулись реально на практике с тем, что дети приходят в школу без желания учиться. Многим трудно учиться еще и потому, что они не имеют элементарных общеучебных навыков (так как не посещали детский сад). Это значительно усложняет процесс адаптации к школе и дальнейшее обучение.
В процессе работы мы наблюдаем, что таким детям сложно усваивать учебную программу на стандартные «4» и «5»,то есть на те отметки, которые положительно принимают сами дети и их родители.
Поэтому для того, чтобы эти ребята могли учиться радостно, оптимистично, творчески, могли видеть результаты своего труда, мы применяем игровые способы контроля за успеваемостью, за продвижением каждого конкретного ученика, за успешностью его обучения.
В своей работе мы стремимся к тому, чтобы у учеников не было страха перед «двойкой», чтобы каждый ученик в своем темпе все-таки усваивал школьную программу. Но в тоже время важно, чтобы дети и их родители видели результаты учебного труда, да и учителю нужно конкретно представлять уровень обученности учащихся.
Для контроля за усвоением основных тем программы, начиная с первого класса, мы используем зачетную систему. Подготовка к зачету идет по такому плану:
Обзорное знакомство с темой;
Фронтальное объяснение нового материала;
Формирование умений у каждого ученика;
Тренировка навыков;
Проверочная работа перед зачетом;
Зачет;
Устранение пробелов. Дифференцированная работа;
Контрольный срез;
В конце четверти этот вопрос включается в контрольную работу.
Во время проверочной работы ребята могут задавать столько вопросов, сколько им нужно. Зная конкретную тему, по которой будет поводиться зачет, многие ученики готовятся дома с родителями. Перед зачетом можно услышать: «Зачет? Ура!». Если кто-то не может сдать зачет с первого раза, то всегда есть возможность научиться и пересдать. Зачеты оформляются на отдельных листах (Рис. 1).
К четвертому классу ребята обычно уже чувствуют, готовы ли они к зачету. Тогда как перед контрольной такой уверенности нет, потому что задания могут быть непредсказуемые.
Результаты зачетов и другого учебного труда детей фиксируются на экранах успеваемости. Такие экраны Шаталов использовал в своей работе со старшеклассниками на уроках математики и физики, а мы адаптировали их для работы в начальных классах. Вместо отметок все ребята получают одинаковые «цветочки» как только тема будет ими изучена и усвоена (Рис. 2).
Хотим обратить особое внимание на особенности этой таблицы. Все дети получают одинаковые цветочки, независимо от того, когда они сдали зачет. Таким образом, мы избегаем даже подсознательного деления результатов обучения на привычные: «2», «3», «4», «5». Единственный вывод, который могут сделать посторонние наблюдатели – это определить, что какие-то дети усваивают темы быстрее, а каким-то ребятам на это усвоение нужно больше времени. Сами дети с удовольствием отмечают свое продвижение: «Сейчас я еще таблицу умножения на 8 сдам и догоню Катю». С помощью этой таблицы можно нацелить ребенка: «Посмотри, ты еще не научился разбирать слова по составу, в этой колонке у тебя нет цветочка. Давай позанимаемся, и ты тоже сдашь эту тему – получишь цветочек». Зная таким образом свои пробелы и недочеты, дети часто занимаются дома с родителями по данной теме. Это так же облегчает работу родителям: они знают, что именно не умеет их ребенок, и стараются по возможности ему помочь.
Учитель четко знает: какие темы уже усвоены детьми, к каким темам нужно вернуться еще раз и чему уделить особое внимание при индивидуальной работе. На ведение такого экрана успеваемости учителю, конечно, придется затрачивать определенное время.
Для наработки навыков устного счета мы используем экран «Часики» (Его можно разместить на листе «Как мы учимся» в крайних справа столбцах). Первоклассникам бывает сложно ориентироваться во времени, в своих результатах счета на скорость. Поэтому, время, затраченное ребенком на решение карточек, мы фиксируем на символических часиках. Обычно, глядя на этот экран, дети сразу видят свои результаты и реагируют очень эмоционально. Эти результаты видны и любому взрослому: чтобы решить 60 карточек Юле Б. понадобилось 47 минут, а через месяц – уже 10 (Рис.3).
Чтобы приучить детей писать грамотно, чтобы они внимательно отнеслись к своим ошибкам, в классе проводится игра «Ситечко» на уроках русского языка (Рис.4). На отдельных листочках ребята выписывают слова, в которых они допустили ошибки. В конце четверти подсчитывается, сколько слов попало в «ситечко». Чем меньше слов, тем лучше. Затем ребята заучивают слова и пишут их под диктовку соседа по парте. Листочек для удобства нужно перегнуть, чтобы на строке было по одному слову, и хранить его под обложкой в учебнике. На новую четверть заводится новый листочек. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится, когда у них пустое «ситечко».
Так как все дети разные и по темпераменту и по природным способностям, то учителю нужно найти методические способы и приемы, чтобы устранить эти проблемы. Но при использовании этих методов и приемов нам важно и зафиксировать, отметить результаты детского учебного труда, так как именно оценка работ стимулирует ребят на продолжение учебной деятельности.
На всех уроках и в каждом классе есть учащиеся, которые выполняют задания быстрее своих товарищей. Чтобы такие ребята использовали эффективно каждую минуту урока и в тоже время не отвлекали учителя и одноклассников, мы используем следующие дидактические игры.
На уроках русского языка и математики дети, не спрашивая учителя, потому что общая договоренность уже есть, пишут на маленьких листочках. Тема записана на доске в условленном месте, и висит условный знак, который объясняет, в какую копилочку заносятся результаты детей. Например:
|
- это игра «Змейка» |
|
|
- это игра «Поезд» |
|
|
-а это «Строим домик» |
В этих играх нам очень важно, чтобы ребенок работал качественно. Поэтому после первой ошибки учитель дальше листочек не проверяет, следовательно, слова и примеры не засчитываются. Это приучает ребят к внимательности и экономит время учителя (Рис. 5).
На уроках русского языка эта игра ценна еще и тем, что расширяет кругозор детей и обогащает их словарный запас. Темы могут быть самыми разнообразными. Можно давать задания по теме, которая изучается в данное время в классе. А можно, используя методику опережающего обучения С. Н. Лысенковой, давать задания по темам, которые будут изучаться в будущем. Например, в третьем классе мы предлагаем ученикам записывать на листочках глаголы с частицей не, хотя эту тему дети еще не изучали. Чтобы задание было понятно, мы даем образец: «не рисовал, не идем».
На уроках математики в игре «Цветочки» дети тренируют навыки устного счета, решая примеры с листа на стенде (Рис. 6). Для проверки этих работ учитель использует свою карточку с ответами (Рис. 7), что существенно экономит его рабочее время.
Листочки для этих игр могут заготавливать сами дети, а дежурный раздаст их перед уроком.
Результаты, то есть количество правильно решенных примеров или записанных слов отмечаются на специальных графиках также адаптированных для детей младшего школьного возраста. Учитывая психологические особенности детей, темп, в котором они могут работать, мы делим всех учащихся на несколько подгрупп, причем это деление должно быть тщательно продуманно. В такие подгруппы нужно подбирать ребят примерно равных по силам, чтобы у каждого ребенка был шанс выиграть (Рис. 8).
Условно назовем эти подгруппы A, B, C, D. Итоги удобно подводить раз в неделю. А в течение недели учитель отмечает результаты в своей тетради
На этих графиках мы видим, что, за одно и тоже время ребята подгрупп A и B успели сделать больше, и их «змейки» гораздо длиннее. Наблюдая за детьми, можно отметить, что они соревнуются с товарищами из своей подгруппы. Таким образом, практически каждый ученик может быть лидером в своей подгруппе, хотя в классе это может быть средний и даже слабый учащийся.
Чтобы разнообразить игру, в 3 и 4 классах, когда темп работы детей увеличивается, можно «строить» домик, основываясь опять же на количестве решенных примеров или записанных слов (Рис. 9)
Каждый ученик мог «построить» такой домик за одну четверть. Краткие однодневные таблицы и графики на наш взгляд не целесообразны, так как дети вживаются в длительную игру, долго помнят; и то, во что вложено много труда и сил дорого ценят.
В 1 и 2 классах за дополнительно решенные задания, правильно выполненную работу мы награждали каждого ребенка «яблочком», которое малыш приклеивал на свое деревце. И ребенок сам мог наблюдать за своими успехами. Цвет яблочка не зависит от уровня и качества сделанной работы, на цвете не акцентируется внимание детей (Рис. 10).
В качестве варианта проводится игра «Полянка» (Рис. 11). Листочки с деревцем и полянкой, сделанные для каждого ребенка (их можно изготовить вместе с детьми на уроках труда) висят на общем стенде. Следует избегать таких ситуаций, когда рядом с красочной полянкой висит открытка, где мало цветочков.
При формировании навыков слабым детям требуется выполнить много однообразных заданий. Чтобы на таких уроках ученики работали с интересом и увлечением мы стали каждое выполненное упражнение фиксировать на карточках.
Замечено, что в этих случаях дети выполняли больше заданий, чем на обычных уроках. За несколько тренировочных уроков ученик может «пройти по болоту и сорвать в награду ягодку». Слабым детям этапов на карточке нужно сделать меньше, чтобы они тоже могли испытать радость успеха. Различные сюжеты можно подбирать и отдельно для мальчиков и девочек (Рис.12, 13). Ребята могут «ходить по болоту», «взбираться на горы, как альпинисты».
Пока часть ребят в своих индивидуальных карточках отмечает количество выполненных заданий, можно результаты соревнования одной из подгрупп фиксировать на планшете «лесенка» (Рис 14). После решения и проверки задания ребята сами переставляют карточку со своими инициалами на следующую «ступеньку». Кто первым дойдет до верхней «ступеньки», забирает приз себе. Такие призы учитель вырезает из бумаги, и они могут быть связаны со временем года, приближающимся праздником, а могут быть и отвлеченными.
Для оценивания детской работы большие возможности есть у мягкой игрушки. В нашем случае это были зайчик или мишутка, подаренные одиннадцатиклассниками. В процессе работы появляются все новые варианты использования игрушки, мы укажем несколько уже апробированных способов.
С помощью игрушки можно контролировать качество ведения тетрадей, приучать школьников работать аккуратно. Мишутка к себе на столик берет только те тетради, в которых ему понравилась последняя работа. Остальные тетради, которые Мишутка не взял, раздает сам учитель. Мишутка оценивает не общий внешний вид тетради, а прилежание и старание только в последней работе. Таким образом, даже у не очень аккуратного ребенка есть смысл выполнять старательно последнюю работу.
Очень слабых ребят нужно хвалить и поощрять чаще. Со временем у нас появилась такая игра: Мишутка отмечает в тетрадях те элементы, упражнения, задания, которые ребенок выполнил с особой тщательностью, вложил много труда. Эта отметка очень проста – рядом с красиво написанным словом или даже буквой, цифрой Мишутка «ставит» свою лапку (Рис.15). А так как эта лапка могла стоять даже около одной буковки, то у слабых детей появлялся смысл, желание и интерес продолжать писать хорошо, несмотря на предыдущие неудачи. На строке у слабого ученика могло стоять 2-5 «лапок», а у сильного – 1 «лапка» на полях. Она оценивала всю строку.
Мы часто наблюдали на переменах, как дети считают количество «лапок». Эти «лапки» должны быть всегда одинаковыми, чтобы опять же избежать деления на привычные оценки. Девочка семиклассница однажды сказала: «Как хорошо было в третьем классе: открываешь тетрадку, а там Мишкина лапка».
В качестве особого поощрения мы стали рисовать Мишутку на полях тетради. Детям очень нравится, когда Мишутка по их желанию «приносит» в лапках шарик, цветочек, торт (Рис. 15). Обычно страницы с такими картинками дети в конце четверти отбирают для своей летописи.
Известно, что организованность и дисциплина являются важными условиями для успешного обучения. Чтобы приучить детей к порядку и отметить их успехи можно использовать словесную форму оценки: «Молодец, правильно, умница!». На наш взгляд целесообразно такие похвалы, особенно слабо организованным детям собирать в «копилочку». На последнюю обложку любой тетради учитель приклеивает цветочки, вырезанные из цветной бумаги. Мы используем для этого обложки от школьных тетрадей. Такую игру целесообразно проводить 1-2 четверти. И хотя игра ребятам нравится, имеет смысл сделать перерыв. Часть такой «копилочки» в конце года приклеивается в личную летопись ребенка.
Личную летопись на каждого ребенка мы заводим, начиная с подготовительных занятий перед первым классом. Сюда вместе с детьми мы подшиваем все детские работы, рисунки, страницы тетрадей, приклеиваем открытки, медали и то, что хотят сохранить на память о школе сами дети. Ребята с удовольствием листают свои летописи и в 5, и в 6, и в 7 классах.
Игровые карточки, которые были заготовлены на подгруппы ребят, мы приклеиваем в классную летопись, которую тоже ведем, начиная с первого класса.
В заключении отметим, что эти способы оценки учебной деятельности были использованы в классах, где большинство учащихся имеют средний и низкий уровни развития, слабо подготовлены к школе. Наблюдая за детьми и анализируя их реакцию на такие виды оценки, мы видим, как у детей появляются интерес и желание учиться, выполнять учебную работу. Большое количество тренировочных упражнений выполняются с азартом, с увлечением. У многих детей появляется смысл писать красиво и аккуратно. В таких классах большинство учащихся могут быть оценены стандартной традиционной оценкой только на «3» и «2». Используя же данную методику, каждый ребенок получает возможность увидеть свое продвижение вперед. Пусть маленькое, очень медленное, но все же продвижение. Вместо того чтобы накапливая «двойки» и «тройки», ребенок постоянно видел только то, что он еще не умеет, чему еще не научился, мы предлагаем акцентировать внимание на том, что он уже умеет, чему уже научился.