Одарённые дети, работа с одарёнными детьми – это самое интересное в работе учителя.
Кто они, заставляющие учителя не стоять на месте, идти в ногу со временем? К группе одарённых детей относят школьников, которые:
-имеют более высокие по сравнению с большинством своих сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную познавательную потребность;
-испытывают радость от умственного труда.
Счастье учителя, если ему удалось «найти» среди своих учеников одарённых детей. Хотелось бы поделиться опытом работы с одарёнными детьми в условиях малых городов, где нет высших учебных заведений, где у детей нет возможности заниматься у преподавателей вузов на спецкурсах. Чтобы наши ученики могли конкурировать с выпускниками школ областного центра, нам, учителям, приходится выстраивать свою работу по выявлению математически одарённых детей с первого знакомства и до самого выпуска. Сейчас, когда количество часов, отводимых на прохождение программы ограничено, большее время отводим внеурочной деятельности. Можно выделить три этапа работы учителя, желающего привить своим ученикам любовь к математике.
Первый этап: 5-6 классы. Кружковая работа. Дидактические игры на уроках. Конкурсы, КВНы, викторины, очные и заочные олимпиады, выпуск математических газет - всё это направлено на привитие интереса к предмету. К проведению этих мероприятий надо относиться добросовестно, учитывая психологические особенности учащихся этого возраста. На занятиях кружка нужно начать знакомство с такими темами, как «Принцип Дирихле», «Основы дедуктивного метода», «Шахматная доска», «Календарь», «В стране рыцарей и лжецов» и т. д. Материал для этих занятий можно взять в специальной литературе, а также в журналах и приложениях к газете «Первое сентября». Пример занятия кружка в Приложении 1.
Второй этап: 7-8 классы. Факультативы. Учебный процесс организуется с помощью «малой дифференциации» или, если одарённых детей недостаточно, то класс делится на три группы. Работа в группах описана неоднократно, поэтому остановимся на «малой дифференциации». Её можно применять, если в параллели есть классы, мотивированные на более глубокое изучение предмета. Тогда расписание в этих классах составляется таким образом, что учащиеся двух классов, проявляющие интерес к выбранным предметам (например, к физике и математике), объединяются в одну группу, а остальные – в другую. Таким образом организованный учебный процесс позволяет дать сильным ученикам возможность получить более глубокие знания по этим предметам. Остальные ученики тоже оказываются в благоприятных условиях, так как с ними есть возможность отработать обязательные результаты обучения. На факультативных занятиях надо начинать углублять такие темы, как «Уравнения», «Текстовые задачи», «Модуль», «Комбинаторика», «Проценты», «Задачи на построение», «Теория графов». В это время хорошо бы предложить детям участвовать во внешкольных конкурсах, например, таких как «Кенгуру». В современных условиях с появлением в школе Интернета дети могут испытать себя в заочных эвристических и дистанционных олимпиадах. Это повышает самооценку ребят и стимулирует к дальнейшему углублённому занятию математикой.
Третий этап: 9-11 класс. Элективные курсы. Участие в городских и областных олимпиадах. Занятия в заочных математических школах МИФИ и МГУ. Обучение в специализированных классах. Коротко остановлюсь на опыте организации работы в профильном физико-математическом классе. Не секрет, что математические способности у всех разные. Поэтому класс разбит на группы. В каждой группе два лидера (два консультанта) и в каждой группе есть ученик (ученики), который требует дополнительного внимания со стороны учителя и одноклассников. Учитывая специфику программы профильного обучения, когда на изучение отдельных тем приходится 1-2 урока, без организации групповой работы не обойтись. Группы постоянные. При организации таких групп приходится учитывать многие факторы, в том числе психологическую совместимость, место жительства, желания учащихся. Необходимо провести большую разъяснительную работу (чаще индивидуальную), чтобы дети приняли этот метод. Учитель работает в основном с консультантами. При изучении сложных тем занятия с консультантами проводятся с опережением. Наиболее эффективна в работе с одаренными детьми организация их проектной и исследовательской деятельности. Например, тема «Решение уравнений в целых числах», на которую по программе отводится один час, успешно была изучена с помощью проекта «Диофантовы уравнения». Продуктом стала методичка для старшеклассников « Решение уравнений в целых числах». А презентация учащихся может служить электронным помощником при самостоятельном изучении этой темы.
Даже среди одаренных учеников есть более одарённые. Учитель и здесь должен продумать и организовать работу с этими детьми. Выход на выстраивание индивидуальных траекторий обучения, наверное, самое трудное и самое интересное в работе с одарёнными детьми. Но любовь к детям позволяет преодолевать все трудности. И подобная работа не проходит даром. Повышается мотивация к предмету. Окончив школу, большая часть выпускников продолжает обучение в ведущих технических вузах Ивановской области.