"Радужный камень". Материал открытого занятия клуба общения "Мы"

Разделы: Социальная педагогика


Разъяснительная записка

Программа апробируется на учащихся начальной школы.

Группа учащихся за прошедший год обучения в клубе изучила эмоции человека, получила возможность во время практических упражнений учиться распознавать их, делать попытки управлять ими. Это очень сложный процесс даже для взрослого. Чем раньше начать этому учиться, тем успешнее будет складываться жизнь человека, успешнее будет общение с окружающими людьми.

Дать понятие “терпимость”, “толерантность” в отношении с другими людьми – цель занятия.

Порядок работы

I блок. Подготовительный этап

- цель занятия

- разбивка учащихся на группы для дальнейшей работы

II блок. Работа с понятиями “чужие” и “свои” (работа в группах)

- групповое обсуждение: высказывания по следующему вопросу: “Могут ли все люди вокруг быть своими?”

- разминка “Экзамен на гномов-волшебников”

- погружение в игровую ситуацию

III блок. Происшествие в царстве гномов

- предлагается послушать историю “Радужный камень”

- постановка сценок: “Продолжение истории”

- групповое обсуждение:

  • вопрос № 1: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”
  • вопрос № 2: “Что может чувствовать человек, которого считают чужим?”
  • вопрос №3: “ Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?”

- моделирование поведения

  • напоминание детям проблемы: “могут ли вокруг быть только свои?”
  • если вокруг нас есть свои и есть чужие, значитт ли это, что чужих обязательно обижают и т.д.?

- гнома нельзя унижать, обижать, оскорблять и т.д.

IV блок. Групповое обсуждение

Вопросы: Возможно ли относиться у чужим так, чтобы это отношение не обижало их?

В чем особенности такого поведения?

Ход открытого занятия
в объединении “Клуб общения “МЫ” “Радужный камень”

I блок. Подготовительный

Педагог обращает внимание на доску:

  • страна, земля, люди разных национальностей (иллюстрации)
  • понятие “свои”, “чужие”

Как вы джумаете, о чем сегодня мы будем разговаривать, узнавать, что изучать?

Мы попробуем разобраться с вами с проблемой отношений между людьми “своими” и “чужими”

А для начала сядем за столом так, как работали в группах на прошлом занятии: жители “Синей”, “Красной” и “Зеленой” горы.

Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит? Работаем в группах вы говорите определения, старшие ребята фиксируют, записывают и несут мне.

Обсуждение: Так чем же отличается “чужой” человек от своего?

II блок. Могут ли все люди вокруг быть своими?

Вокруг нас есть и свои и чужие. Это нормально, так и должно быть. И сейцчас мы поговлрим о том, как себя вести с “чужими”

Подсказка для ведущего

Толковый словарь русского языка следующим образом определяет понятия “свои” и “чужой”:

“Свои”

Принадлежащий себе, свой собственный.

Являющийся личным имуществом, собственностью, находящийся в расположении данного лица.

Своеобразный.

Родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.

“Чужой”

Принадлежащий другому, являющийся его собственностью.

Неродной, не связанный родственными отношениями.

Посторонний, не связанный близкими отношениями.

Имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.

Работа в кругу

Поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной, волшебной. мы на время превращаемся в гномов.

III блок. Разминка “Экзамен для гномов”

Задание: превратить колпачок гнома в какой-либо предмет (не повторяться).

Если ответ верный - “Есть волшебство!” и учащийся становится гномом.

Дети движутся по кругу, миом ведущего, как звенья цепи

Вот тепрь вы жители-обитатели Красной, Синей, Зеленой горы, т.е. “гномьи семьи”

Давайте вспомним, что в каждом вашем царстве живет Гном с большой буквы. Мы с ним уже знакомы. Расскажите о нем гостям.

Дети вспоминают по историям.

Жил был в огромной синей горе Гном. Жил он там не один, а сдругими гномами. Этот гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...

Жил был в огромной красной горе Гном. Жил он там не один, а сдругими гномами. Среди них он слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы...

Жил-был в огромной Зеленой горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Он очень хотел дружить с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались не общеаться с ним. Он казался им каким-то не таким...

IV блок. Погружение в игровую ситиуацию.

А сейчас я расскажу Вам историю, которая произошла в ваших царствах.

(Свет гаснет. Включается лампа вертушка. Звучит тихая медленная музыка.)

Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище – Радужный камень. По просьбе гномов этот камень мог излучать удивительное радужное сияние: как будто миллионы разноцветных, перламутровых шаров начинали светиться в воздухе, создавая атмосферу радости и праздника.

Гномы очень любили и ценили этоткамень. Была, правда, у него одна особенность: он не мог долго жить без тапла живых рук! Стоило оставить такой Радужный камень на 5-6 минут, и он засыпал навеки! Когда – то было много таких камней в гномьем царстве, чуть ли не в аждом доме, но постеппенно все они заснули из-за забывчивости или занятости своиххозяев, и остался только один. Его уж гномы хранили и берегли, как зеницу ока! Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый житель обязан был раз в несколько месяцев в комнате, где хранился Камень, и во время дежурства держать его в руках. Не правда ли хорошее решение?

И вот наступило очередное дежурство нашего гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “И не в последний”, - думал про себя. Увы... В какой то момент гному надоело сидеть в комнате, расцвеченной волшебным сиянием Камня. Он решил выйти с ним на порог дома и заодно посмотреть, как далеко распространяется сила Камня, на каком расстоянии от порога пройдет граница сияния. Да, любознательный гномик!

Гном вышел на порог, высоко поднял Камень, стал осматриваться, привстал на цыпочки... и в это момент (как на зло!) по ноге пополз подземный муравей, подбираясь к самому щекотному месту – под коленкой... Гном дернулся, стал одной ногой чесать другую и... не удержал Камень. Тот упал и закатился под порог. Да так далеко, что рукой не достать. А рядом – ни одной палки, чтобы дотянуться! Пока гном бегал, искал палку, время прошло. И камень заснул. Как его теперь разбудить?

Очень быстро весть разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Радужного камня его жители, смотрят на гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с гномом обращаются?

Постановка сценок.

Задание: показать, как в их царстве вели бы себя жители с гномом? (учитывая то, что они знают по характеру его и отношения с окружающими). Каждая группа готовит сценку. Сьтаршие дети в роли волонтеров.

Показ сценок. Наблюдаем за поведением гнома и окружающих.

V блок. Обсуждение.

  1. Как относятся к тому, кого считают чужим? (агрессивно, недоброжелательно)
  2. Что может чувствовать человек, которого считаюти чужим? (гному, окружающим)
    Основные эмоции и чувства человека: интерес (любопытство), радость (удовольствие, ликование, восторг), удивление (восхищение), раздражение (неудовольствие, дискомфорт), страх (тревога, опасение, ужас), обида (разочарование), гнев (презрение, отвращение), горе (страдание), стыд (вина, застенчивость).
  3. Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?

Итак, могут ли вокруг быть только свои?

Если вокруг есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают?

А если мы сейчас вспомним гнома Зеленой горы, который уронил Радужный камень. Как сложились бы взаимоотношения между ним и другими, если главное условие: не унижать, не оскорблять гнома?

В кругу. Свеча. Свет гаснет.

Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это их не обижало и не унижало их?

В чем особенности такого поведения и отношения?

Снимаем колпаки и все вместе произносим: “Я не Гном, я человек”

VI блок. Рефлексия

  • Что было важным на занятиях для тебя?
  • Что было трудным?
  • Ваше настроение?
  • Почему занятие называется Радужный Камень?

Взялись за руки. Свет зажегся.

“Мы счастливые! Мы веселые! Мы дружные!”