Цель:
- Познакомить с книгами писателя и о писателе, с его автобиографией.
- Заинтересовать учащихся чтением произведений А.П. Гайдара и о Гайдаре.
- Формировать умение работать с книгой, обогащать читательский опыт, расширять круг чтения и словарный запас учащихся.
- Продолжать работу над нравственным воспитанием учащихся.
Оформление:
- Выставка книг “Гайдар – боец и гражданин”.
- Фотографии, иллюстрации.
- Кроссворд.
- Литературное лото.
- Словарная работа.
Ход урока
I. Организация класса.
Цель: настроить детей на работу.
- Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.
II. Интеллектуальная разминка.
Цель: помочь детям составить кроссворд, развивать память и внимание.
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по чтению. Слушаем внимательно, думаем!
- Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги (Подзаголовок)
- Краткое содержание произведения (Аннотация)
- Главная мысль произведения (Идея)
- Вымышленное имя писателя (Псевдоним)
- Элемент книги (Обложка)
- Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения (Предисловие)
- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, а теперь напрягите свое зрение и внимание, и вы сами скажете, кому и чему посвящен наш урок внеклассного чтения. Открываю доску.
III. Сообщение темы урока.
- Да, ребята, сегодняшний урок мы посвящаем бойцу и гражданину – А.П. Гайдару и его произведениям.
IV. Беседа об А.П. Гайдаре, сопровождающаяся показом фотографий.
Цель: расширять кругозор детей, привлечь внимание к писателю.
Фотографии
ОТЕЦ |
МАТЬ |
Дом в Арзамасе |
Портрет 1941 г. |
Удостоверение корреспондента |
|
Перезахоронение в Каневе |
- В каком году родился писатель?
- Кем были его родители?
- Что узнали о его детстве? Откуда?
- В какое время жил А. Голиков?
- Что такое гражданская война?
- Когда воевали граждане одной страны. Одни из них хотели богачей, а другие защищали интересы рабочих и крестьян.
- А. Голиков сражался на многих фронтах гражданской войны, в 16 лет он командовал полком солдат и лишь тяжелое ранение, вынудило его уйти из рядов армии. Вскоре он взялся за литературную работу и стал подписываться: Гайдар.
- Так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.
- С тех пор А.П. Гайдар писал книги до начала Великой Отечественной войны. В первые же дни войны он едет на фронт специальным корреспондентом “Комсомольской правды”. Портрет и удостоверение.
6. Как погиб А.П. Гайдар?
- После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на высоком берегу Днепра. Фотография перезахоронения.
- Вот и вышло совсем так, как в героической сказке из “Военной тайны!”: “Мальчиша – Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки”.
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики - привет Мальчишу!
Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!
- А кто из вас знает, кто такие пионеры?
- Да, ребята, были такие девчонки и мальчишки нашей страны, которые носили красные галстуки и называли себя пионерами. Красный галстук – это частица красного знамени, под которым воевала Красная Армия. Вот, посмотрите на картину М Грекова “Знаменщик и трубач”. Они зовут бойцов Красной Армии под красное знамя на борьбу с врагами трудового народа.
V. Работа с выставкой книг.
Цель: привлечь внимание учащихся к разным произведениям А. Гайдара, не прочитанных ими.
- Обратите внимание, ребята, на выставку книг, которая называется “Гайдар – боец и гражданин”.
- Ну, слово боец, я думаю, вам всем понятно. А как понимаете слово гражданин? (Объяснение в “Школьном толковом словаре” Е.В Скорлуповской.)
Гражданин – человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий Родине, народу (синоним - патриот).
- Здесь на выставке размещены книги, которые вы принесли к уроку. Назовите их.
- Его произведения, а также документальные и художественные произведения других авторов о Гайдаре, его автобиография помогут нам глубже понять и полюбить обыкновенного человека с необыкновенной биографией писателя-борца А.П. Гайдара.
VI. Коллективное размышление над прочитанными к уроку произведениями.
Цель: проверить, как дети понимают прочитанное.
- Сейчас мы поговорим с вами о тех произведениях, которые вы прочитали к уроку у нашего импровизированного костра. Представьте себе, что вы в пионерском лагере, а я – ваша пионервожатая. Дети рассаживаются вокруг костра.
- В каком произведении говорится о незнакомом раненном бойце, ради спасения которого ребята не испугались смертельной опасности? Р.В.С.
Телеуца А. читает аннотацию к рассказу “Р.В.С.”
- Какова главная мысль рассказа?
- Понравились ли герои произведения? А кто не понравился? А что рассмешило?
VII. Работа с литературным лото.
- А теперь Саша, выбери себе помощника. Вам предстоит составить пословицу, которая бы отражала идею этого рассказа.
Дети составляют пословицу:
Слава греет – позор жжет.
- Кого слава греет, а кого жжет?
VIII. Продолжение обсуждения прочитанного.
- Как называется следующее произведение, где говорится об одном мальчишке, который понимал счастье, как удовольствие, приятное событие только для себя и не знал еще, что такое большое, настоящее счастье. (Рассказ “Горячий камень” – читает Н. Пляс)
- Как ты думаешь, что хотел сказать нам А.П. Гайдар этим рассказом?
- Что ты думаешь о героях рассказа?
IX. Работа с литературным лото.
- Выбери, Костя, себе помощника и составьте следующую пословицу.
Жизнь дана на добрые дела.
- Как должен человек жить на свете?
- А можно ли что-то изменить старику в его жизни?
X. Продолжение обсуждения.
- Герои этой повести так понравились ребятам, что они решили организовать отряды юных помощников старикам, вдовам, одиноким людям.
- Добрые дела ребята делали увлеченно, добровольно и совершенно бесплатно. О каком произведении идет речь? (“Тимур и его команда” – читают Анисимова Маша и Киселева Ульяна)
- Что можете сказать о главном герое? Понравился?
- А кто не понравился?
- Маша, выбери себе помощников и составь следующую пословицу, которая бы отражала идею повести.
XI. Работа с литературным лото.
Все за одного, а один за всех – тогда и в деле будет успех.
- Как вы понимаете эту пословицу? Подходит ли она к этому произведению?
XII. Краткий обзор – перечень других произведений А. Гайдара.
- Какие еще произведения, посвященные военной тематике и мирной жизни, вы прочитали?
1. “Четвертый блиндаж”.
2. “Война и дети”, “Поход”.
3. “Чук и Гек”.
4. “Голубая чашка”.
5. “Дым в лесу”.
XIII. Словарная работа.
Цель: расширять, обогащать словарный запас учащихся.
- Вы рассказывали о разных героях произведений А.П. Гайдара, которые, несмотря на их непохожесть; выполняли одну главную работу; были хорошими людьми, которые –
- Ненавидят врагов
- Учат любить свою Родину
- Делают добрые дела добровольно и бесплатно
- Мечтают о дальних странах
- Живут честно, много трудятся
- Умеют прощать друг друга.
XIV. Итог урока.
Цель: систематизировать полученные знания.
- Кому и чему был посвящен урок?
- Что узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
XV. Домашнее задание: читать книги на тему: ”По странам былин”.