Кружевные фантазии с бисером

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема занятия: «Кружевные фантазии с бисером».

Цели:

Популяризация одного из видов декоративно-прикладного творчества - вязания с бисером спицами.

Продолжить обучение работы со схемой вязания ажурных салфеток.

Способствовать развитию творческой фантазии, пространственного воображения, внимательности.

Создать условия для воспитания трудолюбия, терпения, аккуратности при выполнении работы.

Задачи:

Познакомить учащихся с историей вязания с бисером, различными образцами ажурных салфеток.

Ознакомить учащихся с процессом вязания салфетки с бисером.

Обучить умению выделять повторяющиеся элементы в схеме для вязания.

Научить расчету числа бисерин (одного цвета).

Ознакомить с правилами нанизывания бисера на нить в соответствии со схемой.

Методы обучения:

информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения:

фронтальная, индивидуальная.

Наглядные пособия:

образцы салфеток (рисунок 1 – рисунок 6), украшений из бисера; инструкционные карты; методическая литература.

Инструменты и материалы: нитки «Ирис», бисер.

План занятия:

1. Организационный момент: тема, цели занятия, вступительная беседа.

2. Теоретическая часть: повтор пройденного материала, изучение нового материала.

3. Практическая часть: работа с инструкционными картами, нанизывание бисера на нить.

4. Заключительная часть: анализ выполненной работы, демонстрация наиболее интересных схем, выполненных учащимися

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих и готовности к занятию. Сообщение темы и цели занятия.

Вступительная беседа.

Посмотрите, какая необычная сегодня наша выставка: бусы, колье, ажурные салфетки и другое. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас хорошо знаком с бисером. Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении. Ученые полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох. Сначала бусы изготовляли из костей, камней, семян, ракушек. Потом, появились металлические, керамические, стеклянные и, наконец, пластмассовые. Бусинки нанизывали на нити и вешали на шею, руки, ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губы и другие части тела. Бусами украшали ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы интерьера. На Руси стеклянные бусины появились уже в домонгольский период. Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в XI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах. В русских толковых словарях слово бисер обозначало – жемчуг. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием: бисером вышивали покрывала, головные уборы, картины, низали ожерелья и многое другое.

Вязание с бисером пришло в Россию из Германии, где оно стало необычайно популярно после завершения Наполеоновских войн. В это время возросла роль семьи в немецком обществе, приобрели особую ценность домашний покой и уют. Рукоделие стало для женщин одним из самых важных занятий. Типичными в то время были кофепития, во время которых дамы обсуждали семейные дела и каждая при этом что-нибудь вязала или вышивала. В России это увлекательное рукоделие попало на благодатную почву усадебного быта русских дворян. Очень скоро вязание с бисером стало столь популярным, что оттеснило другие бисерные работы. Вязали сумочки, кошельки, подставки, подстаканники, шапочки-скуфейки и всевозможные чехлы. Как правило, вязаные изделия украшались сложным многоцветным орнаментом, что требовало большого внимания при нанизывании бисера. От дворян вязание с бисером переняли представители других сословий. Вязали в православных монастырях и в раскольничьих скитах.

В настоящее время этот вид рукоделия практически забыт, а, напрасно. В изделиях, связанных с бусинами, сочетаются свойства трикотажа и декоративность бусин. В отличие от нашитых, ввязанные бусинки оказываются внедренными в полотно, становятся его частью.

2. Теоретическая часть.

На прошлых занятиях мы познакомились с процессом вязания ажурной салфетки. Давайте вспомним основные этапы. (Ответы учащихся, запись на доске).

Процесс вязания ажурной салфетки:

1. Выбор варианта салфетки, подготовка необходимого оборудования и материала.

2. Набор петель для вязания по кругу (или: обработка края ткани, набор петель для вязания).

3. Распределение петель на нужное количество спиц.

4. Вязание по схеме.

5. Закрытие петель салфетки.

6. Стирка, накрахмаливание, растяжка.

Сегодня наша задача усложнится, мы познакомимся с процессом вязания салфетки с бисером, научимся работать со схемой для вязания с бисером, подготовим нить для вязания. Как вы думаете, каким же образом бисер окажется на нашем изделии? (Обсуждение вопроса учащимися вместе с педагогом).

Итак, отличительной особенностью вязания салфетки с бисером будет нанизывание бисера на нить перед вязанием, а, значит, в процесс вязания салфетки с бисером можно добавить еще два пункта.

Процесс вязания ажурной салфетки с бисером:

1. Выбор варианта салфетки, подготовка необходимого оборудования и материала.

2. Работа со схемой для вязания по использованию бисера в изделии.

3. Нанизывание бисера на нить .

4. Набор петель для вязания по кругу (или: обработка края ткани, набор петель для вязания).

5. Распределение петель на нужное количество спиц.

6. Вязание по схеме.

7. Закрытие петель салфетки.

8. Стирка, накрахмаливание, растяжка.

4. Практическая работа.

 1. Работа с инструкционными картами (педагог вместе с учащимися)..

Рисунок 7 – салфетка 1 (образец) в готовом виде. Для вязания салфетки необходимо выполнить 7 раппортов по схеме (рисунок 8).

Рис.7

Рисунок 8 – схема к салфетке 1 с расчетом числа бисерин для вязания (объясняется работа со схемой вязания и расчет)

Схема

Расчет числа бисерин

Рис.8

1. Расчет числа бисерин каждого повторяющегося элемента схемы

1 элемент – 1 бисерина

2 элемент – 1 бисерина

3 элемент – 1 бисерина

4 элемент – 1 бисерина

5 элемент – 1 бисерина

6 элемент – 3 бисерины

7 элемент – 3 бисерины

8 элемент – 5 бисерин

 

2. Расчет числа бисерин схемы складывается из количества числа бисерин каждого элемента: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 3 + 3 + 5 = 16 (бисерин)

 

3. Расчет числа бисерин для вязания салфетки:

число бисерин схемы умноженное на число раппортов: 16 х 7 = 112 (бисерин)

 

Для вязания салфетки необходимо нанизать на нить 112 бисерин.

Для самостоятельной работы предлагается:

Рисунок 9 – салфетка 2 (образец) в готовом виде. Для вязания салфетки необходимо выполнить 8 раппортов по схеме (рисунок 10).

 

Рис.9

 

Рисунок 10 – схема к салфетке 2. В схеме необходимо выделить повторяющийся элемент, который будет вывязан бисером (бисер одного цвета) и сделать расчет числа бисерин для вязания.

 

Схема

 

Расчет числа бисерин

 

Рис.10

 

2. Нанизывание бисера на нить.

Повтор правил ТБ при работе с бисером и упражнений для глаз, снижающих утомление.

Напомним, что для вязания следует использовать бусины и бисер с достаточно широкими и гладкими отверстиями, не боящиеся влаги.

Большого внимания требует нанизывание разноцветных бусин для рисунка. Одна лишняя или пропущенная бусинка может исказить весь последующий рисунок.

Правило: нанизывают бисер на нить перед вязанием в строгом порядке, начиная с той, которая будет использоваться последней.

При вязании повторяющегося элемента легко проверить правильность набора бусин. Наберите бусины для одного повторяющегося элемента и отодвиньте их. Наберите бусины для следующего элемента. Положите участки нити с бусинами рядом, соединив первые бусины набранных элементов. Если цвета остальных бусин на обоих участках нити совпадают, то, скорее всего рисунок набран правильно. Если не совпадают – ищите ошибку. Набрав такой же элемент, сравните его с первым и так далее. Что делать, если ошибка в наборе бусин обнаружена в процессе вязания? Есть два выхода. Если связано немного, распустите вязание и исправьте ошибку. А если очень жалко проделанной работы, то разорвите нить там, где сделана ошибка, и наберите бусины правильно. Соедините концы нити и вяжите дальше.

5. Заключительная часть занятия.

Анализ выполненной работы, рекомендации по исправлению допущенных ошибок.

При анализе работы учащихся учитывается оригинальность составления схемы для вязания, демонстрируются наиболее интересные схемы.

Приложение: образцы салфеток

 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

 

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6