Урок математики в 6-м классе по теме: "Взаимно обратные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • знать определение взаимно обратных чисел; уметь находить число, обратное данному;
  • развивать вычислительные навыки, мышление и речь, внимание и память, математический кругозор, навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать активность, чувство дружбы, взаимопомощи, интерес к математике.

Тип урока: закрепление и систематизация изучаемого материала.

Форма урока: соревнование, работа в группах.

Оборудование: кодоскоп, плакаты, схемы, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Капитаны представляют свои команды.

II. Сообщение темы, цели, задач урока.

Повторение определения взаимно обратных чисел.

Учитель показывает слайды:

2/7 и 7/2
и
1/13 и 13

Вопрос. Какие числа изображены здесь?

Почему эти числа называются взаимно обратными?

Учитель. Сегодня мы продолжаем работать с взаимно обратными числами. Используя

определение, будем применять его к нахождению значений выражений, решению

уравнений.

(В течение урока ответы учащихся наглядно отображаются в таблице, во время устного опроса используются сигнальные карточки.)

III. Повторение пройденного материала.

Учитель. Повторим распределительное свойство умножения.

На доске записаны задания. Работают трое учащихся.

  1. Найти значение выражения: 3 7/8 •* 4/5 – 15/8 •*4/5
  2. Упростите выражение: 9/10 m – 2/15m – 3/5m.
  3. Решите уравнение: 4 • (3/4 х + 11/2 ) = 15.

Мини-итог: какое свойство применялось при выполнении заданий?

Пока ребята выполняют задание, проводится проверка домашнего задания.

IV. Проверка выполнения домашнего задания.

Проверка усвоения правила взаимно обратных чисел, развитие речи. Повторение правила умножения дробей.

№ 575 (б) – устно,

№ 576 (б, г) – запись на доске.

Мини-итог:

1) Какие числа называются взаимно обратными?

2) Как умножить смешанные числа?

V. Закрепление материала, изученного на прошлом уроке.

Правильно проговаривать определение, уметь находить число, обратное данному и находить произведение.

Работаем устно. (Воспроизвести запись на доску с помощью кодоскопа)

1) Назовите пары взаимно обратных чисел:

а) 2/5 и 5/2;

б) 9/11 и 11/9;

в) 3/5 и 2/3;

г) 2,2 и 6/11;

д) 1/16 и 16;

е) 0,8 и 11/4;

ж) 21/3 и 3/7.

2)

а) Умножьте число 5/9 на число, обратное 1/5;

б) умножьте число 13/15 на число, обратное 13.

Мини-итог. Чему равно произведение взаимно обратных чисел?

Как записать число, обратное данному?

VI. Конкурс капитанов.

Развитие мышления, речи, чувства взаимопомощи.

Фронтальный опрос.

Каждая команда получает карточку с заданием, после непродолжительного обсуждения отвечают капитаны.

Карточка №1. Произведение каких чисел равно 1?

Карточка №2. Как записать число, обратное дроби а/b? Какие должны быть числа а и b?

Почему?

Карточка №3. Как записать число, обратное натуральному числу? Существует ли число, обратное самому себе? Если существует, приведите примеры.

Карточка №4. Как записать число, обратное смешанному числу?

Карточка №5. Как записать число, обратное десятичной дроби?

Мини-итог. Существует ли число, не имеющее обратного ему числа?

VII. Проведение математического диктанта.

Развитие навыков самостоятельной работы, воспитание чувства дружбы, умение давать оценку.

Задания выполняются каждым учеником в тетради.

  1. Запишите число, обратное 2/9.
  2. Закончите предложение: взаимно обратными числами называются числа … .
  3. Запишите число, обратное 6.
  4. Запишите число, обратное 2?.
  5. Запишите число, обратное 0,02.

После выполнения диктанта тетрадь передаётся соседу справа, проверяется простым карандашом и выставляется оценка. Для сверки учитель воспроизводит ответы на доске с помощью кодоскопа.

Мини-итог. Все справились с заданием? Все работы оценены? Тетради сдать.

VIII. Практическое задание.

Учитель. На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами, записанными на доске. Последовательно решив примеры и заменив ответы буквами, вы прочтёте название птиц – метеорологов.

На доске запись примеров:

  1. 17/8 • 5/6 • 6/5;
  2. 3,4 •7/3 • 3/7;
  3. 11/12 • 5,6 • 12/11;
  4. 2,5 • 0,4 • 3;
  5. 2/3 • 0,1 • 3/2;
  6. 41/2•1/2 • 2;
  7. 100 • 0,01;
  8. 11/12 • 31/3 •12/11.

Таблица ответов (можно изменить форму таблицы).

17/8 31/3 0,1 3,4 3 4? 5,6 1
ф о и л м н а г

Ответ: фламинго.

Комментарий учителя. Фламинго строят свои гнёзда из песка в форме усечённого конуса. Яйца откладывают в углублении верхнего основания. Если гнездо невысокое – то лето сухое, если гнездо высокое – то лето дождливое.

Мини-итог. Что использовали при нахождении произведения?

IX. Решение уравнений

Проверяется умение решать уравнения, применяя определение взаимно обратных чисел.

Задания на карточках каждой команде (ответы вписываются в карточки и показываются всем после выполнения задания).

  1. 5/8 у = 1;
  2. 0,7 а = 1;
  3. 8х = 1;
  4. 1/4с = 1;
  5. 11/8b = 1;
у = ;
а = ;
х = ;
с = ;
b = ;

Мини-итог. Что использовали при нахождении корня уравнения?

X. Итог урока.

Обобщение знаний, полученных на уроке. Сделать вывод.

1. Объявить количество очков, набранных каждой командой.

2. Назвать команду-победительницу.

3. Отметить учащихся, активно работающих на уроке.

Вопросы:

4. С какими числами мы работали на уроке?

5. Чему равно произведение взаимно обратных чисел?

Учитель. Умение записывать число, обратное данному, мы будем использовать при делении обыкновенных дробей.

XI. Задание на дом.

Задание прокомментировать.

П. 16, № 606, № 576 (д), № 579 (б), № 569 (на смекалку) – индивидуальное задание.