В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всей своей деятельности. Нарастает всеобщая коммуникация человечества, усиливаются гуманистический и культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины “География”, которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов. Личностно-смысловая направленность школьников на уроках географии ориентирована на изучение пространственного разнообразия жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т. е. жизнь во всем ее многообразии.
Географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость.
География единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю синему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др.
О роли географии в образовании, о ее вкладе в общечеловеческую культуру высказывали мысли многие выдающиеся личности – М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, К. Д. Ушинский и др. многие ученые – географы (Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкнн, В. С. Преображенский и др. ).
География несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.
Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. Нa бытовом уровне человек, обладающий географическими знаниями, в масштабе своего региона может составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства. Оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.
В процессе изучения географии в сознании школьников формируется географическая картина мира – целостный образ мира, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляв основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.
Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением все сто рои него пространственного видения мира.
В широком понимании географическое знание школьника слагается из следующих составных частей:
- научное понимание окружающего мира;
- владение языком географической науки (понятиями, терминами, именами);
- развитое географическое (аналитическое) мышление, связанное с умением определять причинно-следственные связи;
- развитые пространственные представления. Умение “переложить” географическое знание на карту, умение пользоваться картой;
- геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
- умение использовать географические знания на практике, я повседневной жизни.
Изучая географию, школьники усваивают в определённом объеме и язык науки. Язык понятий и терминов отражен в учебниках географии, где проведен тщательный отбор системы научных понятий, развитие которых происходит от курса к курсу. При этом понятия ранжированы по содержанию: обще географические, картографические, физико-географические (геолого-геоморфологические, климатологические, гидрологические и др. ), экономико-социально-географические и др. ; по соподчинению н определенной системе (ведущие и соподчиненные с ними, например ветер – пассаты, муссоны и др. ); по степени абстракции (более абстрактные – платформа, циркуляция атмосферы и др. и менее абстрактные – река, погода и др. ).
К элементам личностно-смысловой направленности относят и овладение языком научных фактов – основой эмпирических знаний, языком цифр и дат, языком географических названий. Язык географических названий во многом определяет особенности географического языка в целом.
Географические знания определяют и картографическая грамотность человека. Его умение пользоваться картой, знать её язык, который Н. Н. Баранский называл “вторым языком” географии. Географическая карта все больше становится языком международного общения. Знание карты для географически образованного человека важно так же, как знание грамматики и математики. Картографический метод в познании действительности широко используют не только географы, но и другие специалисты. Карты все чаше стали появляться на экранах телевизоров, и умение их понимать, получать с помощью карт разнообразную информацию становится частью общей культуры.
Развивая и формируя географическую культуру школьников, география одновременно развивает и экологическую культуру личности каждого из них, воспитывает убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Таким образом, география выполняет важную роль в развитии у школьников знаний о великом разнообразии и единстве мира, воспитывает убеждение в необходимости сохранить его для ныне живущих на планете и их потом коп. Очевидно, что без элементарных знаний географии современный человек не может обойтись. Ведь география позволяет комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, дает знания о том, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях. География дает возможность человеку воспринимать мир не в виде набора разнообразных природных или общественных компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-общественных систем, которые живут и развиваются по определенным законам.
Школьная география формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о нашей планете как о планете людей, что во многом способствует овладению географической культурой.
Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их “вызревание” в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом.
Идея опережения является одним из тезисов “Педагогики сотрудничества”, целевые ориентации которой являются:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребёнку;
- единство обучения и воспитания.
Технология была осмыслена н выражена группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов С. Л. Соловейчиком, В. М. Матвеевым, а также И. П. Ивановым, В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили и др. Ими же было дано название технологии. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский), достижения русской (К. Д. Ушипнский, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки. В основу педагогики сотрудничества положено глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, высокий профессионализм учителя. Сотрудничество – это учебно-воспитательный процесс, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважении, взаимопомощи.
Этим принципам отвечает технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и “окультуривание” индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И. С. ).
Каждая педагогическая технология включает несколько технологий обучения. Так группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровнего (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного, опережающего обучения и др.
Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.
Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности интересов ученика по отношению к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.
В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:
- структурирование учебною материала на смысловые блоки и постановка к каждому из познавательных учебных задач, создающих у школьников познавательную потребность;
- создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;
- постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
- реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создании условий интеллектуального затруднения.
В обучении географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения и среди них технология опережающего обучения.
Вал информации, обрушивающийся на детей в виде обрывочных сведений из разных областей знания, привёл, согласно утверждениям социальной психологии, к формированию “клипового мышления”. Термин говорит сам за себя фрагментарное мышление, не требующее установления причинно-следственных связей. В связи с этим задача школы – создание целостного мировоззрения, становится еще более актуальной. Однако не во всех школах реализуются эти цели, так как предметы в школьной программе существуют изолированно. Если учащиеся используют географию на уроках истории, то какое отношение имеет география к другим предметам, они не представляют.
В своем учебном заведении мы ведем работу по интеграции дисциплин. Какова роль в этом программы опережающего обучения географии? Как уже говорили выше, география как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности школьника, так как в основе её содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействии с природой. Изучение географии обеспечивает формирование у школьников целостных представлений о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению школьников. Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической карты мира, географической культуры как составной части обшей культуры человека.
Особенности методической системы обучения географии, разработка ее структуры и содержания во многом определяются целями обучения предмету.
Развитие демократических процессов, происходящих во всех сферах российского общества, обусловило поворот к гуманизации в общественной жизни, изменило целевые установки образования подрастающего поколения.
В наши дни изменяются функции школы и учебных предметов, составляющих ее учебный план. Содержание учебною предмета становился средством воспитания и образования школьника, средством, позволяющем ученику обогащать свое мировидение.
Цель обучения, как утверждает И. Я. Ларнер, – это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся. Эти ценности и диктующие их мотивы сами выступают в качестве особого содержания, которое проявляется в эмоционально-ценностной деятельности.
Школа призвана готовить человека к жизни, к правильному поведению в природной и социальной среде, к выполнению гражданских и социальных функций. Она должна развивать в ученике склонность к саморазвитию, к самовосприятию. Цель школы – воспитать активную, инициативную и творческую личность. Какова же роль школьной географии этих новых целей? Эта роль определяется современным состоянием географической науки, которая во второй половине XX века в центр своих исследований поставила фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества. Она изучает связи внутри географической среды между комплексом естественных и общественных явлений и процессов в пространстве и во времени. Географы активно участвуют в решении многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических. Они решают многие проблемы на глобальном, региональном и локальном уровнях.
В наиболее общем виде цель географического образования – формирование в сознании учащегося системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к географической среде. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы.
Вклад школьной географии в различие личности определяем тем, что:
- изучение географии закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями “место”, “район”, “территория”, с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства; география учит мыслить на трех уровнях, “играть” масштабами: Земля, регион, свой край, своя местность;
- изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;
- география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;
- современный облик Земли рассматривается б процессе изучения предмета как результат длительного процесса развития географической оболочки. На текущем этапе развития которой деятельность человечества приобрела характер геологической силы;
- только в процессе изучения географии школьники овладевают особым универсальным силком общения умение пользоваться географической картой, которое входит в ранг элементов культуры; знания карты, по выражению А. М. Берлянта, все больше становится так же необходимы, как знания грамматики и математики;
- география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;
- возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли.
Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В наиболее обобщенном смысле цели этого предмета должны быть направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть, прогнозировать тенденции его развития.
Поскольку содержание предмета становится средством достижения новых целей, то в более узком смысле цель школьной географии – овладение учащимися законченной системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Вот почему так важно осознать новые цели среднего географического образования, которое должно способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, на другие народы.
Географическое образование вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, “класть” её на карту; вести наблюдения на местности, заниматься краеведческим изучением своего региона, своей местности. Этот предмет вносит вклад в трудовое воспитание учащихся и в профориентацию, помогает выбрать жизненный путь; помогает удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании окружающего мира.
Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества.
Приняв и реализуя идеи личностно-ориентированного образования, мы начали поиск технологии, которая не по отдельным признакам, а существенно соответствовала этому типу образования. Поэтому мы считаем, что технология в основу которой положена идея изложения материала большими блоками (тема, раздел), успешно используемое такими учителями, как В. Ф. Шаталов, Ю. С. Меженко, позволяет его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были отдельные правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди.
В методике В. Ф. Шаталова такую возможность дает использование опорных сигналов, которые представляют собой наглядную схему, где закодирована основное содержание подлежащих усвоению знаний. Опорные конспекты позволяют в наилучшей степени реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний.
В Законе Российской Федерации “Об образовании” отмечается, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в разной форме: очной, в форме семейного образования, экстерната. Тем самым, обучающимся предоставляется возможность опережения сроков обучения в образовательных учреждениях, в том числе и в системе общего географического образования.
Таким образом, мы можем использовать идею опережающего обучения, которая понимался в рамках классического мировидения как опережение по времени программы и сроков изучения определенных тем. Однако опережающее обучение содержит в себе и более глубокий смысл в педагогике сотрудничества и личностно ориентированной педагогике, в которых находят свое отражение элементы неклассической картины мира.
В школе ребенок должен не только готовиться к жизни, но и полноценно жить и развиваться в подходящем для него ритме. Формирование таких условий оказывается более полноценным в условиях взаимодействия и взаимодополнения традиционных и инновационных подходов, т. е. в условиях синергии традиций и новаторства, когда в стенах школы ученик не только участвует в образовательном процессе, но и в определенной степени создает и совершенствует образовательное пространство. Важно, что главным мотивом деятельности учащегося становится не только потребление знаний, но и разработка своего собственного образовательного продукта, который создается и для передачи коллегам. Это оказывается возможным, если ученик последовательно из объектной роли переходит к творческой роли и становится к тому же обучающим для своих товарищей. В ходе реализации данного подхода ученик получает стимул на приобретение знания и получает новые импульсы для развития опережающего обучения. Оно рассматривается как одно из перспективных направлений совершенствования организации географического образования, но наряду с этим за рамками дидактики приобретает и социальную значимость. Проблеме совершенствования организации гeoграфического образования школьников уделялось и уделяется большое внимание со стороны многих ученых.
Идея опережающего обучения сравнительно нова в теории и методике обучения географии. Отдельных ее аспектов в своих исследованиях и трудах касались известные педагоги и методисты. В практике обучения и современной педагогике идеи дидактического опережения получила свое признание и реализуется благодаря учителям-экспериментаторам. Внедрение и популяризация опережающего обучения в школе – это заслуга учителя-новатора С. Н. Лысенковой. Она является выразителем классической формирующей педагогики, демонстрирует убежденность d необходимости двух видов деятельности – преподавание и учение: учитель передает ученикам знания и умения, а ученики их усваивают. Учитель “знает”, насколько и зачем он опережает программу, а ученик следует за ним.
Элементы неклассического подхода, в рамках которого размываются четкие представления об единственно возможной траектории для продвижения всего класса, в большей степени можно встретить в работах В. Ф. Шаталова. Опыт показывает, что в случае, когда материал сводится в крупные блоки, появляется возможность заметно ускорить динамику освоения изучаемого материала.
В методической литературе отсутствует обоснование условий применения синергетического (постнеклассического) подхода к организации опережающего обучения, ориентированного на углубление процессов географического образования.
Предполагаю, что эффективность реализации опережающего обучения географии обусловливается применением разработанной методики, базирующейся на синергии традиционных и инновационных подходов, которая способствует целостному и разностороннему развитию личности общающихся, а через механизмы взаимообучения, взаимоконтроля и погружений облегчает им восприятие, понимание, запоминание как отдельных шагов, так и логики всей дисциплины, что позволяет успешно завершить изучение материала в системе общего образования в возможно более сжатые сроки или выйти за рамки учебной программы.
Большинство исследователей считают, что при опережающем обучении определяющим и ведущим участником учебно-познавательного процесса выступает учитель, а ученик только должен следовать за ним, достигая при этом возможного опережения программного материала.
Несколько иначе понимается опережение в условиях личностно-ориентированной модели образования. Основой такой модели выступает идея вселения человека во внешний мир посредством деятельности, обеспечивающей создания им продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнею мира.
Традиционное понимание образования как овладение знаниями, умениями и навыками переосмысливается в рамках гуманистической парадигмы, прежде всего, как становление человека, обретение им себя, своего образа; неповторимой индивидуальности, духовности, творческою начала.
Главной целью в разработке методики опережающего обучения географии является совершенствование процессов самоорганизации и саморазвития. При этом объединение развивающихся в разном темпе структур происходит через синхронизацию их скоростей развития.
Ключевыми компонентами технологии опережающего обучения являются погружения в разновозрастных коллективах, взаимообучение и взаимоконтроле. Суть погружения состоит в преодолении изучения нескольких крупных блоков в течение недели и более длительною промежутка времени, а также в создании благоприятных условий для изучения одной темы или целой учебной дисциплины.
Литература
- Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
- Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М. : ООО “Издательство Астрель”, 2002. – 203 с.
- Калмыкова З. И. Предисловие. // Шаталов В. Ф. Педагогическая проча. М. , 1980, с. 6.
- Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М. , 1985, C. 171.
- Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
- Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. – ИД “Питер”, 2004. – 316 с.
- Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004. – 128 с.