Интерактивные методы обучения экономике

Разделы: Экономика


В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача достижения современного качества образования через актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, ориентацию учреждений среднего специального образования на потребности рынка труда. В связи с этим предполагается разрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовке специалистов - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентироованный подход. “Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, - писал еще И.Г.Песталоцци. "Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает". (Георг Зиммель), преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания”.

В обучении экономике используются технологии интерактивного обучения:

Проблемно-модульная технология, проектный метод, информационные технологии.

В этом учебном процессе преподаватель выступает как консультант, а студент - как активный исследователь. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки, хранения информации новые продукты – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Для повышения эффективности учебного процесса включаются примеры самостоятельных работ студентов (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций, разработок примерных конспектов - схем, которые содержат определения, графики, таблицы. Студентам предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности: в выборе экономических примеров и статистических данных из Интернета для анализа экономических ситуаций, в формировании терминологических словарей по темам и разделам для систематизации материала. Используя программы “Кирилл и Мефодий”, PowerPoint, Publisher, Paint, графические пакеты Picture Maker и другие, студенты создают тексты, рисунки, графические структуры, выражая свой взгляд на решение экономических проблем. Практика показывает заинтересованность в такой работе. Устанавливаются связи между понятиями и явлениями, увеличивается субъективная масса знаний, студенты перестают пассивно воспринимать готовые факты, понятия, суждения, они все чаще ставятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

Подключение к Интернету и наличие электронной почты в колледже предоставило дополнительные возможности общаться со сверстниками из других стран, оперативно узнавать необходимую экономическую информацию. Вести деловое общение с реальными представителями бизнеса: отправлять деловые письма, собственные резюме для устройства на работу, получать консультации специалистов. Это оптимизирует процесс обучения и развивает опыт профессионально-творческой деятельности, развивает устойчивый интерес к предмету.

Результатами работы студентов стали:

  1. Презентация Труд и лень. Приложение 6
  2. Резюме для устройства на работу. Приложение 7
  3. Презентация Документы при устройстве на работу.
  4. Видеосюжет План поиска работы.
  5. Расчёт заработной платы молодого специалиста.
  6. Сравнение заработной платы педагогов по регионам, отраслям. Приложения 8, Приложения 9.
  7. Педагогические династии в колледже. Приложение 10.
  8. Мониторинг трудоустройства выпускников колледжа. Приложение 5.

Благодаря сложившейся практике работы со студентами был приобретен богатый материал и возможность его применения. Составлен методический комплекс “Экономика”, который активно используется в учебном процессе: электронные версии лекций, методические разработки для проведения практических занятий, материалы для проведения зачетов и экзаменов, тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.

В комплексе участвуют как внутренние разработки, так и программные продукты общего пользования. Новизна заключается в методическом подходе к единообразному изложению материала с многоаспектным применением компьютерной техники.

Таким образом, применение современных технологий позволяет добиться:

  • развития личности, ее способностей к творческой деятельности;
  • обновления содержания обучения;
  • интеграции знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин;
  • оптимизации процесса обучения, достижения высокого качества знаний, умений и навыков;
  • развития опыта профессионально-творческой деятельности;
  • перемещения акцента с процесса преподавания на процесс “учения” самих будущих специалистов способствует их личностно-ориентированному обучению и умению мыслить самостоятельно, что в свою очередь способствует совершенствованию профессиональной подготовки.

Технология проектного метода в обучении экономике

Теоретические основы

Скажи мне – и я забуду; покажи мне –
и я запомню; дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

Определения:

В пособии Intel “Обучение для будущего (2004) дается следующее определение учебного проекта - это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса. Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность студентов-партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектный метод – форма проведения занятий, когда студенты получают возможность творческого проявления при разработке обозначенной цели, совместного планирования и осуществления учебных и рабочих шагов, защиты своих позиций при презентации финальных результатов.

По мнению М.Ф. Колесниковой (2000), проектный метод объединяет следующие черты: конструктивистской методической модели обучения; приближённости к жизненным ситуациям; акцент на решение проблем.

Цели проектного метода:

  • Воплощение в жизнь конструктивистской концепции образования;
  • Приближение теории к практике;
  • Проверка предметной, методической и социальной компетентности студентов;
  • Предоставление возможности широкой свободы творчества и самореализации.

Структура:

  1. Общая постановка задачи преподавателем;
  2. Выбор темы;
  3. Самостоятельная работа студентов по сбору информации;
  4. Определение критериев оценки и формы конечного продукта.
  5. Выбор координатора внутри группы.
  6. Промежуточная консультация с преподавателем;
  7. Обсуждение и формулировка гипотез;
  8. Обсуждение и доказательства гипотез;
  9. Построение логически обоснованных проектов;
  10. Презентация итогов проекта на общем заседании.
  11. Отчёт каждого участника проекта о проделанной работе.
  12. Все члены группы, как правило, получают одинаковую оценку.

В основе проектного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектный метод – важный толчок для познавательных процессов.

Возможности:

  • Осуществлять взвешенный свободный выбор темы проекта в соответствии с собственными склонностями и интересами;
  • Учить планировать и реализовывать работу;
  • Учить студентов самостоятельно анализировать экономические проблемы;
  • Развивать умение получать, собирать, систематизировать информацию;
  • Выявлять пределы своих знаний и умений;
  • Закреплять полученную предметную компетенцию.

Применение проектного метода. Планируя работу по созданию учебного проекта на занятиях по экономике, преподаватель ставит и решает задачи:

- обобщения учебного материала, адаптации его к уровню среднего профессионального образования;

- установления связей с будущей профессиональной деятельностью;

- изучения особенностей рынка труда Мурманской области;

- формирование умений расчета экономических показателей;

- привитие практических навыков, необходимых для эффективного поведения на рынке труда.

Приведём пример организации работы над проектом.

Введение

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое внимание уделяется “существенной модернизации содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации. Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела”.

Название: Эффективное поведение на рынке труда

Цитата: Цена человека – его зарплата. (Английская пословица)

Цель проекта: формирование активной позиции студентов, ответственности за своё будущее.

Направления проекта:

1. формирование экономического мышления, запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития;

2. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, практических навыков принятия ответственных решений, как в личной, так и в общественной жизни;

3. социально-личностное развитие студентов, формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, мотивов, которые, так или иначе, определяют решения многих проблем при трудоустройстве, а также развитие потребности в самопознании, адекватной оценки своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности;

4. воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро-; микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованный решения;

5. гражданское становление студентов: как гражданин демократической страны человек должен видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов.

По завершении работы студенты будут уметь:

1. Осуществлять поиск информации о вакансиях на рынке труда.

Составлять резюме.

Эффективно вести себя на собеседовании.

Использовать на практике правила оформления основных документов по трудовым правоотношениям.

Содержание обучения:

  • Методы поиска работы.
  • Методы анализа объявлений о вакансиях.
  • Роль вербальных и невербальных средств общения.
  • Правила подготовки е собеседованию с работодателем.
  • Порядок прохождения собеседования.
  • Состав и оформление документации в сфере трудовых правоотношений.

Участники проекта: Студенты выпускных курсов колледжа, преподаватели

Продолжительность: 1 месяц;

Региональный компонент – особенности рынка труда и формирования заработной платы педагогов Мурманской области.

Ключевые слова проекта: безработица, биржа труда, единая тарифная сетка, заработная плата, контракт минимальная заработная плата, номинальная заработная плата, пенсия, повременная заработная плата, пособие по безработице, профсоюзы, реальная заработная плата, сдельная заработная плата ставка заработной платы, тариф.

План работы Приложение 1.

Порядок работы Приложение 1.

Этапы работы Приложение 1.

Примеры заданий для реализации проекта Приложение 3

Рекомендации по применению проектного метода в обучении экономике

Всякое занятие должно способствовать усвоению новой информации и формированию умений и навыков отработки этой информации. Поэтому при разработке проекта были учтены следующие характеристики:

- содержание – знания, которые должны соответствовать тематике проекта;

- интеграция - охват разнообразных предметных курсов;

-профессиональная направленность проекта;

- системность контроля, логически завершающего работы в проекте.

Разрабатывайте материал совместно со студентами:

а) представьте дополнительные примеры и учебные и наглядные материалы;

б) задания должны быть реально исполнимыми в отведенные сроки.

в) помогите студентам выбрать подходящую для них стратегию работы.

Создайте систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного проекта.

Определите организационные формы обучения и их координацию, обеспечивайте оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на интерактивные формы обучения и самостоятельную работу студентов.

Разработайте систему текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции деятельности студентов (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений).

Критерии оценки работ Приложение 2

Критерии оценки пособия Приложение 2

Проблемы, возникающие при работе с проектами: переоценка студентами своих возможностей, конфликты внутри группы, недостаток времени, неумение грамотно спланировать работу.

Литература: Приложение 4