Изучение влияния условий на скорость химических реакций

Разделы: Химия


Цели:

  • Определить понятие скорости химической реакции.
  • Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Задачи:

  • обучающие: Научить учащихся работать с основным понятийным аппаратом, схемами, карточками, решать расчетные задачи.
  • развивающие: Способствовать развитию речи, овладеть основными способами мыслительной деятельности, умением работать в команде, развить познавательный интерес к предмету, формированию самостоятельной деятельности учащихся.
  • воспитательные: Воспитать нравственные и эстетические качества учащихся, правильное отношение к мнению одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, физика.

Ход урока

Оргмомент. (мотивация и целеполагание)

Объявление темы урока. Учащиеся должны назвать цель.

Изучение нового материала.

Раздел химии, изучающий скорость химической реакции и механизмы их протекания, называются химической кинетикой. Одним из основных в этом разделе является скорость химической реакции. В повседневной жизни, вы часто сталкиваетесь с химическими реакциями, протекающими с различными скоростями. Приведите примеры таких реакций:

Например:

  • горение спички – быстро.
  • золото + вода – очень медленно.
  • ржавление – медленно.

Опыт:

  • HCl + CaCO3 —> ?
  • HCl + Fe —> ?

Т.е., одни реакции протекают практически мгновенно, другие в течение тысячелетий.

  • Что собой представляет скорость механического движения (Это длина пути, проделанная физическим телом за единицу времени)
  • А если прокручивать кинопленку через киноаппарат с определенной скоростью – 24 кадра в секунду. Что изменится во времени? (Число кадров)

Таким образом, можно сказать, что скорость какого – либо процесса – это изменение какой – либо физической величины за единицу времени.

  • А какая величина будет изменяться при химической реакции? (Скорость столкновение частиц)

Вывод: Скорость химической реакции – это отношение изменения концентрации вещества в единицу времени.

<Рисунок 1>

Скорость хим. реакции обозначается v  
определяется

v = =

где C2 – концентрация вещества в момент времени t1, C2 – t2
выражается моль л * с  

 

 ? А как изменяется скорость реакции в ходе химической реакции? Увеличивается или уменьшается? (голосование: сигнальные значки)

Для того, чтобы это установить рассчитаем как изменится скорость химической реакции, протекающей в соответствии с уравнением:

C2 H5 OH + HCl — > C2 H5 Cl + H2 O

t, с 0 72 144 288 576
С, моль/л 1,65 1,48 1,33 1,12 1,00

Учащиеся считают скорость реакции в промежутках по группам. Данные записывают на доске.

  • v 1 = 0,0024
  • v 2 = 0,0020
  • v 3 = 0,0014
  • v 4 = 0,0004

По полученным данным строим график.

< Рисунок 2>

t, с 0 72 144 288 576
С, моль/л 1,65 1,48 1,33 1,12 1,00

 Вывод: Скорость химической реакции с течением времени уменьшается!

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Концентрация реагирующих веществ: чем выше концентрация реагирующих веществ, тем больше число столкновений между частицами, что приводит к увеличению скорости реакции. Количественно зависимость от концентрации реагентов выражается законом действующих масс. (Доклад об открытии закона)

аА + бБ —> сС + dD

V= kCаА * CаВ, где А и В - газы или жидкости, k – константа скорости реакции.

2. Природа реагирующих веществ: чем больше поверхность соприкосновения реагирующих веществ, тем быстрее протекает реакция.

Например: СаСО3 твердый и СаСО3 порошок + НCl

3. Влияние температуры описывается правилом Вант-Гоффа (доклад): при повышении температуры на 10°С, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

v 2 = v 1 * , где - температурный коэффициент

4. Катализаторы - вещества, изменяющие скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются.

Итог: основные выводы урока:

  • Скорость химической реакции.
  • Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Д/з: Подготовка к практической работе.