Цели:
- Определить понятие скорости химической реакции.
- Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Задачи:
- обучающие: Научить учащихся работать с основным понятийным аппаратом, схемами, карточками, решать расчетные задачи.
- развивающие: Способствовать развитию речи, овладеть основными способами мыслительной деятельности, умением работать в команде, развить познавательный интерес к предмету, формированию самостоятельной деятельности учащихся.
- воспитательные: Воспитать нравственные и эстетические качества учащихся, правильное отношение к мнению одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: математика, физика.
Ход урока
Оргмомент. (мотивация и целеполагание)
Объявление темы урока. Учащиеся должны назвать цель.
Изучение нового материала.
Раздел химии, изучающий скорость химической реакции и механизмы их протекания, называются химической кинетикой. Одним из основных в этом разделе является скорость химической реакции. В повседневной жизни, вы часто сталкиваетесь с химическими реакциями, протекающими с различными скоростями. Приведите примеры таких реакций:
Например:
- горение спички – быстро.
- золото + вода – очень медленно.
- ржавление – медленно.
Опыт:
- HCl + CaCO3 —> ?
- HCl + Fe —> ?
Т.е., одни реакции протекают практически мгновенно, другие в течение тысячелетий.
- Что собой представляет скорость механического движения (Это длина пути, проделанная физическим телом за единицу времени)
- А если прокручивать кинопленку через киноаппарат с определенной скоростью – 24 кадра в секунду. Что изменится во времени? (Число кадров)
Таким образом, можно сказать, что скорость какого – либо процесса – это изменение какой – либо физической величины за единицу времени.
- А какая величина будет изменяться при химической реакции? (Скорость столкновение частиц)
Вывод: Скорость химической реакции – это отношение изменения концентрации вещества в единицу времени.
<Рисунок 1>
Скорость хим. реакции | обозначается v | |
определяется v = = |
где C2 – концентрация вещества в момент времени t1, C2 – t2 | |
выражается моль л * с |
? А как изменяется скорость реакции в ходе химической реакции? Увеличивается или уменьшается? (голосование: сигнальные значки)
Для того, чтобы это установить рассчитаем как изменится скорость химической реакции, протекающей в соответствии с уравнением:
C2 H5 OH + HCl — > C2 H5 Cl + H2 O
t, с | 0 | 72 | 144 | 288 | 576 |
С, моль/л | 1,65 | 1,48 | 1,33 | 1,12 | 1,00 |
Учащиеся считают скорость реакции в промежутках по группам. Данные записывают на доске.
- v 1 = 0,0024
- v 2 = 0,0020
- v 3 = 0,0014
- v 4 = 0,0004
По полученным данным строим график.
< Рисунок 2>
t, с | 0 | 72 | 144 | 288 | 576 |
С, моль/л | 1,65 | 1,48 | 1,33 | 1,12 | 1,00 |
Вывод: Скорость химической реакции с течением времени уменьшается!
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
1. Концентрация реагирующих веществ: чем выше концентрация реагирующих веществ, тем больше число столкновений между частицами, что приводит к увеличению скорости реакции. Количественно зависимость от концентрации реагентов выражается законом действующих масс. (Доклад об открытии закона)
аА + бБ —> сС + dD
V= kCаА * CаВ, где А и В - газы или жидкости, k – константа скорости реакции.
2. Природа реагирующих веществ: чем больше поверхность соприкосновения реагирующих веществ, тем быстрее протекает реакция.
Например: СаСО3 твердый и СаСО3 порошок + НCl
3. Влияние температуры описывается правилом Вант-Гоффа (доклад): при повышении температуры на 10°С, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.
v 2 = v 1 * , где - температурный коэффициент
4. Катализаторы - вещества, изменяющие скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются.
Итог: основные выводы урока:
- Скорость химической реакции.
- Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Д/з: Подготовка к практической работе.