Сценарий внеклассного мероприятия.
Цель:
- способствовать формированию традиционной системы нравственности, заложенной Православием: любовь к Родине, уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, милосердие;
- развивать чувство гражданственности и патриотизма;
- приобщать учащихся к богатому духовному наследию русской истории;
Оборудование:
- мультимедийная система;
- компьютер;
- презентация на CD (Приложение)
1-й чтец:
(Слайд№ 1) . Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек - сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.
(№ 2) В сорок первом году, когда смертельная опасность нависла над Отечеством, Алексей Николаевич Толстой написал слова, исполненные глубокого смысла: "Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Недаром пращур плел волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый протопоп Аввакум – в яме, в Пустозерске, и размышляли о правде человеческой…"
(№ 3) В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…)
2-й чтец:
Путь христианства на Руси был долгим и сложным.
(№ 4) В пору правления князя Владимира на Русь зачастили послы, миссионеры разных стран с предложениями принять их веру. Были это и мусульмане, и латиняне и иудеи, и греки. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Владимир внимательно выслушивал и обдумывал каждое предложение. Затем собрал он бояр и "градских старцев", рассказал им о доводах послов.
- Государь, - сказали ему бояре и старцы, всякий человек хвалит веру свою. Если хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, чтобы испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.
Князь так и поступил: послал десять мужей мудрых в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии. (№ 5) Император приказал привести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх в праздничном убранстве совершил литургию. Пышность церковного убранства, красота пения и архиерейского служения пленили сердца русичей.
(№ 6) - Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе, - рассказывали послы, вернувшиеся в Киев. – На земле нет такой красоты, которую мы там видели.
Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.
(№ 7) В тот летний день 988г по зову своего князя Владимира по узкому оврагу меж двух круч шло к Днепру множество людей – жителей Киева. Целыми семьями шли богатые и бедные, с детишками, младенцами на руках. А на берегу их встречал сам князь и греческие священники. (№ 8) Под звучание молитв по их знаку ступили киевляне в воды реки.
3-й чтец:
(№ 9) Идеи христианства на Руси неразрывно связаны с идеей православной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы, патриотизма.
Служа Отечеству, мы служим Богу, ибо защищаем не просто родную землю, а по вере предков, - подножие Престола Господня, удел Его Пресвятой Матери.
Русские князья свято хранили землю родную и веру православную, снискав себе славу и память добрую.
(№ 10) Великим защитником земли русской был князь Александр Невский.
4-й чтец:
В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите от возможного нападения.
Но они не были единственными противниками Руси. К нападению на русские земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.
5-й чтец:
(№ 11) Невская битва. Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 г шведские суда вошли в устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, а остальные остались на кораблях. Командовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что послал Александру дерзкий вызов: "Я уже здесь и пленяю землю твою". Александр, зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерения шведских войск, решил напасть на них как можно скорее, пока часть сил противника находилась на кораблях.
Из "повести и житии Александра Невского":
Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий, ему была поручена стража морская… Увидел он ратников, идущих против князя Александра, и решил, что расскажет князю о станах их и укреплениях. И стоял он на берегу моря, всю ночь пребывая в бдении. (№ 12) Когда же начало восходить солнце, услышал он страшный шум на море и увидел корабль один, плывущий по морю, а посредине стоят мученики (№ 13) Борис и Глеб в красных одеждах, держа руки на плече друг у друга… И сказал Борис: "Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру"…
(№ 14) Вскоре приехал князь Александр, Пелгусий. . радостно поведал ему одному о видении. Князь же сказал: "Никому не рассказывай об этом". И поспешил он напасть на врага. Перед битвой сказал Александр своим воинам: “Не в силе бог, но в правде”. (№ 15) В 6 часов дня была жаркая сеча, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем.
Урон с нашей стороны был едва заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда все наше горестное отечество, дала Александру славное прозвище Невского.
(№ 16) Через 2 года Александр Ярославич отстаивал родную землю от нашествия немецких рыцарей. Крылатыми стали слова князя: “Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет. На чем стояла и стоять будет земля русская”
6-й чтец:
(№ 17) А с востока в это время двигались несметные полчища монголо-татар.
"Батый как лютый зверь пожирал целые области, терзая когтями остатки. (№ 18) Храбрейшие князья российские пали в битвах; другие скитались в землях чуждых; искали заступников между иноверными и не находили; славились прежде богатством и всего лишились. (№ 19) Матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими, а девы о своей невинности: сколь многие их них, желая спасти оную, бросались на острый нож или многие в глубокие реки! (№ 20) Жены боярские, не знавшие трудов, всегда украшенные златыми монистами и одеждою шелковою, всегда окруженные толпою слуг, сделались рабами варваров, носили воду для их жен, мололи жерновом и белые руки свои опаляли над очагом, готовя пищу неверным…(№ 21) Живые завидовали спокойствию мертвых"
Русский князья вынуждены были ездить на поклон к ордынским ханам и там подвергаться унижениям. Однако, не все соглашались на подобное. Многие приняли мученическую смерть в Орде, но не отреклись от христианской веры.
7-й чтец:
В то самое время, как великий князь русский испытывал всю тоску кончины на голой земле степей киргизских, далеко от милого семейства и родины, другой князь, столько же знаменитый, оканчивал жизнь свою в ужасных мучениях пред шатром Батыя! Это был Михаил, князь черниговский, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не хотевший поклониться ни тени Чингисхана, ни идолам татарским! "Нет! – говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. – Я могу поклониться царю вашему, потому что Бог отдал ему судьбу государств земных, но христианин никогда не служит идолам!" Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Князь русский не боялся смерти. С ангельскою кротостью читал он молитвы в то время, когда татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: "Я христианин!" Церковь наша его признала святым и мучеником.
8-й чтец:
(№ 22) Год 1380. Великая Куликовская битва.
Русская церковь всегда играла огромную роль в организации борьбы против врага. (№ 23) По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице - Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками от преподобного Сергия Радонежского (основателя этого монастыря) . Сергий отправил с князем монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал:"вот оружие светлое! да служит оно вам вместо шлемов!" (№ 24) Дмитрий выехал из Обители с новою верою и еще сильнейшею надеждою на помощь небесную.
Каждый ревновал служить отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими.
(№ 25) Поле Куликово, где была намечена битва, затерялось в просторах Тульской земли. Милая, хватающая за душу красота.
"О светло светлая и красно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками. . , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными" (Предисловие к одному из списков "Жития Александра Невского")
(№ 26) Но не красотой своей привлекло поле Дмитрия Ивановича. С трех сторон пронизанное реками, оврагами, перелесками, оно скрывала русские полки. Ордынцы могли выступить только с Красного холма.
(№ 27) В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года над Куликовым полем воцарилась тишина, и в воздухе разлилась теплынь. Лег туман и прикрыл русское войско на высоком кряже между Смолкой и Нижним Дубиком. Ордынское войско подошло к Красному холму. На его вершине Мамай разбил шатер.
Туман рассеивался. Встрепенулись испуганные птицы.
На три поприща, заслоняя дорогу на Русь, сверкали червленые щиты, блестели сталью доспехи, застыло над непроницаемым строем руссов стальное облако из наконечников гибельных копий. В этом блеске слился многолетний труд ремесленников, в нем сплавился труд землепашцев.
(№ 28) Москва начинала битву.
9-й чтец:
(№ 29) Чтобы подзадорить своих, выехал наперед войска ордынский богатырь Челубей, вызывая на единоборство русского витязя. "И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. Упали оба с коней на землю и скончались" ("Сказание о Мамаевом побоище") . И закипела сеча жаркая, казалось будто небесное воинство пришло на помощь русичам.
(№ 30) И гнали Мамаево войско русские полки до самой реки Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той причитали нечестивые: "О горе, горе тебе, великий Мамаю". Одни ордынцы пали, другие в речке утонули. (№ 31) А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь.
Много русских побито было татарами и Русью татар… и падало тело татарское на тело христианское.
(№ 32) Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную северную сторону. С той стороны пришли сюда, и многим уже не вернуться, не посмотреть на дорогу, а лягут они в землю тесно, плечом к плечу, как и на поле стояли, лицом против солнца.
"Остановился князь великий со своим братом князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами на костях: "Страшно ведь брат было в то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон – река три дня кровью текла. Считайте братья, скольких воевод нет, скольких молодых людей нет".
(№ 33) И сказал князь великий Дмитрий Иванович: "Братья, бояре и князья, и дети боярские, то вам суженое место меж Дона и Днепра на поле Куликовом, на речке Непрядве. Положили вы головы за землю Русскую… Простите меня, братья и благословите в этом веке и в будущем" ("Задонщина")
10-й чтец:
(№ 34) Поле славы, говорим мы… Да, но и поле скорби, поле Вечной Памяти.
Грады великие
Малые веси
Громоподобная
Весть огласила: (№ 35)
Русская сила
Татарскую силу
На Куликовом поле
Сломила!
Слава, как буря
К морю рванулась,
К Кафе, к Царьграду
К Дербенту и к Риму.
Русь одолела
Злых басурманов!
Русь победила
Врагов окаянных. (В. Вронский. )
11-й чтец:
(№ 36) Особое место в русской культуре и истории занимают иконы, ибо к ним обращается человек в годы суровых испытаний и лихолетий.
Прабабушкина икона
Немало все мы в жизни перевидели,
Но что храним мы в памяти своей?
Я помню светлый образ Вседержителя
Над койкою прабабушки моей.
Икона, потускневшая от времени,
Прошедшая насквозь ХХ век –
Тот век, в котором жил во имя Ленина
В стране Советской каждый человек.
Пока за сотворенными кумирами
Шагали мы по жизни налегке,
Она, такая тихая и смирная.
Висела над кроватью в уголке.
Бывало просыпалась утром рано я,
Заглядывала в щелочку тайком
И видела, как бабушка старательно
Шептала перед этим образком…
Как жаль, что нам нельзя вернуться в прошлое
И там чуть-чуть исправить жизнь свою…
Прошли года плохие и хорошие,
И вот перед иконою стою
Я в тесной комнатенке, как в обители,
И слезы сами катятся из глаз…
Пред этою иконой Вседержителя
Молилась моя бабушка о нас.
Её уж нет. Но есть икона светлая –
В Небесный мир открытое окно…
Любить, прощать, надеяться и веровать –
И ничего другого не дано. (Н. Тананко.)
12-й чтец:
У всякой чудотворной иконы есть своя история, зачастую удивительная и впечатляющая. Одной их самых почитаемых стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. С нею необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории.
(№ 37) А было все так. Покорив в 1552 году Казанское ханство, Иван Грозный на следующий же день заложил в Казани Блоговещенский собор. А 1579 год в Казани произошел страшный пожар, уничтоживший кремль и большую часть города. Сгорел и дом стрельца Даниила Онучкина. А ночью, во сне, к его девятилетней дочери (№ 38) Матренке явилась Богородица и указала место, где скрыта чудотворная икона. Но на рассказ ребенка о видении не обратили внимания. Трижды являлась девочке во сне Богородица, но ни архиепископ, ни воевода не вняли ее рассказам. И тогда мать девочки, взяв заступ, стала рыть в указанном месте. (№ 39) Но только когда за дело взялась сама Матрена, в ночи засияла чудесным светом икона Пресвятой Богородицы. Икона была завернута в рукав суконной одежды, и краски ее были так свежи, будто они только что написана.
13-й чтец:
Услышав об обретении святого образа, жители Казани собрались на крестный ход и перенесли икону в Благовещенский собор. Нес ее священник (№ 40) Гермоген, будущий третий патриарх Московский.
Прошли годы. Наступила пора Смутного времени. В 1612 г казалось, что Россия погибла. В Москве поляки. Север страны захвачен шведами. По стране бродили шайки разбойников. В душах людей воцарился мрак. (№ 41) Но патриарх Гермоген из Троице-Сергиевой лавры взывал к народу: "Встанем все за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы!"
(№ 42) Со всей земли Русской стало собираться ополчение. Казанские отряды принесли с собой икону Богородицы. И все воинство, наложив на себя строгий трехдневный пост, взывало к Матери Божьей о спасении родной земли.
Польское войско было разбито. Ополчение торжественно, с крестным ходом, 22 октября ступило в Московский Кремль. (№ 43) Впереди несли икону Казанской Богородицы. (№ 44) А навстречу, из Кремля, вынесли чудотворный образ Матери Божьей Владимирской. Так встретились две святыни, не раз спасавшие русский народ.
(№ 45) В честь спасения России князь Д. Пожарский воздвиг на Красной площади Казанский собор, где и воцарилась чудотворная икона. После Октябрьского переворота собор был разрушен. Много десятилетий на его месте зиял пустырь. И лишь недавно он был возрожден.
14-й чтец:
…(№ 46) Накануне Полтавской битвы в 1709 г царь Петр I молился перед иконой Казанской Богородицы, которая сопровождала армию. А позже он поставил в петербургском Казанском соборе список этой иконы как щит и ограждение новой столицы.
…В 1812 г перед отъездом М. И. Кутузов коленопреклоненно молил икону спасти Россию от нашествия Наполеона. Здесь же в декабре 1812 г отзвучал торжественный молебен за избавление России. К подножию иконы были положены трофеи: ключи освобожденных городов, отбитые знамена, орлы и жезл Наполеона.
…(№ 47) В страшную зиму 1941/42 г. , когда Ленинград был в кольце блокады, Матерь Божия явилась к митрополиту Илие, который молился у себя в келье, и велела передать ленинградцам слова, укреплявшие веру в победу. (№ 48) Чудотворную икону крестным ходом обнесли вокруг града Петра, несмотря на морозы и обстрелы. Это придало душевных сил оборонявшим город и страдающим от голода и холода ленинградцам.
Служили молебен перед иконой Казанской Богоматери и в Москве, и в Сталинграде. (№ 49) Как в стародавние времена люди обращались к царице небесной Одигитрии, Путеводительнице России:" (№ 50) Заступница усердного рода христианского, Пресвятая Богородица, спаси нас…"
15-й чтец:
Прошли века, десятилетия, но и сегодня сила православной веры помогает солдатам выдержать суровые испытания войны, не дрогнуть защищая родную землю(№ 51- 63) .
(№ 64)
Любите Россию, как мать -
В болезни любите, во здравии
И сердцем её Православие
Пытайтесь понять и принять.Мы в центре духовной войны
Жестокое время и нервное…
И только единою верою
Еще быть мы можем сильны.Пусть громкие эти слова,
Но их повторять очень хочется!
Поверьте, Россия не кончится,
Пока будет вера жива.Пока будут храмы стоять -
Высокие и златоглавые!
Пусть время меняется. Главное -
Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)