1
Цели: повторить знания о имени существительном, как части речи; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.
I. Организационный момент
II. Постановка темы и цели урока.
У. Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть ее исследователями?
Тема нашего исследования – слово. Но слово не простое, а очень важное. (на доску прикрепляется карточка)
ДОБРОТА |
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро,
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово сотворит тебе добро.
III. Исследование по различным разделам языка.
1. Итак, проникаем в тайну слова. (крепится табличка)
ЛЕКСИКА |
У. Что изучает лексика?
Д. Лексика изучает словарный состав языка
У. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку. Давайте, запишем слово “доброта” звуками. (работа в тетрадях, один учащийся работает у доски)
[дабрата]
У. Помимо внешней формы, слово должно иметь внутренне содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.
Откройте свои тетрадочки (специальные тетради, в которые дети записывают новое слово и его лексическое значение).
- Что же означает слово доброта?
Д. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
У. А вот в словаре С.И. Ожеова (показать) есть слово “добрый”, образованно от слова “доброта”. Я вам сейчас зачитаю (зачитывается несколько значений слова “добрый”)
Какой можно сделать вывод?
Д. Это слово имеет несколько значений, значит оно многозначное.
У. Напомните мне, что такое синонимы и антонимы. (ответы детей)
У. Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске. (работа в тетрадях)
- Добрый человек – (добродушный, добросердечный; злой)
- Добрые дела – (полезные; скверные)
- Добрая память – (светлая; дурная, плохая)
2
2. Следующий раздел науки о языке, куда мы с вами отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово – это словообразование.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
У. Что такое словообразование?
Д. Это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.
У. Из чего могут состоять слова?
Д. Из корня, приставки, суффикса и окончания.
У. Может ли слово не иметь суффикса?
Д. Да.
У. А окончания?
Д.Да.
У. А может ли слова быть без приставки?
Д. Да
У. А без чего слово не может быть?
Д. Слово не может быть без корня.
У. Разберите слово “доброта” по составу. (работа в тетрадях, один ученик выполняет у доски)
У. Давайте подберем к слову “доброта” однокоренные слова. (самостоятельная работа, с коллективной проверкой)
Д. Добряк, добрячок, добренький, добро, добреть.
У. Определите, какой частью речи является каждое слово.
3. Мы отправляемся дальше.
На доску прикрепляется карточка
ФОНЕТИКА |
У. Что исследует раздел о языке, который называется фонетикой?
Д. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, ударение, слоги.
У. Выполним фонетический разбор слова “доброта” (коллективная работа).
4. А теперь давайте посмотрим на это слово с точки зрения орфографии.
ОРФОГРАФИЯ |
У. Что изучает этот раздел науки о языке?
Д. Орфография изучает правила написания слов.
У. Какие орфограммы в этом слове?
Д. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
У. Запишите слово, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова. (самостоятельная работа с коллективной проверкой)
Доброта – добрый, добренький, добр; добро.
5. Следующий раздел:
МОРФОЛОГИЯ |
3
У. Что исследует раздел морфология?
Д. Морфология – Это раздел грамматики, изучающие грамматические свойства слова.
У. Расскажите все об этом слове.
Д. Имя существительное, отвечает на вопрос что?, неодушевленное, нарицательное, ж.р., в ед.ч.
6. На доску прикрепляется карточка:
Синтаксис |
У. Что рассматривает синтаксис?
Д. Это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействуют с другими словами в предложении.
Разбор предложения:
Доброго человека дела славят
7. Творческая работа.
У. Ребята, вам сейчас предстоит написать мини-сочинение (5-7 предложений).
Вот перед вами несколько тем: “ Доброта лучше красоты”, “С добрым жить хорошо”, “Доброе слово - это доброе дело”, “ На свете не без добрых людей”.
После выполнения творческой работы, предложить детям зачитать свои мини-сочинения (по желанию учащихся).
IV. Итог урока.
У. Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения
Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?
Д.Орфография, синтаксис, морфология, фонетика, словообразование, лексика
У. Чему мы учились?
Д. Мы учились разбирать слово с разных позиций.
- Исследовали слова “доброта”.
- Мы писали мини-сочинение.
- Учились быть добрыми.
- Учились доброте и т.д.