Основные цели:
- Сформировать способность к выделению целой части из неправильной дроби.
- Повторить понятия числителя и знаменателя, дроби правильные и неправильные, смешанные числа.
- Актуализировать умение выделять целую часть из неправильной дроби.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: действие по аналогии, анализ, обобщение.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1) Формула деления с остатком.
a = b * c + r r < b |
2) Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. <Рисунок1>
3) Знаковая форма выделения целой части из неправильной дроби.
Раздаточный материал:
1) листочки с заданием (к этапу 2)
Опеределите по числовому лучу какому смешанному числу соостветствуют дроби |
2) Подробный образец для самопроверки (к этапу 6)
Ход урока.
1 Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством закрепления ситуации успеха, достигнутой на предыдущем уроке.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
- На протяжении нескольких уроков мы работали с некоторыми числами. С какими числами мы работали? (С дробными числами).
- Какие знания у нас есть об этих числах? (Умеем их читать, записывать, сравнивать, решать задачи).
- Предлагаю продолжить нашу плодотворную работу. Вы готовы? (Да).
- Сегодня мы продолжим работать с дробными числами. Я уверена, что у нас с вами все получится на отлично. Но сначала повторим материал предыдущих уроков.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цели:
1. Актуализировать умение находить правильные и неправильные дроби, смешанные числа, определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.
3. Зафиксировать ситуацию, когда учащиеся не смогут выделить целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 2.
- С какими числами мы познакомились на предыдущем уроке? (Со смешанными числами).
- Из чего состоит смешанное число? (Из целой и дробной части).
На доске записаны дроби и смешанные числа.
- На какие группы можно разделить представленные числа?
- Правильные дроби ().
- Какие дроби называются правильными? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Правильная дробь меньше единицы).
- Неправильные дроби. (…..)
- Какие дроби называются неправильными? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю).
- Какие из неправильных дробей можно представить в виде натурального числа?
()
- Какую дробь можно представить в виде смешанного числа? (Неправильную дробь, где числитель больше знаменателя).
- Определите с помощью числового луча, какому смешанному числу равна дробь
У учащихся лист с заданием (Р-1), один ученик работает у доски, комментирует.
- Назовите наименьшее смешанное число?( )
- Наибольшее? ()
- Какое арифметическое действие вам помогло? ( Деление. Деление с остатком).
- Докажите. (На доске: Д-1).
- 12:7=1 (ост.5); 15:7=2 (ост.1); 25:7=3 (ост.4); 31:7=4 (ост.3)
- Выделите целую часть дроби , запишите смешанное число. Дети работают на обратной стороне листочка. Разные варианты ответов выносятся на доску.
- Как вы действовали?
3 Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие по выявлению отличительного свойства задания на выделение целой части из неправильной дроби.
- Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Какое задание вы выполняли? (Надо выделить целую часть из дроби ).
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Тот способ, который нам помогал выделять целую часть из неправильной дроби не подходит для дроби . Эту дробь неудобно показать на числовом луче).
- Что же мы видим? (У нас получились разные ответы).
- Почему? (Мы пользовались разными способами. У нас нет алгоритма выделения целой части из неправильной дроби).
- Какова же цель нашего урока? (Построить алгоритм и научиться выделять целую часть из неправильной дроби).
- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. («Выделение целой части из неправильной дроби»).
- Молодцы!
На доске открывается название темы урока.
4 Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия для выделения целой части из неправильной дроби.
- Зафиксировать новый способ в знаковой и вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4
- =?
- Каким способом вы предлагаете найти, сколько в дробном числе целых единиц? (Числитель разделить на знаменатель).
- Какой знак в записи дроби вам подсказал, как надо действовать? (Черта дроби – знак деления).
На доске:
числитель |
- Запишем дробь в виде частного: 65 : 7.
- Какой это вид деления? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
- Найдите результат. (65 : 7 = 9) (ост. 2)
- Что означает в полученном равенстве частное 9 и остаток 2? (Частное 9 означает, что в 65 содержится 9 раз по 7 и 2 остается).
- Что будет обозначать частное 9 в смешанном числе? (9 – это целая часть смешанного числа).
На доске:
частное ( c ) - |
- Что будет обозначать остаток 2 в смешанном числе? (2 – это числитель дроби смешанного числа).
На доске:
остаток ( r ) - |
- А знаменатель? (Он остается, не изменяется).
На доске:
знаменатель ( b ) |
- Какое смешанное число у нас получилось?
-
- Выполнили мы задание? (Да).
- Какое математическое действие нам помогло? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
Учитель возвращается к ответам на листочках, обобщает, поощряет словом тех, кто выполнил правильно. В групповой форме учащиеся выводят новый способ в знаковой форме на листочках. Выбирается правильный вариант.
- Запишите, пользуясь формулой деления с остатком (Д-1), какому смешанному числу равна дробь ?
На доске: Д-3
- Как из неправильной дроби выделить целую часть?
- Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.
- Молодцы! Спасибо!
- Давайте всё же проверим наше мнение с мнением учебника. Откройте страницу 26, Математика 4 (2 часть), прочитайте правило сначала про себя, а потом вслух.
- Мы были правы? (Да).
- Молодцы!
Физминутка (по выбору учителя).
5 Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
Зафиксировать способ выделения целой части из неправильной дроби во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Давайте ещё раз повторим алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Д-2
- Мы с вами составили алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (Потренироваться).
№ 4 (а,б,в) стр. 26 – с комментированием по образцу.
№ 4 (г, д) стр. 26 – в парах.
6 Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
- Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на выделение целой части из неправильной дроби.
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить своё умение выделять целую часть из неправильной дроби.
- Способствовать созданию ситуации успеха.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- Вы сумели вывести алгоритм выделения целой части из неправильной дроби и потренировались в решении примеров. Я думаю, теперь вы сможете выполнить задание сами.
- Выполните самостоятельно:
№ 3 стр. 26 – 1 вариант – 1 и 2 столбик;
2 вариант – 3 и 4 столбик;
- Кто желает, может выполнить задание и другого варианта.
Учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяют себя по образцу для самопроверки. Используется карточка Р-2.
- Проверьте себя по образцу для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?» зеленой ручкой.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
- В чем причина? (…)
- У кого все верно?
- Молодцы!
Можно организовать работу по коррекции ошибок в группах или фронтально. Консультантами назначаются учащиеся, которые не допустили ошибок.
7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Тренировать способности выделять целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Попробуем применить наши знания при сравнении дроби и смешанного числа.
Стр. 27 №7
- Найдите неравенство, в котором надо сравнить правильную дробь с неправильной.
-
- Что будем делать?
- Выделим целую часть из неправильной дроби.
- Значит?!
-
- Неправильная дробь больше правильной. Мы это доказали, выделив целую часть.
- Молодцы!
- Закончите задание, сравните.
- Проверим.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать в речи алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.
- Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
- Оценить собственную деятельность на уроке.
- Согласовать домашние задание.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Чему научились на уроке? (Выделять целую часть из неправильной дроби).
- Какой алгоритм мы построили? (Можно проговорить алгоритм Д-2).
- У кого были трудности? Как будете, действовать?
- Кто сегодня доволен собой? Почему?
- Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число. Число запишите зеленой ручкой на полях тетради.
- мне было трудно на уроке.
- я понял урок, но мне нужна тренировка.
- я хорошо понял урок, но нужна помощь.
- я молодец, понял урок на отлично.
Домашнее задание: придумать пять неправильных дробей и выделить целую часть; №10, №11 стр. 28 – по выбору; № 15 стр. 28 (а или б) – по желанию.
Молодцы! Спасибо за работу на уроке!