Армия спасения тех, кому трудно (АиСТ), расправляет крылья

Разделы: Социальная педагогика


Город Набережные Челны – особый город. Более 35 лет назад на Всероссийскую ударную комсомольскую стройку КамАЗ (Камский Автомобильный Завод) съехались девушки и юноши 70 национальностей со всех концов страны. И жителям молодого города всегда казалось, что они надежно защищены от всех бед и несчастий. Но оказалось, что это не так.

Обделенные лаской, теплом, вниманием, не умеющие организовать свой досуг, не находя отклика и помощи ни от своих родителей, ни от учителей, подростки уходят «в никуда». Многие предоставлены сами себе: часто желающие что– либо изменить в своей судьбе, не знающие, как можно это сделать, бесцельно проводят время на улице. Не имея какой – либо информации о том, где они могли бы заняться по – настоящему интересным для себя делом, где проявить себя, свои способности, испытывая трудности в общении и взаимодействии и дома, и в школе, испытывая чувство неудовлетворенности, озлобленности, они порой совершают правонарушения. Так появляются дети группы риска.

Для устранения этих проблем группой ученых Городского дворца творчества детей и молодежи (ГДТДиМ) и педагогами - практиками был разработан проект «АиСТ», функционирующий с 2002 года. Он успешно реализуется в течение 5-и лет. Этот проект направлен на решение одной из наиболее актуальных городских социальных проблем.

Цель проекта: профилактика и снижение масштабов детского неблагополучия, посредством создания студенческого волонтерского движения и в процессе социально-педагогической индивидуальной работы волонтеров с педагогически запущенными подростками, привлечение их в различные виды творческой, познавательной, художественной, коммуникативной деятельности, в результате которой должна произойти их реабилитация, нравственное и жизненное самоопределение.

Проект «АиСТ» разработан с учетом Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», принятого 21 мая 1999 г. Государственной Думой РФ, городской программой «Подросток» и миссией ГДТДиМ, его стратегической цели – создание условий для развития личности ребенка. Закон основан на конституционных нормах о защите семьи и детства государством на основополагающих принципах гуманизма, более широких гарантий прав ребенка и родителей на принципах демократизма, предполагающих преодоление государственно-принудительных репрессивных методов борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.

В городе Набережные Челны работают 3 исполкома, в каждом состоят на учете более 300 детей и подростков. В 2005-2006 учебном году 89 детей уклонялись от учебы, среди них педагогически запущенные, трудновоспитуемые, условно осужденные.

Администрация города, учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений проводят большую работу по снижению масштабов детского неблагополучия. В городе открыт Центр реабилитации «Асылташ» на 100 мест. Большая работа проводится Центром занятости по трудоустройству подростков в летнее время. Индивидуальную работу проводит Отдел ОППН, психологические службы. Спортзалы школ работают до 22 часов, Учреждения дополнительного образования (УДО) предлагают детям огромный перечень услуг в проведении досуга, развитии инициативы и творчества, изучении компьютерных технологий, но проблема детского и подросткового неблагополучия все еще имеет место и требует все новых и новых инновационных подходов к ее решению.

В отличие от существующих немногочисленных проектов по работе с трудными подростками, проект «АиСТ» предлагает подход к проблеме с позиции «сверстник-сверстник» <Рисунок1>, а не как принято обычно - «ребенок – взрослый», «ученик – педагог». Для реализации проекта были приглашены 25 студентов – добровольцев из различных ВУЗов города, молодых рабочих, выпускников школ. В Городском Дворце был создан клуб социально-педагогического направления – «АиСТенок».

В качестве приоритетного выбран индивидуальный подход к каждому подопечному. Именно личностно-ориентированный подход, создание пространства любви и уважения к ребенку, в совокупности с доказательствами того, что нравственным человеком быть выгодно, является гарантией успешного решения проблемы детского неблагополучия (такова основная гипотеза исследования).

В клубе занимаются молодые люди в возрасте 12-18 лет, считающие своим долгом участвовать в решении проблем детского и подросткового неблагополучия. Подход к решению данных проблем с позиции «сверстник - сверстник», где с одной стороны – воспитанники, а с другой - волонтеры и педагоги дополнительного образования, которые ведут ребят девиантного поведения по пути самопознания, самоутверждения, самореализации. Этот метод реализации проекта был выбран изначально. И сегодня можно говорить об определенном опыте работы.

На сегодняшний день детская общественная организация «Аист» объединяет более 550 подростков. В подземных переходах нашего города можно видеть надписи «Аист – верный друг подростка». Чем привлекает «АиСТ» подростков? Наши воспитанники скажут: «Здесь нас примут любыми, здесь нам помогут». Можно сделать вывод, что правильно был выбран личностно – ориентированный подход к каждому подопечному, умело созданы пространство любви и уважения к ребенку, в этом гарантия успешного решения проблемы детского неблагополучия.

Одно из непростых направлений проекта «Аист» - подбор и воспитание волонтеров, создание волонтерских объединений подростков, которые по своей инициативе убежденной активности готовы помочь своим сверстникам.

Для стран Запада волонтерство - явление привычное и понятное. Каждый пятый трудоустроенный житель Европы работает на добровольных началах. В России добровольничество только набирает силу, хотя имеет глубокие исторические корни. Издавна на Руси вершили свои добрые дела, помогали обиженным и убогим «доброхоты» и «добросерды». На долгие годы выпали эти замечательные слова из лексикона русских людей, забыто была и добросердечность как социальное явление, именно поэтому мы придавали этому направлению в нашей работе большое значение. Ведь молодежи сегодня как можно чаще надо напоминать о милосердии, любви и безвозмездной помощи близким, нуждающимся в поддержке.

Первый этап реализации проекта был рассчитан на 2 года (2002 – 2004) и предусматривал подбор волонтеров, изъявивших желание протянуть руку помощи подросткам, тем, кто срочно нуждается в скорой социальной помощи.

На наше объявление в городской газете «Челны ЛТД» откликнулись 25 юношей и девушек. Для всех добровольцев были открыты курсы в Институте непрерывного педагогического обучения (ИНПО) с получением удостоверений «организатора работы с детьми по месту жительства», организована систематическая помощь научных консультантов, методистов, психологов.

Каждый слушатель курсов разработал свой проект по выводу детей из трудных жизненных ситуаций.

Все проекты были заслушаны представителями ИНПО и получили одобрение преподавателей ВУЗов и ученых. Особенное одобрение получили проекты «Шаг навстречу», «Молодые сердца», «Патриот» и другие.

Но встал вопрос: «Как и с кем начать реализовывать эти проекты?». Решено было, что лучше всего это сделать в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Асылташ». Первое время войти в доверие к ребятам было непросто. Но каждая встреча давала новые результаты. Поняв, что их воспитанники были обделены любовью близких, волонтеры выбирают свой стиль общения с ребятами. Приветствия друг друга всегда сопровождались теплотой слов, одобрением, радостью. Они не лезли в душу подростков с назиданиями, нравоучениями. Своим трудом, искренностью, культурой общения, хорошо подготовленными мероприятиями они доказывали детям, что быть нравственным человеком, совершать хорошие поступки выгоднее, чем жить тусклой безнравственной жизнью.

Волонтерам удалось раскрыть перед ребятами свои добрые сердца, и они потянулись к ним. Следующий этап в работе - открытие секций «Самооборона», «Баскетбол», «Граффити» <Рисунок 2>, клуб бардовской песни «Гитара» <Рисунок3>, «Пластика движений», психологической службы «Познай себя».

Волонтеры получали во Дворце большой потенциал методической помощи, были в курсе всех инновационных процессов. Например, знакомили их с принципами личностно – ориентированного подхода. Принцип гуманизма предполагает взаимоотношения, построенные на проявлении человеколюбия. Подросток является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, недостатками. Каждый признает индивидуальную ценность своего воспитанника. И вот яркий пример этому. Наши волонтеры познакомились с Сашей Ушатиковым в подростковом клубе «Ровесник». Это был грустный, ничем неприметный молодой человек.

С самого же первого дня работы волонтеров «АиСТа» Саша стал активно проявлять себя и, спустя неделю, он написал стихотворение под названием «Аист». В дальнейшем юный поэт написал уже столько стихотворений, что стал возможен выпуск сборника «Волшебное слово», благодаря тесному контакту с председателем Союза писателей Алешковым Николаем Петровичем.

Впоследствии и друзья, и учителя заметили склонности Александра не к экономическим наукам, к которым он не тяготел, а больше - к гуманитарным. Вскоре перевели в класс с гуманитарным уклоном. В данный момент он учится в Казанском Государственном педагогическом университете и не перестает радовать нас своими чудесными стихотворениями.

Следуя всем принципам личностно – ориентированного обучения и воспитания детей: принципам вариативности, коллективности, диалогичности и незавершенности, волонтеры стали более грамотно, профессионально подходить к каждому воспитаннику - вести карту их личностного роста, признавать наличие индивидуальных целей ребенка наряду с целями коллектива.

Взаимоуважение, искренность, равенство педагога и воспитанника стало нормой в отделе «АиСТ».

Проводимые педагогами мероприятия с детьми девиатного поведения, надолго останутся у них в памяти. Это и отдых в загородном оздоровительном лагере «Саулык» <Рисунок4>, и развлекательные мероприятия «Ребята с нашего двора», и операция «Скажи наркотикам НЕТ!», и участие в молодежном форуме.

Впереди у детской общественной организации «АиСТ» много дел и нерешенных проблем. Это открытие клубов «Аистенок» в каждом микрорайоне, реализация подпроекта «Дети «АиСТа» - право на помощь», который предполагает совместную творческую деятельность на экспериментальной площадке детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков группы риска.

Мы заняли первые места в Российском, Республиканском и городских конкурсах социально-педагогических проектов, награждены дипломами 1-ой степени. Ведущих программы ОРТ привлекла деятельность волонтеров и их работа была продемонстрирована на всю страну. Проект выиграл грант в 100 тыс. рублей. Группа волонтеров была приглашена летом 2004 г. на Российский молодежный форум в ВДЦ «Орленок» <Рисунок5>, где успешно защитила свой проект, который, мы уверены, будет успешно реализовываться в каждом микрорайоне.

Не говорите мне, что я не вправе
Решать судьбу страны и бытия!
Ведь человек необходим Державе.
Я молод. Ваше будущее – Я.

Мы должны сделать так, чтобы каждый наш воспитанник так же, как наш Саша Ушатиков, верил в свою судьбу и свою неповторимую индивидуальность, которую успешно выражает в стихах.