Цели урока:
- образовательная – формирование представления о типах графических изображений;
- развивающая – развитие исследовательских умений, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала;
- воспитательная – формирование чувства толерантности, взаимовыручки.
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая работа с элементами практического занятия.
Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Технология обработки графической информации”.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные, компьютерные технологии.
Оборудование урока:
- Информатика: Учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович;
- компьютеры;
- проектор;
- экран.
План урока
1. Вводное слово учителя, постановка проблемы предстоящего исследования – 6 мин.
2. Организационный момент – 2 мин.
3. Самостоятельное исследование учащихся – 15-16 мин.
4. Представление результатов исследования —5 мин.
5. Закрепление результатов исследования – 5 мин.
6. Рефлексия – 5 мин.
7. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Первый этап. Вводное слово учителя.
Учитель объявляет тему и принцип работы на уроке.
Учитель:
Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. Где, как не на компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться? И всё это можно сделать, не имея специального образования!..
Мы с вами уже немного говорили о графической информации. Вспомним, какие расширения могут быть у файлов, хранящих графическую информацию? (Ответы детей: bmp, jpeg, gif)
Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково? (Ответы детей). Сейчас мы развеем ваши сомнения. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное. Чем они отличаются, чем похожи, какое лучше: на все эти вопросы вы будете искать ответ сами. Итак, тема урока: “Растровая или векторная графика: что лучше?” <На экране появляется титульный слайд презентации>
(Учащиеся записывают тему урока в тетради).
Для исследования нам нужно разделиться на 4 группы: группа теоретиков и группа практиков по изучению растрового изображения, группа теоретиков и группа практиков по изучению векторного изображения. Каждая группа через 15 минут должна доказать нам, что тип формирования компьютерного изображения которое они исследовали лучше другого.
В процессе исследования теоретики и практики должны (каждый по своему типу) заполнить таблицу (в тетради). <На экране появляется слайд презентации с таблицей (она не заполнена)>
(Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь).
Растровое изображение | Векторное изображение | |
Как формируется изображение? | ||
Где применяется? | ||
Как изменяется в процессе масштабирования? | ||
Принцип окрашивания? | ||
Что и как можно делать в графическом редакторе? |
Второй этап. Организационный момент.
На столах у вас лежат геометрические фигуры – треугольники и прямоугольники. Возьмите каждый по одной фигуре. Учащиеся, взявшие желтые треугольники составляют группу теоретиков, изучающих растровое изображение, зеленые треугольники – группы теоретиков, изучающих векторное изображение; взявшие желтые и зеленые прямоугольники, соответственно, группу практиков по растровому и векторному изображению.
Теоретики работают с учебником - стр. 62-69.
“Теория – генерал, практика – солдаты”, - говорил Л. да Винчи. Наши “солдаты” будут создавать изображение на компьютере. Группа по растровому изображению выполняет практическую работу № 8 стр. 120, группа по векторному изображению – практическую работу № 9 стр. 122).
Третий этап. Исследовательская деятельность учащихся.
В процессе исследования учащиеся могут обращаться к учителю. В группе практиков работает консультант-учащийся, который ранее выполнял практическую работу вместе с учителем.
Четвёртый этап. Представление результатов исследования.
Двое учащихся (по одному из группы теоретиков и практиков), изучавших растровое изображение отвечают на вопросы, представленные в таблице.
После них представители групп, изучавших векторное изображение, отвечают на вопросы по своему типу.
После всех выступлений таблица на экране заполняется ответами, заранее подготовленными учителем.
Растровое изображение | Векторное изображение | |
Как формируется изображение? | Из точек (пикселей) различного цвета | Из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.д.) |
Где применяется? | Можно повысить качествостарой
фотографии; из черно-белой сделать цветную. Используется для художественного творчества. |
Для хранения высокоточных объектов (чертежей, схем) |
Как изменяется в процессе масштабирования? | При уменьшении теряется четкость
мелких деталей. При увеличении появляется ступенчатый эффект. |
Не теряет качества |
Принцип окрашивания? | Окрашивается каждый пиксель | Окрашивается вся фигура целиком |
Что можно делать в графическом редакторе? | Можно изменять цвет каждого пикселя; повышать яркость и контрастность; удалять мелкие дефекты; применять эффекты. | Можно изменять размеры, цвет, прозрачность графического примитива; перемещать его; накладывать один примитив на другой |
Дети сверяют свои исследования с ответами-эталонами. При необходимости дополняют свои записи.
Пятый этап. Закрепление результатов исследования.
После обоих выступлений всем теоретикам демонстрируются два рисунка (один векторный, другой растровый). <См. рисунок 1 и рисунок 2>.
Рис. 1 (растровый)
Рис. 2 (векторный)
Учащимся нужно определить тип изображения (растровый или векторный), в ходе определения использовать наработанный ими материал. (Учащиеся должны “разглядеть” в растровом рисунке 1 “следы” инструмента РАСПЫЛИТЕЛЬ, при увеличении рисунка - увидеть “ступеньки” вместо линии. Векторный рисунок 2 учащиеся должны увеличить или уменьшить, доказав, что тот при масштабировании не меняет качества).
Шестой этап. Рефлексия.
И все-таки, какое изображение лучше? (Ответы детей с доказательствами своего мнения). Впереди у нас будет ещё достаточно занятий, чтобы разобраться во всех плюсах и минусах обоих типов. И все же, мне кажется, оба типа важны и нужны для развития ваших творческих способностей и воображения.
Отмечаются учащиеся-консультанты, выступающие – представители групп.
Седьмой этап. Домашнее задание.
П. 2.1, контрольный вопрос № 2 (письменно, в тетрадях для домашних работ), выяснить происхождение слова “ПИКСЕЛЬ”.