Цель. Создать условия для выявления глагола неопределенной формы.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой
У. Ребята, у нас хорошее настроение?
Д. Да!
У. Подарите улыбку друг другу и скажите комплименты.
Д. Полина, у тебя красивая прическа.
Вадим, у тебя замечательная улыбка.
Ирина, эта блузка сочетается с твоими глазами (и так далее)
II. Актуализация знаний.
Погружение в совместную деятельность.
На доске слова
раздули, ходила, думать, смотрю, буду читать, поиграю, поют
У. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что скажите?
Д. Это глаголы.
У. Докажите, что данные слова являются глаголами.
Д. Отвечают на вопросы глагола. Обозначают действие предмета.
У. Вспомните, что мы знаем о глаголе?
Составление модели.
У. Как вы думаете, мы все узнали о глаголе?
Д. Думаем, не все. Поэтому надо в модели поставить вопрос. На этом уроке и на следующих мы для себя откроем что-то новое.
У. О чем мы будем говорить на уроке?
Д. Будем говорить о глаголе.
У. Совершенно верно.
II. Разворачивание совместной деятельности.
У. Вернемся к словам, записанным на доске. Какое задание хотите предложить для этих слов?
Д. Разделить слова на группы.
У. На какие группы предлагаете разделить?
Д. По временам.
По числам.
У. Молодцы! Разделите данные глаголы по временам и по числам.
Дети самостоятельно работают в течение 3-х минут.
Д. Я не могу разделить по временам, один глагол не относится ни к одному времени. Это глагол думать.
И у меня этот глагол остается лишним, я не могу определить у него число.
Я думаю, у глагола думать нельзя определить время и число. Он как бы неопределяемый.
У. Действительно, у данного глагола нельзя определить ни время, ни число. Как вы думаете, как называется такой глагол?
Д. Я думаю, неопределенный.
У. Совершенно верно, такой глагол называется глаголом неопределенной формы.
Д. Я вспомнил, недавно брат выполнял задание и говорил, что глагол неопределенной формы по-другому называется инфинитив.
А я читал в энциклопедии юного филолога, что инфинитив – это начальная форма глагола.
У. Молодцы, ребята, вы рассказали нам много интересных сведений. Как вы считаете, в
русском языке только один глагол неопределенной формы думать?
Д. Я думаю, таких глаголов много. Например, писать, кричать, ловить.
-Я согласен с Антоном. Ведь в нашей речи очень много глаголов, потому что с их помощью мы говорим о каком-то действии. Марк прочитал в энциклопедии, что неопределенная форма или инфинитив – это начальная форма глагола. Значит, любой глагол мы можем поставить в начальную форму, т.е. неопределенную.
У. Ребята, вы согласны с доказательством Вадима?
Д. Да, согласны.
- Я могу назвать глаголы неопределенной формы: спать, рисовать, отдыхать, печатать, работать.
У. Я с вами согласна. Прочитайте, пожалуйста, правило в учебнике и подумайте, что мы еще не сказали о глаголе неопределенной формы?
(Работа с правилом)
Д. Мы не сказали о суффиксах глаголов.
Глагол неопределенной формы имеет суффиксы –ть, -ти, -чь. Например, прыгать –
суффикс –ть, пойти – суффикс –ти, печь – суффикс –чь.
У. Ребята, какую модель мы можем составить по тем выводам, какие мы с вами сделали о
глаголе неопределенной формы? Обсудите в группе.
(После обсуждения и представления работ на доске появляется модель)
III. Оформление и предъявление результатов совместной деятельности.
У. Ребята, я предлагаю выполнить задание, связанное с темой урока. Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске. Составьте цепочки слов в соответствии с темой урока. Вставьте пропущенные буквы.
Б…жать, пр…г…в…рить, п…днимать, св…тлеть, …тдохнуть, п…днять, п…хв…лить, г…в…рить, п…б…жать, п…св…тлеть, хв…лить, …тдыхать.
Проверка
Д.Я считаю, что нужно было найти однокоренные глаголы и объединить их в пары:
- бежать - побежать,
- проговорить – говорить,
- поднимать – поднять,
- светлеть – посветлеть,
- отдохнуть – отдыхать,
- хвалить – похвалить.
У. Отнеситесь к ответу Юры.
Скажите, пожалуйста, на какую орфограмму встретились слова в задании?
Д. Слова с безударной гласной.
У. Как вы считаете, можно ли эти слова разделить на группы в соответствии с орфограммой?
(Обсуждение в группах)
Представление результатов обсуждения.
Д. Мы считаем, что в одну группу можно записать слова с безударной гласной в приставке, а в другую – с безударной гласной с корне.
А мы предлагаем разделить по ударному слогу.
У. Ребята, как вы считаете, можно предложить такие варианты деления?
Д. Можно, так как оба варианта связаны с орфограммой “Безударная гласная”.
У. Молодцы!
У каждой группы слова на карточке
У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова. Как вы думаете, какое задание можно с ними выполнить?
- носить (косить) колечко
- нажать (…) левый
- место (мести) найти
- зайчик (….) нести
Д. Я считаю, что в скобках нужно написать глаголы неопределенной формы.
Я хочу уточнить ответ Данила. По-моему, нужно найти зависимость между словами первой строчки и по такому же принципу записать слова второй строки.
У. Совершенно верно. Выполните задание и составьте свою закономерность для другой группы.
Представление результатов работы.
На доске листы с ответами
- нажать (лежать) левый
- зайчик (зайти) нести
У. Молодцы, вы все справились с первой частью задания. Чья группа составила задание для других?
Д. Мы подобрали такие слова.
- увлечь (беречь) берега
- испечь (…) залесье
А мы придумали ребус
ли
ть
У. Я рада, что вы проявили творчество. Попробуйте дома придумать различные головоломки, в которых обязательно бы были глаголы неопределенной формы.
IV. Подведение итогов урока
У. Смогли мы сегодня сделать открытие на уроке?
Д. Да. Я узнал, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? обозначают неопределенную форму.
Я узнала, что неопределенная форма – это начальная форма глагола.
А я узнала, что неопределенная форма – это инфинитив. А еще мы говорили о суффиксах глагола неопределенной формы.
У. Посмотрите, пожалуйста, на нашу первую модель. Можем мы убрать знак вопроса?
Д. Я думаю, не можем. В эту модель мы добавим то, что узнали о глаголе неопределенной формы, но знак вопроса нужно оставить.
Я считаю, если глагол неопределенной формы отвечает на два вопроса что делать? что сделать?, значит, на следующих уроках мы сделаем еще какое-то открытие.
У. Ребята, вы правы, впереди еще много открытий, исследований. Этим мы с вами и займемся на следующих уроках.