Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии

Разделы: Химия


Сегодня программа информатизации образовательного процесса набирает обороты. Компьютер уже перестает быть диковинкой, с которой ассоциируются игры, безделье. В нашей школе создан информационный центр, медиатека, появляются совершенно новые обучающие программы. Компьютер стал принципиально новым средством обучения. Использование компьютера в процессе преподавания происходит, как правило, двумя способами.

Первый заключается в том, что монитор компьютера выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для объяснения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным, в частности, обеспечиваются точность и быстрота различных построений. Однако при таком подходе возможности новых информационных технологий используются далеко не полностью: задействуются лишь новые средства, а методы остаются старыми. Другим способом использования компьютера в учебном процессе является моделирование разнообразных объектов, явлений, процессов и отражение результатов моделирования на экране монитора в различных формах (как правило, графический или табличный).

В современной науке метод моделирования рассматривается как строгий метод познания и научного исследования, понимая под моделью аналог, схему, структуру, знаковую систему конкретного компонента человеческой культуры?

Использование компьютера будет оправдано только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, т. е. при наличии положительного влияния на мысли, эмоции, память учащегося, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность.

Обучение, являющееся результатом активного исследования, открытия или игры, обычно бывает более приятным и успешным, чем пассивное наблюдение, чтение и прослушивание. Исследование и игра предоставляют возможности для эмпирического обучения, причем процессом обучения управляет сам обучающийся в соответствии со своими интересами, движимый любознательностью (например, игра в крестики-нолики).

Многие педагоги подчеркивали достоинства метода, суть которого -учиться, что-то делая. Американский философ Д.К. Леви писал: “Основная ошибка стандартных методов обучения состоит в предположении, что мы можем начать с заранее подготовленного курса или арифметики, или географии, или любого другого предмета независимо от непосредственного личного опыта обучаемого... На первой стадии контакты с любым новым материалом независимо от возраста обучаемого должен бытъ обязательно применен метод проб и ошибок. Человек должен попытаться, играя или работая, что-нибудъ сделать с материалом и затем отметить взаимосвязь между приложенными усилиями и реакцией материала. Именно это происходит, когда ребенок впервые начинает строить из кубиков, и то же самое случается, когда ученый в лаборатории начинает экспериментировать с неизвестным объектом... Эффективные методы обучения дают возможность ученику не что-нибудъ выучить, а что-нибудъ сделать, надо все продумать”.

 Возможности использования ИКТ в преподавании химии

Изучение нового материала Демонстрация на мониторах компьютера или на специальном экране высококачественных иллюстраций, имитация
Подготовка и проверка домашнего задания Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома
Самостоятельная работа Работа с индивидуальным заданием на компьютере, практикум по решению задач
Проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу Возможности компьютера при их проведении практически безграничны
Внеклассная работа Виртуальные экскурсии на химические заводы, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др.
Творческая работа Создание собственного Интернет-сайта, его постоянное обновление; участие в мультимедийных уроков, освоение азов программирования

Методическая подготовка учителя

Включение ИКТ в урок требует не только соответствующей технической оснащенности, но и изменения структуры урока, методики его проведения.

Основные способы введения ИКТ на уроке:

  • просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;
  • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);
  • работа с компьютерными тренажерами;
  • поиск информации непосредственно в сети.

Список используемой литературы:

  1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2002 г.
  2. Велихов Е.П.Новая информационная технология в школе//Информатика и образование. 1986. № 1.
  3. А.Н. Семин. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе. 2006. № 8.