Национально-региональный компонент на уроках музыки

Разделы: Музыка


Цель урока: формирование знаний учащихся о музыкальной культуре хакасского народа.

Задачи:

1. Развивать активное восприятие хакасской музыки, прочувствованное и продуманное.

2. Познакомить с народной и композиторской музыкой Хакасии, раскрыть своеобразие и самобытность хакасской музыкальной и художественной культуры.

3. Привить интерес и бережное отношение к искусству и культуре своего края.

Художественно-педагогическая идея: Родина живет в моей душе.(М.Пришвин)

Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.

Музыкальные инструменты:

1. Баян.

2. Хакасский народный инструмент чатхан.

Зрительный ряд:

1. Портрет хакасского композитора Георгия Ивановича Челборакова.

2. Портрет хакасского сказителя – хайджи Семена Прокопьевича Кадышнва.

3. Серия слайдов “Природа Хакасии”.

Музыкальный ряд:

1. Зачин. Хакасская народная мелодия.

2. “Моя Хакасия”. С.П. Кадышев.

3. “Кок тайгам” (“Зеленая тайга”). М. Кильчичаков, Г.Колмаков.

4. “Iчем чирi” (“Родная земля”). Г. Челбораков.

Материалы: ватман, гуашь, кисти, заготовки из белой бумаги в форме листьев деревьев.

Ход урока

Вступительное слово учителя – “Обращение к чатхану”.

Чатхан – хакасский народный струнно-щипковый инструмент в форме продолговатого ящика.

 

Чатхан, друг наш чатхан, о чем же сегодня поведаешь нам?…

Десятки, сотни лет слушая чатхан, люди задают этот вопрос. И рассказывал чатхан о прекрасном народе, о смелых богатырях-алыпах, о добре и зле, о жизни.

Друг наш чатхан, о чем же сегодня расскажешь ты нам?

Учитель исполняет на чатхане хакасскую народную мелодию.

У(учитель): Вам понравилась мелодия?

Какое свойство музыки поможет нам понять, о чем рассказала нам эта мелодия?

Д (дети): Интонация!

У: Какая она в этой мелодии?

Д: Игривая, добрая, ласковая, теплая, воздушная, нежная, сладкая и т.д.

Задание: Передайте цветом, линиями ваши ощущения на листочках бумаги.

Дети рисуют под звуки чатхана..

У: Всмотритесь в свои работы повнимательней, найдите в них знакомые образы, на что они похожи?

Д: Горы, реки, небо, земля, травы и т.д.

У: Так о чем рассказывает нам чатхан?

Д: О Родине.

У: Какой вы ее увидели?

Д: Красивой, близкой, родной.

У: На хакасском языке слово Родина звучит, на первый взгляд, необычно: Ада Чир Суу. Дословный перевод – Отец Земля Вода.

 

У: Родитель, Земля, Вода – моя Родина, моя Хакасия. А поведали о ней волшебные звуки чатхана. Как называют музыканта, играющего на чатхане?

Д: Чатханист.

У: А как называют музыканта, который игру на чатхане сопровождает рассказом о жизни своего народа, о подвигах богатырей - алыпов, о природе родной земли?

Д: Хайджи.

У: От какого слова произошло это название?

Д: Хай.

У: Что оно означает?

Д: Низкое горловое пение.

У: Среди исполнителей хакасского эпоса – хайджи нет значительнее фигуры, чем Семен Прокопьевич Кадышев <Рисунок 2>, исполнявший более трех десятков богатырских поэм. Каждая поэма содержит от двух до десяти и более тысяч строк. Какое же богатство хакасского словаря в произведениях Кадышева! Ни одно сказание не напоминает другое! Вслушайтесь в его мягкий, своеобразный, исходящий из глубины сердца, голос, исполняющий тахпах “Моя Хакасия”.

 

Звучит фрагмент музыкальной композиции “Моя Хакасия”, сопровождаемый показом слайдов и переводом тахпаха учителем.

 У: Где белый Тасхыл упирается в небо, <Рисунок 3>

И берут начало многие реки – <Рисунок 4>

Моя Родина.

Где стекают реки в широкие степи – <Рисунок 5>

Моя Родина.

Где тайга молодая холмы одевает – <Рисунок 7>

Моя Родина.

 

У: Для каждого человека Родина это и ручеек, и тропинка.  И сад, и дерево. Я не случайно сказала слово дерево, так как у хакасского народа дерево – понятие священное, каждый род имеет свое родовое дерево. Например: у Черпаковых – тополь, Канзычаковых – сосна, Абумовых – береза. А вы знаете свое родовое дерево?

Учитель на классной доске рисует дерево, продолжая рассказ.

У: Кто из вас был в лесу, в тайге? Знаете ли вы, что в тайге нельзя шуметь? По верованию предков хакасов, когда человек умирает, душа его переселяется в дерево. Поэтому в тайге нельзя шуметь, так как нельзя беспокоить души, тем более – их ломать. Каждая встреча с лесом – это встреча с душами своих предков. Красота тайги, ее загадочность, таинственность вдохновляла художников, поэтов и музыкантов. Назовите известные вам музыкальные произведения о природе, Родине.

Дети исполняют песню “Кок тайгам” (“Зеленая тайга”).

У:

Тайга родная,
Сторона лесная.
О тебе повсюду
Думаю всегда я.

Ребята, посмотрите, чатхан молчит. А может быть он думает? Может быть, и в нем живет, чья-то душа? Троним струны – и он, запоет.

Учитель исполняет мелодию “Iчем чирi” (закрытым ртом).

 

 У: Эта мелодия песни “Iчем чирi”. Почему я исполнила песню закрытым ртом?

Д: Поет душа.

У: О чем она пела?

Д: О Родине.

У: Эта мелодия народная или композиторская?

Д: (мнения разошлись).

У: Данная мелодия очень похожа на народную мелодию песни-тахпах. Написал ее Георгий Челбораков.  Это дума о Родине, это гимн Родине. В январе этого года (2007) Георгия Ивановича не стало. Он жил в городе Абакане, но похоронен на своей Родине в селе Карагай Таштыпского района Республики Хакасия.

Вокально-хоровая работа с песней “Iчем чирi”.

У: Посмотрите на свои листочки, на которых каждый из вас нарисовал такую Родину, какую он видит, какую чувствует внутри, в душе. Прикрепите свои листочки на дерево, нарисованное на классной доске.

Посмотрите, что все мы разные, но Родина у всех одна. Подумайте и ответьте на вопрос: почему Г.Челбораков написал думу о Родине в народном стиле?

Д: Потому что она древняя.

У: Это дума о Родине, о той земле, где живем мы, жили деды и прадеды, здесь наши корни. Народная музыка – это тоже наши корни. Легенды, сказки, былины, обычаи, традиции – это тоже наши корни. Как дерево не может быть без корней, так Родина не может жить без корней.

Звучит фрагмент из симфонии “Таежная быль”.

У:

Среди зеленых трав хожу,
Много дум думаю.
От богородской травы пьянею,
Материнскую землю сильно люблю.
Впереди своего народа стою,
Хакасскую землю славлю.

У: Какую песню вы хотели бы посвятить своей Родине?

Исполнение песни по желанию детей.