Цель урока: формирование знаний учащихся о музыкальной культуре хакасского народа.
Задачи:
1. Развивать активное восприятие хакасской музыки, прочувствованное и продуманное.
2. Познакомить с народной и композиторской музыкой Хакасии, раскрыть своеобразие и самобытность хакасской музыкальной и художественной культуры.
3. Привить интерес и бережное отношение к искусству и культуре своего края.
Художественно-педагогическая идея: Родина живет в моей душе.(М.Пришвин)
Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.
Музыкальные инструменты:
1. Баян.
2. Хакасский народный инструмент чатхан.
Зрительный ряд:
1. Портрет хакасского композитора Георгия Ивановича Челборакова.
2. Портрет хакасского сказителя – хайджи Семена Прокопьевича Кадышнва.
3. Серия слайдов “Природа Хакасии”.
Музыкальный ряд:
1. Зачин. Хакасская народная мелодия.
2. “Моя Хакасия”. С.П. Кадышев.
3. “Кок тайгам” (“Зеленая тайга”). М. Кильчичаков, Г.Колмаков.
4. “Iчем чирi” (“Родная земля”). Г. Челбораков.
Материалы: ватман, гуашь, кисти, заготовки из белой бумаги в форме листьев деревьев.
Ход урока
Вступительное слово учителя – “Обращение к чатхану”.
Чатхан – хакасский народный струнно-щипковый инструмент в форме продолговатого ящика.
Чатхан, друг наш чатхан, о чем же сегодня поведаешь нам?…
Десятки, сотни лет слушая чатхан, люди задают этот вопрос. И рассказывал чатхан о прекрасном народе, о смелых богатырях-алыпах, о добре и зле, о жизни.
Друг наш чатхан, о чем же сегодня расскажешь ты нам?
Учитель исполняет на чатхане хакасскую народную мелодию.
У(учитель): Вам понравилась мелодия?
Какое свойство музыки поможет нам понять, о чем рассказала нам эта мелодия?
Д (дети): Интонация!
У: Какая она в этой мелодии?
Д: Игривая, добрая, ласковая, теплая, воздушная, нежная, сладкая и т.д.
Задание: Передайте цветом, линиями ваши ощущения на листочках бумаги.
Дети рисуют под звуки чатхана..
У: Всмотритесь в свои работы повнимательней, найдите в них знакомые образы, на что они похожи?
Д: Горы, реки, небо, земля, травы и т.д.
У: Так о чем рассказывает нам чатхан?
Д: О Родине.
У: Какой вы ее увидели?
Д: Красивой, близкой, родной.
У: На хакасском языке слово Родина звучит, на первый взгляд, необычно: Ада Чир Суу. Дословный перевод – Отец Земля Вода.
У: Родитель, Земля, Вода – моя Родина, моя Хакасия. А поведали о ней волшебные звуки чатхана. Как называют музыканта, играющего на чатхане?
Д: Чатханист.
У: А как называют музыканта, который игру на чатхане сопровождает рассказом о жизни своего народа, о подвигах богатырей - алыпов, о природе родной земли?
Д: Хайджи.
У: От какого слова произошло это название?
Д: Хай.
У: Что оно означает?
Д: Низкое горловое пение.
У: Среди исполнителей хакасского эпоса – хайджи нет значительнее фигуры, чем Семен Прокопьевич Кадышев <Рисунок 2>, исполнявший более трех десятков богатырских поэм. Каждая поэма содержит от двух до десяти и более тысяч строк. Какое же богатство хакасского словаря в произведениях Кадышева! Ни одно сказание не напоминает другое! Вслушайтесь в его мягкий, своеобразный, исходящий из глубины сердца, голос, исполняющий тахпах “Моя Хакасия”.
Звучит фрагмент музыкальной композиции “Моя Хакасия”, сопровождаемый показом слайдов и переводом тахпаха учителем.
У: Где белый Тасхыл упирается в небо, <Рисунок 3>
И берут начало многие реки – <Рисунок 4>
Моя Родина.
Где стекают реки в широкие степи – <Рисунок 5>
Моя Родина.
Где тайга молодая холмы одевает – <Рисунок 7>
Моя Родина.
У: Для каждого человека Родина это и ручеек, и тропинка. И сад, и дерево. Я не случайно сказала слово дерево, так как у хакасского народа дерево – понятие священное, каждый род имеет свое родовое дерево. Например: у Черпаковых – тополь, Канзычаковых – сосна, Абумовых – береза. А вы знаете свое родовое дерево?
Учитель на классной доске рисует дерево, продолжая рассказ.
У: Кто из вас был в лесу, в тайге? Знаете ли вы, что в тайге нельзя шуметь? По верованию предков хакасов, когда человек умирает, душа его переселяется в дерево. Поэтому в тайге нельзя шуметь, так как нельзя беспокоить души, тем более – их ломать. Каждая встреча с лесом – это встреча с душами своих предков. Красота тайги, ее загадочность, таинственность вдохновляла художников, поэтов и музыкантов. Назовите известные вам музыкальные произведения о природе, Родине.
Дети исполняют песню “Кок тайгам” (“Зеленая тайга”).
У:
Тайга родная,
Сторона лесная.
О тебе повсюду
Думаю всегда я.
Ребята, посмотрите, чатхан молчит. А может быть он думает? Может быть, и в нем живет, чья-то душа? Троним струны – и он, запоет.
Учитель исполняет мелодию “Iчем чирi” (закрытым ртом).
У: Эта мелодия песни “Iчем чирi”. Почему я исполнила песню закрытым ртом?
Д: Поет душа.
У: О чем она пела?
Д: О Родине.
У: Эта мелодия народная или композиторская?
Д: (мнения разошлись).
У: Данная мелодия очень похожа на народную мелодию песни-тахпах. Написал ее Георгий Челбораков. Это дума о Родине, это гимн Родине. В январе этого года (2007) Георгия Ивановича не стало. Он жил в городе Абакане, но похоронен на своей Родине в селе Карагай Таштыпского района Республики Хакасия.
Вокально-хоровая работа с песней “Iчем чирi”.
У: Посмотрите на свои листочки, на которых каждый из вас нарисовал такую Родину, какую он видит, какую чувствует внутри, в душе. Прикрепите свои листочки на дерево, нарисованное на классной доске.
Посмотрите, что все мы разные, но Родина у всех одна. Подумайте и ответьте на вопрос: почему Г.Челбораков написал думу о Родине в народном стиле?
Д: Потому что она древняя.
У: Это дума о Родине, о той земле, где живем мы, жили деды и прадеды, здесь наши корни. Народная музыка – это тоже наши корни. Легенды, сказки, былины, обычаи, традиции – это тоже наши корни. Как дерево не может быть без корней, так Родина не может жить без корней.
Звучит фрагмент из симфонии “Таежная быль”.
У:
Среди зеленых трав хожу,
Много дум думаю.
От богородской травы пьянею,
Материнскую землю сильно люблю.
Впереди своего народа стою,
Хакасскую землю славлю.
У: Какую песню вы хотели бы посвятить своей Родине?
Исполнение песни по желанию детей.