Повышение мотивации учащихся на уроках математики (на примере урока "Координатная плоскость")

Разделы: Математика


Желание учиться, интерес к новым знаниям – характерная черта рода человеческого, которая проявляется в виде пытливости, любознательности, активности. Но интерес проявляется в виде избирательного отношения учеников к тому или иному учебному предмету. Как только подлежащий усвоению материал становится доступным на уровне возможностей ребёнка, он становится ему интересным.

Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяют подгруппы технологий развивающего обучения повышающего познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов), индивидуальный опыт личности (И.С. Якиманская), творческие потребности (Г.С.Альтшуллер, Т.И.Волкова, И.П.Иванов), потребности самосовершенствования (Г.К.Селевко). На все эти технологии опирается учитель при работе с детьми. В течение нескольких лет складывалась собственная система работы по повышению мотивации учащихся на уроках математики. Так, в начале урока используются приёмы активизации, направленные на подготовку учащихся к осознанному усвоению учебного материала. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи. За время работы над этой важной проблемой пришли к убеждению, что многое здесь зависит и от имиджа учителя, стиля его общения с учащимися. И если учитель строит отношения с учащимися в доброжелательной манере, то добивается гораздо быстрее желаемых результатов. И наоборот, если учитель выступает в роли ментора, то происходит отторжение даже от многих его замечательных идей и нововведений. Мерилом успеха в данном случае выступает взвешенность и продуманность всех действий учителя.

Необычным может быть и такое начало урока, как проведение интегрированного диктанта, преследующего цель углубить и обобщить представление учащихся об окружающем мире, таинственный “чёрный ящик” также поможет активизировать познавательную активность учащихся.

Использование мультимедийной презентации при изучении нового материала позволяет обеспечить наглядность, доступность.

Создание изображений на координатной плоскости стимулирует у учащихся проявление творческих способностей.

Приведённый конспект демонстрирует некоторые приёмы повышения мотивации учащихся на уроке по теме: “Координатная плоскость”.

Цели урока:

  • продолжить изучение системы координат; подвести к возможности задания положения точки на координатной плоскости с помощью пары чисел, используя аналогию введения координат в географии, координат фигур на шахматной доске; анализ положения точки на координатной плоскости; продемонстрировать возможность связи геометрических фигур с координатной плоскостью;
  • развивать познавательную активность, творческие способности;
  • воспитать интерес к предмету, осознание своих действий и их применение в реальной жизни.

Оборудование: персональные компьютеры по количеству учеников в классе, экран, мультимедийный проектор, обучающе - демонстрационная программа “Координатная плоскость”.

План урока

I. Организационный момент. (учащиеся садятся за компьютеры, перед началом урока разделить детей на четыре группы по желанию для работы в группах.)

По вопросам приобретения презентации обращайтесь к автору. (При создании презентации использованы слайды Филипповой Н.Н., Гилевой А.В.)

1 слайд.

- Любите отгадывать загадки? Угадайте, о чём идёт речь, с помощью подсказок.

1. Детская рассуждалка: это такое полотно, на котором можно увидеть всё сразу.

2. Она бывает санаторно-курортная, астрономическая, игральная.

3. Самая древняя выполнена на глиняной табличке, она датируется 3800 г. до н.э. на ней изображена р. Евфрат, текущая по Северной Месопотамии, Ирак;

4. В словаре Ожегова её первое значение: чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. (карта)

А вы знаете, что в книгу рекордов Гиннеса занесена самая “Большая рельефная карта” Калифорнии, весом 39 т., сделанная Ройбен Холлом в 1924 году. Хранится в настоящее время на базе ВВС в Гамильтоне, Новато, Калифорния, её размеры приближённо равны 137м на 5 м.

- Немного мы отвлеклись, итак, тема сегодняшнего урока…прошу вас прочитать на слайде компьютерной презентации.(координатная плоскость)

- Как вы считаете, почему мы в начале урока вспомнили географическую карту? Как определяют местоположение города по карте?

- А вы знаете, сколько трудностей пришлось испытать героям романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”, а все произошло из-за записки:

“7 июня 1862 года трёхмачтовое судно “Британия” Глазго потерпело крушение …гони…южн…берег …два матроса…пл. Капитан Гр… дости…контин… пл. …жесток…инд…брошен этот документ …долготы и 37°11 широты …окажите им помощь … погибнут.”

- Как вы считаете, почему оказалось невозможным помочь героям? (восстановить долготу не представлялось возможным).

Что бы определить местоположение острова, посёлка, горы и нанести их на карту, сколько требуется чисел?

2 слайд.

- Определите координаты г. Ставрополя по карте на слайде (параллель 45° с.ш. и меридиан 42° в.д. пересекаются в г. Ставрополе). В Юго-западном районе краевого центра есть улица с названием “Сорок пятая параллель”.

- Оказывается, географические координаты были введены за 200 лет до нашей эры греческим учёным Гиппархом. В XVI веке французский математик Орсем ввёл по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и назвал широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании этого метода принадлежит великому французскому математику, а его фамилию вы узнаете после разминки.

II. Актуализация знаний.

- Я читаю вопрос, вы отвечаете на него “про себя”, записывая на листочке первую букву слова.

1. Самый большой материк. (Евразия) Е.

2. Многочлен, состоящий из двух одночленов, называют. (Двучленом) Д

3. Порядковый номер самой длинной четверти. (Три) Т

4. Название страны, в которой мы живём. (Россия) Р

5. Последняя буква в названии многоугольника, с самым маленьким количеством сторон. (Треугольник) К

6. Горизонтальная ось координат называется осью х, или осью… (Абсцисс) А

- Решите анаграмму, из букв составьте фамилию великого математика (Декарт) 3 слайд

 - Итак, сегодня на уроке мы повторим, что такое координатные прямые, как образуется система координат, какие прямые называют координатными осями, их названия (записать понятия на доске).

Научимся определять координату точки на плоскости и выполнять её построение.

слайд 4

- Что означает выражение “На плоскости задана прямоугольная система координат”? (две взаимно перпендикулярные координатные прямые, с указанной точкой пересечения – начало отсчёта)

- Как расположены прямые на плоскости?

- Как они называются, какое имеют направление?

- Что показывают стрелки? Можно ли поменять их направление?

III. Работа над новой темой.

- В геометрии мы познакомились с неопределяемыми понятиями плоскость, прямая и точка. Если провести две взаимно перпендикулярные прямые на плоскости, на сколько частей они разобьют плоскость? (4)

- Прямые углы, образованные осями координат называют координатными углами. На следующем слайде показана их нумерация.

5 слайд, 6 слайд.

- Что изображено на рис? (точка в координатной плоскости)

- Пару чисел (4;3) называют координатами точки А на координатной плоскости. При этом первое из этих чисел называют абсциссой точки А, второе число – ординатой точки А.

- Подумай, почему число 4 – абсцисса точки А, а число 3 – её ордината (4 - расстояние до оси абсцисс, 3 – расстояние до оси ординат)

- Как отыскать координаты точки А, заданной в прямоугольной системе координат? (выслушать предполагаемые ответы учащихся, затем предложить алгоритм отыскания координат точки А.)

1. Провести через точку А прямую, параллельную оси у, и найти координату точки пересечения этой прямой с осью х – это будет абсцисса точки А.

2. Провести через точку А прямую, параллельную оси х, и найти координату точки пересечения этой прямой с осью у – это будет ордината точки А.

х=4 уравнение прямой, параллельной оси у, у=3 уравнение прямой параллельной оси х.

слайд 7. (предложить определить координаты точек самостоятельно с последующей проверкой)

- Определите и запишите координаты точек на слайде. Проверьте себя. (на слайде после щелчка появляются ответы)

- Какому координатному углу принадлежат точки?

- Если точка принадлежит 1 координатному углу, то абсцисса и ордината положительны. Что вы можете сказать о координатах точек, расположенных в других координатных углах?

- Мы рассмотрели, как отыскать координаты точки, а как построить точку по её координатам?

Слайд 8. (на слайде демонстрируется алгоритм построения точки по её координатам)

IV. Работа в группах. (Предложить учащимся отметить на листах с нанесённой на них координатной плоскостью указанные точки и соединить в определённой последовательности (Приложение 1). Готовые изображения, которые представляют созвездия, поместить на доску с помощью магнита).

( легенду о созвездиях рассказывает один из учащихся, подготовивший её за ранее (Приложение 2).

V. Работа на компьютере.

(программа, позволяющая отмечать точки в координатной плоскости, осуществлять проверку, отмеченные координаты точек появляются на дополнительном поле слева)

VI. Итог урока.

- Наш урок заканчивается. Что на нем было самым главным?

(Самой главной была работа с системой координат, ведь мы учились определять положение точки на координатной плоскости, записывать координаты точки, выполнять построение точки по заданным координатам.)

- Что больше всего понравилось?

Домашнее задание: подготовить сообщение о Рене Декарте, нарисовать рис., задав координаты точек.

Р.S. Получая удовольствие от такой деятельности важно получить более значимый результат для учебной работы. Ученик, совершая такую работу, наслаждается ею. Хорошо, если такие приёмы помогут вызвать желание “хотеть учиться”. Чем больше ребёнок учится, тем больше удовольствия он получает.