Цели урока:
- познакомить детей с особенностями быта ненецкого народа;
- познакомить с ненецкой сказкой “Два оленя”;
- развивать правильное, выразительное чтение;
- воспитывать любовь к родной земле; уважение и интерес к творчеству ненецкого народа.
Оборудование: карта Красноярского края, книги о Таймыре, раздаточный материал (ненецкая сказка), презентация, иллюстрации с изображением животных.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Таймыру.
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Моя таймырская земля!
- Прочитайте стихотворение. О чём оно?
- Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
- Кто догадался, чему сегодня посвящён урок чтения? (мы будем читать сказки народов Таймыра о животных)
- Где находится полуостров Таймыр? (Работа по карте)
3. Актуализация знаний
На доске записаны слова: "Таймыр — край удивительный”
- Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?
Рассказы детей об особенностях климата Таймыра.
4. Проверка домашнего задания.
- Таймыр удивляет не только своим климатом, но и своим животным миром. Какие сказки о животных читали дома?
- Работа со сказкой “Лепешки” (Приложение 1)
- Назовите главных героев сказки.
- Как можно догадаться, что это произведение северного народа?
Инсценировка сказки.
- Чему учит эта сказка?
- Работа со сказкой “Белый медведь и бурый медведь” (Приложение 2)
- Какую еще сказку о животных читали дома?
Инсценировка сказки.
- А что она объясняет? На какой вопрос она отвечает?
- Чему учит сказка? (Сказка учит жить в мире, соблюдать добрососедские отношения)
- Что объясняет сказка?
5. Знакомство с особенностями быта ненцев
- Мы прочитали 2 сказки. Что общего у этих сказок?(Все сказки о животных, написаны ненецким народом) Кто такие ненцы? Смотрим на экран и запоминаем новые слова. (Приложение 3)
На полуострове Таймыр проживают коренные народы. Это ненцы, долганы, энцы и нганасаны. Название "ненцы" происходит от слова ненец — “человек”
Традиционные занятия ненцев тесно связаны с животным миром Таймыра. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на бобра, волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь ненцев. Кто это?
Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Ненцы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни ненцев. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной. Почему?
Олень дает для жизни практически все. Это пища, одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство передвижения. Остановимся подробнее на каждом пункте.
Олень дает ненцам питание. Основной продукт питания ненцев — мясо домашнего оленя, оно составляет 85% всей пищи. Мясо ели вареным.
Жилищем служил разборный чум, который представлял собой 20-30 шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Но сейчас многие народности севера переселяются из чумов в новые, хорошие, тёплые дома.
Олень – это средство передвижения. Основное средство передвижения ненцев — оленья упряжка. Нарты изготавливались из ели или березы. В легковые нарты запрягают “веером” от трех до семи оленей. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван.
Олень – это одежда, обувь, нитки. Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур.
Ягушка – нарядная женская шуба без капюшона, на воротнике мех песца.
Сокуй – одевается поверх малицы, с капюшоном, шьется мехом наружу.
Пимы – обувь из оленьих шкур.
Малица – нижняя одежда, шьется мехом внутрь, одевается на голое тело.
Капор – головной убор, отороченный мехом песца.
Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.
Олень – это оружие, украшения, сувениры. Ненцы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружия из рогов оленя.
Зимой ненцы пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют на юг Таймыра, а летом возвращаются на север. Зачем? Олени добывают питание, копытя снег. Зимой на юге Таймыра снег мягче, чем на севере, и оленям легче добывать свое любимое лакомство. Какое?
Проверим, как вы запомнили новые слова.
6. Гимнастика для глаз
7. Знакомство с ненецкой сказкой “2 оленя” (Приложение 4)
- Вступительная беседа.
Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка — произведение северного народа?
- Словарная работа.
Ягель - лишайник, служащий кормом для оленей.
Нарты - легкие сани для езды на оленях.
Чум - разборное жилище в форме конуса.
Кладь – груз.
Ложбинка – узкий неглубокий ров.
Ерошит – теребит, приводит в беспорядок.
Поодаль – в некотором отдалении.
- Беседа о прочитанном.
- Понравилась сказка?
- Что именно вам понравилось?
- О ком эта сказка?
- Что послужило поводом для спора двух оленей? (Чья жизнь лучше?)
- И чья же жизнь оказалась лучше? Почему?
- Чему учит сказка? (Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой поступали другие)
- Что она объясняет? На какой вопрос отвечает? (Зачем человек приручил оленя?)
8. Итог урока
- Понравился ли вам наш урок?
- Что особенно понравилось?
- Что вы узнали нового о Таймыре?
- С какой народностью, населяющей Таймыр, мы познакомились?
- Что вы узнали о ненцах?
- С какой ненецкой сказкой мы познакомились?