Цели урока:
Обучающая: выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по теме; обработка решений геометрических задач по готовым чертежам.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать и обучать; развивать устную и письменную речь; формировать умения выполнять обобщение, конкретизацию, развивать качество мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность критичность с учетом индивидуальных особенностей.
Воспитывающая: прививать интерес к геометрии, умение вести культурную дискуссию.
Оборудование: ватман для оформление газеты; карточки-задания, фломастеры, доска, заготовки чертежей, модели.
ПЛАН УРОКА:
- Постановка цели урока.
- Проверка знания учащимися фактического материала.
- Проверка умений объяснять сущность признаков, аргументировать свои суждения.
- Проверка умений применять знания в измененных условиях.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня нам предстоит проверить, как вы разбираетесь в материале по теме “Признаки равенства треугольников”. Результаты будут оформлены в газете “Математический вестник”.
На уроках геометрии мы познакомились с геометрической фигурой “треугольник”. Это очень красивая фигура. Треугольники бывают равнобедренные, равносторонние, прямоугольные. В кинематографе есть фильмы с использованием в названии слово “треугольник”. Много предметов, окружающих нас, имеют форму треугольника.
Посмотрите, ребята, у нас здесь собрана экспозиция “Треугольники вокруг нас”. (Заранее ребятам было предложено принести предметы, имеющие форму треугольника. К уроку оформлена композиция.)
Если присмотреться и взглянуть на окружающий мир “сквозь треугольник” много можно найти очертаний этого треугольника.
Ты на меня, ты на него
На всех нас посмотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе - друзья
Дружнее не сыскать
Мы – треугольников семья
Нас каждый должен знать.
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник
Я тупо - прямо, остро -
Угольный треугольник.
Итак, начинаем деловую игру – “Редакция”
II. Мозговой штурм.
(Проверка знаний уч-ся формулировок признаков равенства треугольников)
Ребята, я получила на ваш адрес звуковое письмо и телефонограммы от Незнайки.
Послушайте их: (телефонограммы прилагаются. Приложение 1.) Ваша задача показать признаки с помощью чертежей и сформулировать их. (к доске выходят 2 учащихся из каждой группы и показывают и рассказывают признаки, листы прикрепляются к газете.
(раздел “Если знаешь – докажи)).
III. Тест на знание признаков равенство
треугольников.
Итак, мы вспомнили каждый признак, а теперь давайте проведем небольшую самостоятельную работу.
Каждый учащийся получает лист с изображением 10 пар треугольников, на которых отмечены соответственно равные элементы. Предлагается отыскать пары треугольников, о равенстве которых можно утверждать, опираясь на один из признаков.
На первый взгляд работа кажется простой, но это только в случае глубокого знания признаков. Свои результаты учащиеся вносит в лист фиксирования результатов. Такая форма работы должна быть уже опробована, чтобы время на организацию было минимально. В случае положительного ответа ученик вносит в 1-й столбец номер признака, пол которому треугольники равны, в случае отрицательного ответа строку оставляют пустой. Во время работы над тестом ученики получают коды для проверки. После 5-6 мин. работы самопроверка. Для этого лист – код прикладывают ко второму столбцу. При этом совпадение ответов ученика и код отмечается знаком “+” в третьем столбце. Подсчитывается количество заработанных балов. Работа сразу же оценивается.
Критерии оценок:
- 10 баллов – оценка “5”,
- 9 баллов – “4”,
- 8 баллов – “3”,
- меньше –“2”.
IV. Работа с опорной таблицей.
Смена письменной работы на устную не позволяет снизить работоспособности. У каждого ученика в течение изучения всей темы имеется опорная таблица. На любом этапе работы ученик может по сигналу учителя передать “эстафету” решение любому ученику по своему желанию. Этим достигается предельное внимание. Работа с таблицами полезна для развития геометрической наблюдательности и для выработки умения применять признаки равенства треугольников. Кроме того, учащиеся приучаются понимать рисунок.
V. Решение задачи по заготовкам.
Мы получили задание от сказочных героев. Помогите им решить эти задачи.
1). Чтобы измерить длину озера (расстояние АВ на рисунке), на местности провели прямую ВД, на ней выбрали точку С, из которой точка А видна под прямым углом, и отложили отрезок СД, равный отрезку ВС. Какое расстояние надо измерить, чтобы узнать длину озера? Проведите необходимое доказательство.
2). Три поросенка решили построить новый и крепкий дом. Чтобы поставить крышу, требуется на стене провести горизонтальную линию. В книге “Практические советы” они нашли изображение прибора.. Объясните поросятам, как пользоваться этим прибором, если АВ=ВС, АД=ДС, ВР - отвес.
VI. Математический диктант.
Эта форма работы позволяет за короткий промежуток времени проверить глубину знаний учащихся, выставить оценки, проанализировать ошибки. Диктант следует проводить на листочках под копирку: один экземпляр ученики сдают учителю для проверки, другой оставляют себе.
Вопросы построены так, что подразумевается ответ “да” или “нет”.
Верно ли, что если треугольники равны, то каждый угол первого треугольника равен каждому углу второго треугольника?
Верно ли, что каждому углу первого треугольника можно найти угол, равный ему во втором, равном треугольнике?
Верно ли, что если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны?
Верно ли, что если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны?
Верно ли, что если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны?
VII. Подведение итогов урока.
Вот и подошел к концу наш урок. Мы с вами проверили и подтвердили свои знания по данной теме. Мы хорошо потрудились, а как же наша газета? (Газета к концу урока полностью оформлена и вывешена на доске)
Зарплату за работу выдадим оценками на следующем уроке. А прежде чем вы покинете класс, оцените сегодняшнее занятие. Поставьте на листочках “+” или “-”.