Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: “Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется нами по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Занятия | Повседневная жизнь |
Сентябрь | |
Дидактическая игра “Кто как купается”. “Каковы наши зубы?” Чтение потешек “Наша Маша маленька” и “Катя-Катя маленька” Дидактическое упражнение”Колыбельная” |
Рассказываеие “Хитрые башмачки” В
Гербова 2.Беседе с детьми “Когда надо мыть руки, как мыть руки и лицо”. Чтение потешки “Вот они сапожки” Рассматривание книжки “Наша Маша маленька”. |
Октябрь | |
Наблюдение за трудом няни (моет пол) Показ-инсценировка “Хлюп,хлюп,хлюп” Чтение потешки “Водичка, водичка”. дидактическое упражнение “Кто умеет умываться”. “Куда нальем водичку”. Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку. |
Чтение потешки “Травка-муравка со сна
поднялась”. Заучивание потешки “Водичка, водичка” во время умывания. Рассматривание книжки “Водичка-водичка”. Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны. |
Ноябрь | |
Дидактическая игра “Научим куклу Катю
раздеваться после прогулки” Показ-инсценировка “И я сел” Рассматривание картины “За столом” И Забилы. Дидактическое упражнение “Наташины игрушки”. |
Чтение потешки “Ладушки”. Заучивание отрывка из стихотворения “Вкусная каша”-“Каша из гречки”. Дидактическая игра “Потерялись башмачки” Чтение потешки “Завяжи потуже шарф”. |
Декабрь | |
Дидактическая игра “Купание куклы” Рассматривание картины “Катаемся на санках”, “Что Маша наденет на прогулку”. Чиение сказки в стихах К.И.Чуковского “Мойдодыр” |
Чтение “Я мою руки” М. Яснов Заучивание потешки “Валенки, валенки” Чтение потешки “Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик на торжок” |
Январь | |
Дидактическая игра “Уложим Машу
спать”, чтение потешки “Баю-бай” “От чего зубки болят?” Дидактическая игра “Машенька проснулась”. |
Заучивание потешки “Чистая водичка”. Игра “Покажем Кате как умеем раздеваться” Чтение потешки “Утка утенка” Дидактическая игра “Застегни-растегни” |
Февраль | |
Чтение потешек “Как у нашего кота” и
“Пошел котик на торжок” “От чего болят зубы” |
Заучивание потешки “Ай лады, лады,
лады” Чтение потешки “Гойда, гойда люленьки” Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина Игра “Приходите ко мне в гости” |
Март | |
“Научим Алену умываться” Рассматривание картины “Как я помогаю маме” Дидактическое упражнение “Напоим Чебурашку чаем” |
Чтение “Девочка чумазая” А Барто Рассматривание и чтение книжки “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского Сюжетно-ролевая игра “Кормление” |
Апрель | |
Наблюдение за трудом няни (моет посуду) Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати” |
Заучивание потешки “Умница, Катенька,
ешь кашу сладеньку” Рассматривание и чтение книжки “Пошла коза на меленку” (Р.Н.С.) Обыгрывание роли повара. |
Май | |
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”. “Как чистить зубы?” |
Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку
блиночки” Дидактическая игра “Что сначала, что потом” Дидактическая игра “Одень куклу”. |
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
№ | Мероприятия | |
1 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | 3 раза в день |
2 | Массаж | 2 раза в день |
3 | Утренняя гимнастика в проветренном помещении | 8.00-8.10 |
4 | Умывание прохладной водой | Утром, после сна |
5 | Проветривание группы перед занятием | 2 раза в день |
6 | Прогулка на свежем воздухе | 2 раза в день |
7 | Дыхательная гимнастика | 2 раза в день |
8 | Гимнастика в постели | 15-00 |
9 | Ходьба босиком по “дорожкам
здоровья”: “паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки) Мокрая дорожка “Ягодки” (грец. орех) “Камни” “Цветочная поляна” “Змейки” Ползание на четвереньках с мешочками на спине Туннель Ребристая дорожка “Крокодил” Массаж ног мячами “Ёжики” Коврик со “следками” Перешагивание препятствий Ходьба по “веревочной лестнице” |
|
10 | Бассейн | Вторник |
4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Двигательный режим в младшей группе
№ п\п | Мероприятия | Время проведения |
1 | Индивидуальная работа по развитию движения (игра - упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание; профилактика плоскостопия, осанки). | Ежедневно утром, вечером, на прогулках продолжительностью 5-10 мин. |
2 | Утренняя гимнастика | Ежедневно в 8.00 продолжительность 10 мин. |
3 | Физ.минутка | Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий продолжительность 3 мин. |
4 | Подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей продолжительностью 25-30 мин. |
5 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами, массажем. | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей продолжительностью 10 мин. |
6 | Занятия по физической культуре | Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня в течение 30 мин. |
7 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей |
8 | Физкультурный досуг | Один раз в месяц длительность 15 мин. |
9 | Бассейн | Один раз в неделю |
10 | Музыкальные занятия | Два раза в неделю |
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух”.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.