Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все.
Из наставлений Генеши.
<Приложение 1>, <Приложение 2>, <Приложение 3>
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования служит Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО). Основная стратегическая цель ФЦПРО - это обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?
Вашему вниманию предлагаю проект “Современный воспитатель”.
Проект “Современный воспитатель”
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- Умение ставить цели, задачи, планировать работу
- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год
Пути решения поставленных задач:
- Создать условия для самообразования педагогов:
- Постоянное приобретение методической литературы;
- Увеличение числа подписных изданий;
- Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
- Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
- Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
- Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.
- Составить перспективный план проектных мероприятий.
Механизм реализации проекта:
Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
- Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
- Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
- Анализ участия педагогов в методической работе.
- Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
- Аттестация.
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.
План проектных мероприятий
№ | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат |
1 этап исследовательский |
1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” | Май | Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” | Май | Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” | Август | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
2 этап подготовительный |
Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации | Сентябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. |
Разработка плана проектных мероприятий | |||
3 этап практический |
Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) | Сентябрь Май |
Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы. |
Составление педагогами плана-карьеры | Сентябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. | |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений. | Октябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
Адреса передового опыта “Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов” (из опыта работы воспитателей) | Педсовет № 2 Ноябрь |
Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы | |
Практическое занятие “Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой” | Декабрь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январь май |
Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций. | Педсовет № 3 Январь |
Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. | |
Оформление инновационного банка | Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы) | Педсовет № 4 Март |
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения | |
Подготовка и проведение семинара для слушателей института повышения квалификации | Апрель | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности | |
Творческий калейдоскоп (тематические недели) | По плану ДОУ в течение года |
Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических газет | В течение года | Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений | В течение года по плану ГУО |
Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов | В течение года по плану ДОУ |
Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Ежемесячно | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
4 этап заключительный |
Читательская конференция “Творческий поиск воспитателей: обновление содержания дошкольного образования” | Апрель | Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Деловая игра “Аукцион идей” | Май | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | |
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта | Педсовет № 5 Май |
Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Заключение
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.
Читательская конференция
Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.
Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.
Оформление выставки.
План проведения
Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
- Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
- Изучение прогрессивного опыта коллег.
- Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.
Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.
Обмен мнениями.
Принятие и выработка рекомендаций.
Деловая игра “Аукцион идей”
Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.
Задачи:
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.
- Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
- Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.
Наглядность: деревянный молоток, плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.
Домашнее задание:
Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных программ, технологий.
Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?
Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?
Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).
Литература
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
- Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30
- Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36
- Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.
- Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39