Триединая цель урока:
- Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры;
- Знакомство с церковным песнопением;
- Воспитание уважение к русской национальной культуре;
- Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развитие навыков вокально-хорового исполнения;
- Обогащение духовного мира детей.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Музыкальный материал:
- Русская народная песня “Ходила младёшенька по борочку”;
- “Колокольный звон России” аудиозапись;
- “Милость мира” церковное песнопение;
- “Рождество Христово” слова и музыка Синявского;
- “Моя Россия” музыка С.С. Островского.
Методы обучения: метод проблемного диалога, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Уровень усвоения знаний: творческий (творческое применение знаний).
Оборудование: баян, проигрыватель, магнитофон.
Наглядно-методические пособия: иллюстрации храмов России, плакаты со словами, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, иллюстрации княгини Ольги, князя Владимира, “Крещение Руси”, Макет Свято-Покровского храма, плакат с текстом песни “Рождество Христово”, кроссворд “Жанры народных песен”.
Предварительная работа:
- Работа с материалами проекта учащегося по теме: “Город на Ие” (сообщение о Свято-Покровском храме”);
- Стенд с иллюстрациями храмов России;
- Макет Свято-Покровского храма.
Условные обозначения: М – учитель музыки; У – ученики; В – вопрос.
Ход урока
Организационный этап урока.
Вход в класс под мелодию песни “Моя Россия” музыка Синявского. Музыкальное приветствие. Дети садятся за парты.
Актуализация базисных знаний.
Учитель музыки: Ребята, я рада видеть вас на очередном уроке искусства.
- Кто из вас узнал мелодию песни, которая только что прозвучала?
Ученики: Композитор Ю. Синявский “Песня о России”.
Учитель музыки: О чём мы вели беседу на уроках музыки в 4 классе?
- Как звучала тема нашего разговора?
Ученики: Музыка моего народа.
Учитель музыки: О музыке моего народа, а какого именно?
Ученики: Русского народа.
Учитель музыки: Мы с вами тоже являемся русскими и очень любим петь песни своего народа. Давайте одну из таких песен, разученную на предыдущих уроках, исполним. Проверьте посадку исполнителя? Помните, кто правильно сидит, тот лучше поёт. Исполним песенку-попевку “На уроке” с показом звуковысотной лесенки, исполняем звукоряд медленно, распевно.
- Звучит попевка “На уроке”.
Учитель музыки: Я проиграю вступление к песне “Ходила младёшенька по борочку”. Прошу всех следить за дирижёрским жестом и одновременно начать исполнение.
- Исполнение песни “Ходила младёшенька по борочку”.
Учитель музыки: А сейчас я предлагаю вспомнить о том, какие жанры народных песен мы знаем. В этом нам поможет кроссворд. Разгадав его, мы с вами правильно ответим на поставленный вопрос. Ваша задача – правильно расставить слоги. Разгадывание кроссворда.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель музыки: Подумайте и скажите, что значит слово “русский”?
- Какой образ перед вами возникает?
- С чем этот образ ассоциируется?
- Ответы детей.
Учитель музыки: Слово “русский” означает не национальность, а принадлежность к вероисповеданию. Русский значит православный. Тысячу лет каждое утро величаво восходит над нашим отечеством солнце истины – Православие. И от этого главного могучего светила вспыхивают по всей Руси великой сотни тысяч малых солнышек – золотые маковки православных храмов и монастырей. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.
- Демонстрация иллюстраций храмов России.
Учитель музыки: А слышали ли вы когда-нибудь там, за рекой, гулкие раскаты от удара колокола, а потом частой дрожью начинают звонить малые колокола? На секунду прислушайтесь.
- Звучание магнитофонной записи “Колокольные звоны России”.
Учитель музыки: Есть ли у нас в нашем городе такое святое место, куда бы смог пойти любой православный и найти утешение для своей души.
Ученики: Свято-Покровский храм.
- Демонстрация макета храма.
- Сообщение о храме заранее подготовленным учащимся, который представлял творческий проект “Тулун – город на реке Ие” на прогимназическом конкурсе “Ученик года 2005”.
Учитель музыки: Чему же сегодня посвящен урок музыки?
Ученики: Духовной музыке.
- Динамическая пауза.
Учитель музыки: “Музыка православной церкви”. История русского церковного пения начинается со времён распространения христианства на Руси, при правлении княгини Ольги <Рисунок № 1>. А её внук Владимир <Рисунок № 2> первый принял христианство в юном возрасте. И с 988 году произошло великое событие – крещение Руси. То есть многие поверили, что Бог один – Иисус Христос. Крещение происходило на реке Днепр. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов <Рисунок № 3>. Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд становился православным. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений.
Вопрос: Вы слышали, как поёт хор в церкви?
- Кто обратил внимание на купол храма?
- Наше нёбо устроено так, что когда мы поём, звук идёт в нёбо, тогда он получается звучным. В храмах специально создавали такой архитектурный ансамбль. Когда поёт хор, пение как бы улетает вверх к Богу. Звук делается неземным. Я предлагаю на несколько минут очутиться в храме и прослушать церковный хор.
- Звучит “Милость мира” церковное пение.
Учитель музыки: Какая это была музыка по характеру? (при затруднении используются плакаты со словами, характеризующими образное содержание музыки).
Вопрос: А какой-либо музыкальный инструмент сопровождал пение хора?
Ученики: нет.
Учитель музыки: Такое пение называется “акопелла”, т.е. пение без сопровождения.
Вопрос: Что вы чувствовали, слушая это пение?
- Хочется ли вам двигаться под такую музыку?
Ученики: Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть, подумать о жизни, музыка успокаивает, снимает усталость, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности.
Учитель музыки: Что же это за мелодия, которая у нас вызывает такие чувства? Давайте её разберём средствами музыкальной выразительности.
Работа в группах.
- 1 группа – мелодия, динамика;
- 2 группа – темп, регистр;
- 3 группа – звуковедение, лад.
Вывод: Церковное пение нужно человеку для снятия усталости, оно очищает душу, учит совершать добро, пробуждает в нас лучшие качества. Такая музыка лечит души.
Учитель музыки: А я хочу предложить вам в продолжение нашего духовного разговора выучить красивую по звучанию песню “Рождество Христово”.
- Исполнение учителем.
- Анализ (работа по карточкам).
- Работа над текстом 1 куплета (чтение текста с доски).
- Работа над мелодией каждой музыкальной строки.
Исполнение 1 куплета песни “Рождество Христово”.
Этап подведения этапов урока.
Учитель музыки: Ребята, о чём мы вели беседу на уроке?
Ученики: О музыке православной церкви.
Учитель музыки: Какова же роль церковного пения?
- Зачем такая музыка нужна человеку?
- Ответы детей.
Учитель музыки: Давайте закончим урок песней “О России”. (Исполнение песни).
Учитель музыки: Я бы хотела узнать, с каким вы настроением уходите сегодня с урока искусства? Если вам урок понравился, если вы пометите на музыкальный стан красную нотку, если чувствуете неудовольствие синюю нотку.