Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
  • развитие умения работать по алгоритму;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).

Оборудование:

  • раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
  • таблицы-опоры;
  • орфографические словари;
  • карточки с предложениями;
  • иллюстрации с пейзажами;
  • заготовки снежинок для сочинений;
  • модель Солнца – символ Масленицы;
  • книги с описанием народного праздника.

Организация класса. Приветствие детей и гостей.

Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.

Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).

Закрепим умение определять орфограммы в словах;

Как?- определим способы проверки орфограмм;

-творческая работа.

 Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).

Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;

№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;

№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.

– незнакомые орфограммы.

Развитие умения определять орфограммы.

Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).

Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.

Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).

Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.

Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).

Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?

Дети: (доказывают).

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?

Дети: На одушевленные и неодушевленные.

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?

Дети: По родам.

 Упражнения в определении орфограмм.

Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и1 ж ы3 н к’ и], [ш у п1 к’ и], [ш а п1 к’ и], [п а? л’ и1 т’ э л’ и], [п у ш ы3 с т ы й].

Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).

Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?

Дети: Все о зиме.

Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.

Дети: Весна.

Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).

Дети: (работают со словарями, определяют правописание).

Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.

Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?

Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.

Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.

Дети: Надо:

  • определить… (предмет, признак, действие)
  • изменить… (по опорной схеме)
  • вывод: если…, то…

Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).

Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.

Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:

зима весна

Развитие речи. Творческая работа.

Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?

Дети: (разбор по составу).

Учитель: От какого слова произошел?

Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.

Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).

Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.

Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.

Дети: (устно образовывают слова).

Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?

Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.

Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).

Лес просыпается после длинного зимнего сна.
Деревья и кусты освободились от снежного плена.
В весеннюю пору оживает каждое дерево.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
На снежных полянах рыжие пятна-проталины.
Вся природа ожила и засверкала.
Высоким и голубым стало небо.
С каждым днём солнце выше поднимается на небе.
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем.
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге.
Яркое солнце рушит последние снежные крепости.
Кончилось долгое зимнее ненастье.
Спешат домой птицы из дальней зимовки.
Наступили светлые весенние дни.
Лучи солнца съедают последний снег.
Солнечные зайчики весело бегают по полянке.
Всё кругом ожило и засверкало.

 Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).

Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.

Уходи, Зима седая!   Весна, весна кругом живёт и дышит,
Уж красавицы Весны   Весна, весна шумит со всех сторон!.
М. Исаковский
Колесница золотая  
Мчится с горной вышины!
А. Майков
Плакала Снегурочка,   Славный снег! Какая роскошь!..
Зиму провожая.   Всё, что осень обожгла,
Шла за ней печальная,   Обломала, сокрушила,
Всем в лесу чужая. Ткань густая облекла.
Там, где шла и плакала,   Эти светлые покровы
Трогая берёзы,   Шиты в мерку, в самый раз,
Выросли подснежники –   И чаруют белизною
Снегурочкины слёзы.   К серой мгле привыкший глаз.
Т. Белозёров   К. Случевский

Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.

Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.

Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.