Цель: повторить и проверить правильность усвоения знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: дидактические карточки.
Ход урока
Проверка знаний и умений.
Зачет состоит из заданий.
Задание № 1. Цифровой диктант по теме “Структура сообщества”
I вариант
Структурой сообщества называют … различных групп организмов, различающихся по …, по роли, которую они играют в процессах …, по месту, занимаемому в …, одним из важнейших показателей является … . Совместное существование различных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их … . По вертикали растительное сообщество разделяется на … .
- систематическое положение
- переноса энергии и вещества
- число видов
- ярусы
- пространственное обособление
- соотношение
- в пространстве.
Ответы: 6; 1; 2; 7; 3; 5; 4.
II вариант
Соотношение различных групп …, различающихся по роли, которую они играют в процессах переноса …, называют … . Редкие виды чаще всего оказываются … среды. Их исчезновение позволяет сделать вывод о … среды или других неблагоприятных воздействий. Чем больше …, тем шире возможность адаптации. По горизонтали сообщество расчленяется на отдельные элементы-… .
- вещества и энергии
- загрязнении
- структурой сообщества
- организмов
- индикаторы
- разнообразие
- микрогруппировки
Ответы: 4; 1; 3; 5; 2; 6: 7.
Первое задание выполняем по вариантам. Я диктую текст I варианту, а ребята II варианта выполняют пока задание № 2 “Терминологический диктант”.
Задание № 2. Терминологический диктант.
I вариант | II вариант | ||
1 | экосистема | 1 | биогеоценоз |
2 | биом | 2 | биотоп |
3 | популяция | 3 | динамика популяции |
4 | вид | 4 | особь |
5 | биотические факторы | 5 | абиотические факторы |
6 | продуценты | 6 | консументы |
7 | детрит | 7 | редуценты |
Сейчас я буду работать по 1 заданию с учениками II варианта, а ученики I варианта работают по 2 заданию.
Задание № 3. Графический диктант “Сообщество”
I вариант | II вариант | ||
1 | Каждый определенный вид организмов живет на строго определенной территории | 1 | Ярусное строение дает возможность более полно использовать ресурсы среды, свет, тепло и влагу. |
2 | По горизонтали сообщество расчленяется на отдельные элементы – микрогруппировки, т.е. создается мозаичность | 2 | По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы |
3 | Существует как наземная ярусность, так и подземная, т.е. корневая | 3 | По ярусам разделяются только растительные сообщества, а животные распределяются беспорядочно |
4 | Чем меньше видов, тем больше экологических ниш, т.е.выше богатство среды | 4 | Чем больше видовое разнообразие, тем выше устойчивость экосистемы |
5 | Различные организмы занимают разное положение относительно основного источника поступающей в сообщество энергии | 5 | Как бы организмы не распределялись в сообществе, они располагаются на одном трофическом уровне |
6 | Только те организмы, которые располагаются на нижних ярусах I и II образуют природное сообщество | 6 | Как и энергия, продукция не изменяется при переходе с одного трофического уровня на другой |
7 | Живые организмы в сообществе питаются, как правило, организмами нескольких видов | 7 | После четвертого или пятого звена следующему звену достается такое количество органических веществ, что существование это звена становится невозможным |
Задание № 4. Распределите организмы по группам: продуценты, консументы, редуценты.
У каждого ученика лежит карточка по этому заданию.
Карточка № 1, 7, 13, 19, 25.
Ласточка, одуванчик, пчела, лисица, гриб-плесень, бактерии гниения, дуб, подорожник, заяц, мышь, земляника, рябина, дятел, куница, ель, крот, слон.
Карточка № 2, 8, 14, 20, 26.
Паук-крестовик, береза, волк, бегемот, кора, мышь, ласточка, бабочка, заяц, гриф, росянка, дождевой червь, лось, сова, бактерии гниения, жук-могильник, ландыш, утка, пшеница.
Карточка № 3, 9, 15, 21, 27.
Тля, зебра, мышь, ласточка, утка, речной рак, гриб белая плесень, ель, бабочка, жук-могильник, тигр, медведь, еловая шишка, дятел, чибис, ворон, клест-еловик, куница, трава, одуванчик.
Карточка № 4, 10, 16, 22, 28.
Белка, щука, ромашка, жук-навозник, бегемот, медведь, клевер, личинка бабочки, пчела, куница, ольха, змея, крыса, дождевой червь, грибы гниения, паук, гриф, гриб-сыроежка, мышь.
Карточка № 5, 11, 17, 23, 29.
Ласточка, змея, крыса, шмель, тля, лось, медведь, клевер, суслик, утка, волк, щука, грибы гниения, ель, ястреб, цапля, ромашка, бобр, беркут, ворон, жук-навозник, осина, комар, лягушка.
Карточка № 6, 12, 18, 24, 30.
Сова, бабочка, паук, зебра, змея, рябина, гриб-плесень, дождевой червь, ворон, ландыш, волк, жук-могильник, бегемот, осина, медведь, заяц, ласточка, бактерии, белка, мышь.
Задание № 5. Составьте цепи питания.
Весь класс продолжает работать по карточкам задания №4 и используя сгруппированные организмы, нужно составить цепи питания в сообществах живых организмов.
Итог урока. Ребята теперь нужно сдать тетради для проверки на первые парты.
Сегодня мы полностью проработали по всем разделам темы “Сообщество”.
Я вижу, что вы хорошо усвоили строение сообщества, основные характеристики и связи между организмами.
Окончательные результаты по зачету мы подведем на следующем уроке.