Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.
Этапы | Критерии | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | ||
I. Целепологание | Осознание учеником потребности и
способности к самореализации. Возникновение учебно-познавательного интереса Владение приемами самостоятельной работы Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов. Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков. |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования. | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. | Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях. |
II. Планирование | Способность ориентироваться в условиях
задачи. Выделение алгоритма поиска необходимой информации |
Ученик действует путем "проб и ошибок" при решении задач; нередко затрудняется в постановке вопросов к любому заданию. Построение замысла отсутствует. Все это указывает на манипулятивный способ планирования. | Этому ученику часто требуется опора на реальные предметы для построения замысла; находит общий принцип решения и соответствующий ему оптимальный способ действия с помощью учителя. | Процесс решения представленной задачи у такого ученика делятся четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Реализация замысла осуществляется детьми практически безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности кодов. |
III. Принятие решения | Выбор оптимального варианта для
решения поставленной задачи. Анализ планов деятельности. |
Ученик выделяет чисто внешние, несущественные признаки в условиях задачи, что свидетельствует о непонимании содержания задачи; не умеет рассуждать и действовать логично; трудно найти самостоятельно даже эмпирический способ решения задач, что свидетельствует о наличии лишь зачатков элементарного анализа. | Ученик не может сразу самостоятельно найти принцип решения задачи. Для этого ему требуется либо наводящий вопрос учителя направляющий на поиск не любого, а оптимального способа решения, либо изменения способа решения в очередной однотипной задачи. | Ученик самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) – находит принцип решения представленной задачи и действует в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность у такого учащегося протекает преимущественно в умственном плане. |
IV. Выполнение | Умение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком, составлять опорный конспект; усваивать образцы общих способов действий. | Ученик не способен выполнять учебные действия как таковые, а лишь может овладеть способами его применения по образцу. | Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) | Позиция ученика характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиска новых средств для ее решения. |
V. Оценка результатов | Самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ. | Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценки своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. | Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытается оценить свои возможности в решении новых задач. | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменение известных ему способов действия. |
На таких уроках, как сами ребята, так и учителя могут с помощью карт самоконтроля определить свой уровень владения интеллектуальными, организационными и коммуникативными навыками, обозначая, таким образом; свои преимущества и недостатки как истинных субъектов учебного процесса. Тогда выстроив график, станет понятно: “Какие промахи и неудачи в учебном процессе, можно исправить с помощью тренировочных упражнений”.
Лист самоконтроля ученика 7 “А” класса Ф.И._____________________________
оцека | 1 этап урока | 2 этап урока | 3 этап урока | Дом. задание | ||||||||
Задание № 1 Тест | Задание № 2 Понятий- ный блок |
Задание № 3 Собери картинку |
Работа с таблицей | Работа с микроско- пом |
Работа с учебником | Рабочая тетрадь | “Третий лишний” | Рабочая тетрадь | Задача | Крос сворд |
Исправле ние ошибок |
|
5 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 |
В результате подобной самодиагностики выявляются “западающие” и недостаточно сформированные учебные навыки и умения на каждом этапе формирования функциональной грамотности.
Для учителя эта информация является основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала.
Для учеников такой самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению учебных неудач, для повышения уровня учебного успеха.(1)
Примерный конспект урока в 7 классе по теме:
Особенности организации одноклеточных, их классификация.
Проблема: Почему одноклеточные, несмотря на примитивное строение, широко распространены и многочисленны на Земле?
Оборудование: видеофильм “Одноклеточные”, микроскоп, готовые микропрепараты инфузории, эвглены, амебы, споровиков, кодограммы, графопроектор, компьютер, программа по биологии для компьютера, слова на доску, портреты, магнитофон, кассета с музыкой природы, горные породы – результат деятельности простейших. На каждую парту: эволюция животного мира, информационный лист (1,2,3), листок самоконтроля
Этапы урока:
- Целепологание.
- Планирование.
- Принятие решения
- Выполнение.
- Оценка результатов.
- Рефлексия.
Ход урока
Учитель: “Я знаю, что я ничего не знаю”,- именно так сказал в конце своей жизни один из умнейших людей древности. (Сократ, 5 век до н.э.). Да и сейчас с ним согласятся многие ученые, философы, исследователи. Потому что чем больше человек узнает, тем дальше отодвигается предел познания. Но необозримость мирового пространства, как и бесконечность глубины материи продолжают будоражить пытливый ум человека своими загадками. И пожалуй самая большая загадка – это тайна жизни!
Она всюду: и в синеве неба, и в темноте ущелий и в траве, у наших ног.
И исследовать мы сегодня будем необычный новый биологический объект.
Наука, которая изучает эти живые организмы называется: протистология ( термин на доску)
Что же это за организмы о которых пойдет речь на уроке? Всю жизнь их изучал известный зоолог Э. Геккель (портрет на доске)
А с тех пор, как XVII (17 веке) голландский ткач Антоний ван Левенчук особенно тщательно отшлифовал линзу для рассматривания ткани и посмотрел через нее на каплю воды, началось изучение мира организмов, которые находятся на стадии одной клетки, поэтому они получили название одноклеточных или простейших.
В своей системе живой природы Э.Геккель выделял 3 царства: простейших, растений и животных. А сколько нам с вами известно царств!
В наше время простейших не считают единым царством. Мы уже рассматривали одноклеточные формы растений (водоросли) и грибов. А сегодня мы будем изучать простейших, которые относятся к царству животных.
И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация”
Проблема: (зачитать проблему)
-Каким путем мы можем решить проблему: что мы должны узнать.(дети перечисляют, а учитель открывает на доске таблички план-схемы)
И по плану который у меня на доске, а у вас в информационном листке мы будем работать и заполнять схему, занося свои результаты на каждом этапе исследования в листок самоконтроля.
-Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?
Чтобы ответить на этот вопрос – возьмите информационную карту № 1 и выполните тестовое задание. Правильность задания проверим по ключу. (объяснение правил работы с листом самоконтроля “Погружение в царство животные). Затем выполняется задание №2 – работа с понятиями по теме “Общая характеристика царства Животные” Школьники выполняющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Оценка выставляется в листок самоконтроля. Затем выполняется 3 задание “Собери картинку” - работа в парах и у доски. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории.
Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название животного, с которым вам предстоит познакомиться на сегодняшнем уроке. (1 ряд- амеба, 2 – инфузория, 3 - эвглена) у доски – простейшие.
Поставьте себе отметки в 1 колонке листа самоконтроля.
А теперь приготовили информационные листки №2 для работы по новой теме
Название подцарства "Простейшие" происходит от греческого слова "protos", что означает в переводе "первый". Рассказ учителя и заполнение схемы.
1. Классификация. В современной систематике выделяют несколько типов простейших (графопроектор- кадограмма)-!Соотнесите данные кодограммы и таблицы на вашем столе- в чем сходство и отличие. (помощник за компьютером добывает информацию по ходу урока и зачитывает). Заполните в информационном листке.
2. Строение
Какие ассоциации возникают у вас при употреблении термина "одноклеточные"? (запишите в тетрадь, прочитайте понравившиеся определения). Чтобы убедиться в правильности своих суждений предлагаю познакомиться со строением простейших на примере инфузории туфельки Данные заносим в таблицу “Сходство и различие в строении одноклеточных”.(Просмотр видеосюжета)
Индивидуальное задание для 2-х уч-ся – работа с микроскопом по инструкции
Заполнение схемы: Движение . (найти в учебнике)
Питание(помощник за компьютером добывает информацию по ходу урока и зачитывает).
Выделение Функцию выделения выполняют сократ. вакуоли, из которых наружу удаляются продукты обмена и излишки воды.
Дыхание. (Дополните видео информацию информацией из учебника + компьютер)
Размножение –А сейчас видеозагадка! Вопросы к видеофрагменту:
-Определить и назвать способы размножения. Записать в тетрадь. Почему одноклеточные размножаются разными способами? Какие преимущества дает каждый из них..
Среда обитания. Значение. (музыка и читаю текст)
Ответим на проблему? Широкое распостранение свидетельствует о том, что эта группа животных находится в состоянии биологического прогресса.
Процветание обусловлено как приспособлениями к разнообразным условиям среды, так и возникновением в эволюции ряда ароморфозов: увеличение числа органоидов движения (реснички), усложнение ядерного аппарата.
Контроль знаний: 1).внимание на экран - Видеозагадка - Почему инфузории находятся рядом с водорослями?
2. Задание: “Третий лишний” Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор .
Вывод Изучение мира простейших принесет еще не мало сюрпризов в познании природы, но главное понятно уже теперь - в этом мире есть начало всего, что было впоследствии развито и усовершенствовано.
Рефлексия
- КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ХОРОШОЛИ ТЫ УСВОИЛ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ?
- КАКИЕ ВОПРОСЫ (МОМЕНТЫ УРОКА) УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ БЫСТРО И ПОЧЕМУ?
- КАКОЙ МОМЕНТ УРОКА ТЕБЕ ПОКАЗАЛСЯ ИНТЕРЕСНЫМ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №1
“ ПОГРУЖЕНИЕ В ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ”
I этап
ЗАДАНИЕ № 1 Тест по теме “ Общие сведения о животном мире”.
На каждый вопрос найдите правильный ответ и запишите его буквенное обозначение А, Б, В, Г в таблицу.
Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?
- способы размножения
- ограниченный рост
- способность к фотосинтезу.
По способу питания животные являются:
- автотрофами
- гетеротрофами
Для питания животные организмы:
- используют готовые органические вещества
- образуют органические вещества на свету
- поглощают углекислый газ
- поглощают воду из окружающей среды.
4. В чем сходство животных с растениями?
- питание органическими веществами
- наличие двусторонней симметрии тела
- клеточное строение
5. в какую систематическую категорию входят сходные виды:
- отряд
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- класс
- семейство
- род.
Критерии : “5”- без ошибок “4”- 1 ошибка “3”- 2 ошибки “2” - более 3 Оценка :
ЗАДАНИЕ № 2. (работа с понятиями)
Перечень понятий по теме “Общая характеристика царства Животные”.
Термин | Понятие |
Зоология | Наука о животных, один из разделов биологии |
Гетеротрофы | Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. |
Ограниченный рост | Специфический признак характерный только животным. |
Симметрия тела | Животные с симметрично расположенными парными органами называются двусторонне симметричными, а симметрия их тела – двусторонней. У животных ведущих сидячий образ жизни – лучевая (радиальная) симметрия. |
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
ЗАДАНИЕ № 3. (работа в парах и у доски) “Собери картинку”
На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории.
Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.
Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название животного, с которым вам предстоит познакомиться на сегодняшнем уроке.
Поставьте себе отметки в 1 колонке листа самоконтроля.
II этап ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №2
Тема: Особенности организации одноклеточных, их классификация.
Проблема: Почему одноклеточные, несмотря на примитивное строение, широко распространены и многочислены на Земле?
1.Классификация подцарства одноклеточных:
типы:
Представители:
2. Строение Сходство и различие в строении одноклеточных
Дополните таблицу, отметив знаком + наличие у животного соответствующей части тела:
Органоид | Одноклеточные | ||
Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Инфузория-туфелька | |
Оболочка | |||
Цитоплазма | |||
Ядро | |||
Ложноножки | |||
Жгутик | |||
Реснички | |||
Пищеварительная вакуоль | |||
Сократительная вакуоль | |||
Ротовое отверстие | |||
Хлоропласты |
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
1. Задание для самостоятельной работы учащихся
- Под микроскопом рассмотрите готовый препарат амебы обыкновенной. Схематично нарисуйте это животное. Обозначьте на рисунке части амебы и напишите их названия.
- Под микроскопом рассмотрите готовый препарат эвглены зеленой. Нарисуйте схему строения эвглены зеленой. Раскрасьте цветными карандашами ее части и напишите их названия.
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
2. Инцистирование (стр. 95, учебника) – это…
3. Размножение
4. Значение (заполни таблицу в рабочей тетради, стр. 33 № 55).
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №3
III этап. Контроль . Домашнее задание.
1 “Третий лишний”.Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте выбор:
- Споровики, саркодовые, жгутиковые.
- Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок.
- Ядро, циста, цитоплазма.
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
2. Задание в рабочей тетради. ( стр. 32 № 52). Рассмотрите рисунок, укажите название органоидов, обозначенных цифрами. Какова их роль в процессе жизнедеятельности.
3. В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые - палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основании каких находок ученые пришли к такому выводу?
4. Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели гарнизона иная. Как вы думаете какая?
Поставьте себе оценку в листе самоконтроля
Литература:
- Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии” М 2006
- Г.В. Репкина, Е.В. Заика “Оценка уровня сформированности учебной деятельности” М1997.
- В.В. Ксенофонтова, В.В. Евстафьев. Зоология. учебный центр “Московский Лицей” М.
- В.Б. Захаров, Н.И. Сонин “Биология. Многообразие живых организмов7 класс” М.