Цель урока:
- формировать у детей отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению
Оснащение урока:
- фото или рисунки собак разных пород,
- сказка Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”.
Ход урока
1. Вводная часть.
Загадка:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)
На доске помещены изображения собак разных пород.
- Что можно сказать о рисунках?
- Одинаковые ли собаки?
- Чем они отличаются?
- Изображения собак каких пород вы видите на доске?
- А какие еще породы собак вы знаете?
Мы с вами назвали много пород собак, но далеко не все – их гораздо больше. Собаки – это только одна часть живой природы.
- Вспомните, кто относится к живой природе?
Ответы детей.
2. Работа с текстом.
Вы знаете сказку Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Сегодня мы вспомним эту сказку.
- Перечислите жителей птичьего двора.
- Все ли утята были похожи друг на друга?
- Что чувствовала мама-утка по отношению к своим утятам?
- Однажды мама-утка решила привести своих утят на птичий двор. Что произошло дальше, мы узнаем, послушав сказку.
“Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и, в конце концов, она досталась кошке”.
1 остановка
- Как относятся обитатели двора друг к другу?
Продолжение чтения
“- Вот как идут дела на белом свете! – сказала утка и облизнула язычком клюв, - ей тоже хотелось отведать угриной головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – сказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красива! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!”
2 остановка
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом? Почему?
Продолжение чтения
“Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
- Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
- Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал!
- Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трепку!
- Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Никак нельзя, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по перышкам большого утенка. – Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!
- Остальные утята очень-очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте же как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки и куры.
- Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему:
- Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою”.
- Почему обитатели двора стали обижать утенка?
Ответы детей.
- За что же обижали утенка обитатели двора? Выберите ответ из предложенных вариантов.
На доске:
Утенок был самый умный.
Утенок был непохож на других.
Утенок был самый красивый.
Утенок был самый вежливый.
- Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
- Можем ли мы в жизни встретиться с такой же ситуацией, которая произошла на птичьем дворе? Где?
3. Сообщение темы урока.
- Наша природа красивая, удивительная, разная. Человек является частью природы. Мы, люди, тоже все очень разные. В чем же заключается наше разнообразие?
К доске вызываем детей класса по два человека и наглядно сравниваем их. На каждый случай новая пара.
Мальчик – девочка, рост, цвет и длина волос, полнота, имя и т.д.
- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.
- Почему вы так отличаетесь?
- Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. Но встречаются семьи, в которых есть дети близнецы. Внешне они очень похожи друг на друга. Можем ли мы сказать, что они одинаковые? Чем они различаются?
- Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.
4. Итог урока.
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
Все мы – люди.
- Какие качества в людях вы бы хотели видеть?
О замечательном качестве – доброте Д.С. Лихачев писал так:
“Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя”