Знакомство с инструментом "кривая линия" в графическом редакторе Paint. Рисование "кривой линии"

Разделы: Информатика


Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить основные понятия и функции графического редактора Paint.
  • Повторить основные принципы работы при построении линии, прямоугольников, эллипсов и многоугольников
  • Познакомить с новым инструментом графического редактора “кривая линия”
  • Закрепить полученные теоретические знания на практике

Развивающие:

  • Развивать умение видеть форму, цвет, и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность храмов отдаленного прошлого и современности;

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к народным традициям, бережное отношение к памятникам архитектуры и зодчества, любовь к родному краю.

Тип урока: Изучение нового материала.

Место урока в учебном плане: 6 урок по теме “Технология обработки графики. Графический редактор Pаint”

1 урок по теме “Знакомство с инструментом “кривая линия” в графическом редакторе Pаint.”.

Вид урока: стандартный.

Методы:

  1. словесный (беседа);
  2. наглядный (демонстрация учебного материала);
  3. практический (работа на компьютере).
  4. объяснительно-иллюстративный

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  1. компьютерный класс;
  2. проектор с экраном;
  3. раздаточный материал - карточки “эскиз храма”

Программное обеспечение:

  1. Графический редактор Paint;
  2. Презентации в Power Point.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение пройденного материала
  3. (контроль знаний и умений) - 5 мин.
  4. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 5 мин.
  5. Объяснение нового материала 7 мин.
  6. Самостоятельна работа за компьютерами (помощь учителя) – 14 мин.
  7. Физкультминутка. 3 мин.
  8. Самостоятельная работа (помощь учителя) – 4 мин.
  9. Подведение итогов урока – 3 мин.
  10. Домашнее задание. – 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент - 2 мин.

Проверка присутствующих.

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала, контроль знаний и умений - 5 мин.

Сегодня мы продолжаем изучать графический редактор Paint, давайте вспомним основные операции и инструменты, с которыми мы будем работать в данном редакторе.

  • Как найти ярлык программы Paint и открыть ее;
  • Где в окне программы Paint находится строка меню;
  • Где в окне программы Paint находится Панель инструментов;
  • Как настроить инструменты: линия, прямоугольник, эллипс и кисть;
  • Где в окне программы Paint находится палитра;
  • Назовите команды для осуществления операции копирования.
  • Назовите команды для осуществления операции отобразить - повернуть рисунок;
  • Назовите команды для осуществления операции перемещения.

III. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 5 мин.

Загадки:

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….. (Спасибо)

Из вежливости, не из жалости
Почаще говори….. (Пожалуйста)

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще….. (Здравствуйте)

Учитель. Такие простые слова, произнося их, мы выражаем свое уважение к друзьям, близким, знакомым и просто окружающим нас людям. Но мало уважать и любить своих близких, человек должен чтить и помнить, традиции и обычаи своего народа. Только тогда он может стать настоящим человеком.

Учитель. Ребята, какое важное событие отмечал православный народ в прошлое воскресенье?

Ответы детей. Вербное воскресенье.

Учитель. Кто из вас может объяснить, что же празднуют в этот день?

Ответы детей.

Учитель. В этот день всё христианство празднует вход Иисуса в город Иерусалим. Очень давно это было, но православный народ помнить и чтит этот день. Вход Господень в Иерусалим был по своему значению и смыслу – истинно Царским. При входе Спасителю оказывали почти всеобщее почитание и преданность как Царю. Однако Ему известно, какие события ждут Его в Иерусалиме, и это шествие сюда, и Его будущее страдания, и смерть – добровольны. И уже через пять дней после криков народа Спасителю “Осанна!” тот же самый народ будет кричать с неистовством: “Распни Его!” По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье).

Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима

Я хочу предложить вам, ребята, нарисовать храм.

Давайте попытаемся установить разницу между значениями слов “церковь” и “храм”. Храм – это что-то большое и не только по размерам или величественности. Не случайно говорят, например “храм науки”, “храм искусства”. Храм – как святилище. Что такое святилище?

Ответы детей

Учитель. Да, ребята, святилище происходит о слова “свято”, “священный”. У каждого в душе есть что-то святое, какое-то понятие очень – высокое, неоспоримое, светлое. Например, мама, Родина.

Перед нами стоит задача нарисовать храм, мы не будем следовать строгим архитектурным канонам построения храма, мы попытаемся нарисовать строение, которое напоминало бы храм.

 Давайте вспомним, какие храмы есть в нашем городе.

Ответы детей.

Учитель. Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по храмам нашего города.

Просмотр презентации “Храмы г. Томска”

<Рисунок1 >

Купол Казанского храма Богородице - Алексеевского мужского монастыря

<Рисунок2>

Казанский храм Богородице - Алексеевского мужского монастыря

<Рисунок3>

Богоявленский кафедральный собор

Один из древнейших храмов в городе Томске – Богоявленский собор. Собор берёт своё начало от небольшой Богоявленской церкви. Она была построена в 1633 году и называлась Христокрещенской. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, полностью сгорал, но каждый раз восстанавливался.

31 декабря 1776 года было принято решение возвести на месте деревянной церкви каменную.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха завода “Красный богатырь”. Этот завод был эвакуирован в Томск из Москвы. А до 1994 года в здании храма располагался Томский завод резиновой обуви.

В 1995 году Богоявленская церковь была передана Русской православной церкви.

<Рисунок4>

Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

31 мая 1909 года высокопреосвященным Маканием (Невским), архиепископом Томским и Алтайским, состоялась торжественная закладка новой церкви на Мухином Бугре. Храм был спроектирован в русско-византийском стиле. Строительство храма продолжалась всего два года. (1911 храм построили)

Но в 1940 году церковь была закрыта и вскоре стала зернохранилищем Поросинского спиртзавода. Все внутреннее убранство храма было утрачено. И только весной 1944 года томские власти решили вернуть верующим закрытую Петропавловскую церковь.

<Рисунок5>

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь – почти ровесница Томска расположена на месте основания города Томска. Именно здесь за короткое сибирское лето 1604 года всего около 400 человек над рекой Ушайкой построили город – крепость. Двухэтажное каменное здание храма было заложено 14 февраля 1789 года. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 88 человек.

<Рисунок 6>

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского

Первоначально церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была тюремным храмом при “исправительном арестантском отделении № 2” и находилась в одном из помещений внутри здания.

После прихода к власти большевиков тюремная церковь была в 1920 году закрыта. Купола и главки храма были разрушены, кресты сбиты. Внутреннее помещение храма было разделено перекрытием на два этажа.

В 1986 году всё здание было передано объединению “Томскоблкнига”.

На первом этаже расположился книжный магазин “Водолей”.

В 1993 году здание храма было передано Русской православной церкви.

Главной святыней храма является икона святого благоверного великого князя Александра Невского с частицей его мощей. Другой важной святыней храма является икона святителя Василия Великого с частицей его святых мощей.

Ещё одной святыней храма стала икона святителя Дмитрия Ростовского с частицей его мощей.

IV. Изложение нового материала – формирование новых знаний и умений

(7 мин)

Учитель рисует храм и в процессе рисования знакомит ребят с инструментом “кривая линия”, объясняет, как можно настроить этот инструмент и как им можно рисовать.

Учитель. Сначала нарисуем купол храма. Если внимательно рассмотреть форму куполов православных соборов, то они напоминают скорее усеченный овал, чем круг. Используя “кривую линию”, мы нарисуем половинку купола.

<Рисунок7>

Затем копируем ее и осуществляем операцию отобразить - повернуть рисунок; слева направо.

<Рисунок8>

Соединяем две половинки купола.

<Рисунок9>

“Кривой линией” отводим основу купола

Следующий этап - рисуем крест

“Крест хранитель всей вселенной”,

Крест – красота церкви,

Крест - царей держава,

Крест – верных утверждение,

Крест – ангелов слава,

Крест – бесов язва”.

С момент крещения, человека всю его земную жизнь сопровождает крест Христов. Нательный крестик, крестное знамение, Распятие в храме, - всегдашнее напоминание о жертвенной Любви и милосердии Божьем по отношению к людям.

“А когда Христос Господь на плечах Своих носил Крест, тогда Крест был еще четырех - конечным, потому что не было на нем ни титла, ни подножия”.

<Рисунок 10>

После Распятия Христа поставили надпись над его головой, означавшую вину Его: “Сей есть Иисус, Царь Иудейский” и установили подножия, Крест стал восьмиконечным. Причина начертания наклонной нижней перекладины в том, что на Голгофе с Иисусом казнили еще двух разбойников, один покаялся, а другой разбойник не поверил Господу и насмехался над ним. Так, вот это подножие и стало перекладиной весов, склонившей в низ (в ад) для не покаявшегося разбойника, а уверовавшего крест возносит в Царство Небесное.

<Рисунок 11>

Есть еще “Трилисниковыое” завершение перекладин крестов с терновым венцом на куполах.

<Рисунок 12>

От основания купола при помощи “прямоугольника” рисуем “барабан” - башню с окнами, используя “скругленный прямоугольник”. Одно окно рисуем, остальные будем копировать.

<Рисунок 13>

При помощи “прямоугольника” рисуем центральную часть храма.

<Рисунок 14>

На Руси купола располагали по кресту, центром креста служил главный купол. Таким образом, у нас может быть или один купол собора, или 5 куполов, или 9 куполов, или 13 куполов. Все 5 куполов не будут видны целиком, под каким бы ракурсом мы церковь ни нарисовали, поэтому копируем центральную часть храма и создаем 2 копии, уменьшаем их в размере, фиксируем рядом с главной частью храма.

<Рисунок 15>

Часто церкви ставили на холмах, на возвышенностях, чтобы они были видны издалека, и сияние куполов освещало дорогу к храму. Поставим наш храм на холме, для этого карандашом нарисуем склоны холма, а на заднем плане нарисуем линию, которую будем оформлять как вдалеке растущий лес.

<Рисунок 16>

Нарисуем маленькую веточку карандашом, При помощи клавиши CTRL размножим ее и получим контур дерева, “распылителем” нарисуем листву и кисточкой дорисуем ствол.

<Рисунок 17>

Копируя крону дерева, создаем рельефные контуры леса на горизонте.

<Рисунок 18>

Начинаем раскрашивать купола. Берем желтый цвет и закрашиваем одну часть купола, затем меняем цвет на пол тона темнее, как это можно сделать? Ответы детей – меню – палитра - изменить палитру

Учитель – Для каждой части купола выбираем более темный тон желтого цвета. Таким образом, достигаем объемного изображения купола.

Выполните рисование храма графическим способом (т.е. черно-белое изображение). После этого начинайте выполнять заливку цветом - раскрашиваем рисунок.

<Рисунок 19>

Самостоятельна работа за компьютерами (помощь учителя) – 14 мин

Физкультминутка - 3 мин.

VII. Самостоятельная работа (помощь учителя) – 4 мин

VIII. Подведение итогов урока: 3 мин

Учитель. Понравилось ли вам рисовать храм?

Ответы детей. Да.

Учитель. Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.

Ученики подписывают свои работы и сохраняют в папке “Мои рисунки”.

Учитель. Те, кто не успел закончить свою работу, продолжит её на следующем уроке.

А сейчас мы пройдем и посмотрим работы товарищей.

<Рисунок 20>

Что интересного вы увидели в рисунках? (ребята делятся своими впечатлениями)

- Молодцы, ребята, мне тоже понравились ваши работы.

IX. Домашняя работа - 2 мин

Нарисовать в тетради пасхальное яйцо.

Урок закончен. До свидания!