ЦЕЛИ:
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи,
- совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе,
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы,
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран-доска, толковый словарь и правильного письма, навыки работы с толковым словарём, С.И. Ожегова, “Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса” Ларкиной Л. Д.
I. Организационный момент.
II. Чистописание. (Приложение 1). На этом этапе урока традиционно дети не просто работают над каллиграфией письма, но и выполняют задания развивающего и опережающего характера.
При подготовке к уроку на листе тетради по русскому языку учитель пишет материал для чистописания. Сканирует его. На уроке этот материал отображает на доске-экране. Пропущенные орфограммы дети вставляют маркером красного цвета. Цель работы: перед детьми находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке и т. д.
На доске-экране:
без бес бе..звучный бе..шумный бе..брежный
- Прочитайте сочетания букв на первой строке.
- Назовите соединения букв.
- Что напоминают вам эти сочетания букв? (Приставки)
- Объясните правописание слов на этой строке.
- Спишите. Выделите приставки, подчеркните двойные согласные. Придумайте словосочетания с этими прилагательными.
На доске-экране:
ик ек ореш..к горош..к шар..к
- Прочитайте сочетания букв на второй строке.
- Назовите соединения букв.
- Что напоминает вам это сочетание букв? (Суффиксы)
- Объясните правописание слов на этой строке.
- Спишите. Выделите суффиксы.
- Образуйте от этих существительных имена прилагательные. Запишите, выделите суффиксы.
III. Работа со словарными словами. (Приложение 2).
1. Повторение изученных слов. (Часто на уроках русского языка учим слова, которые не входят в список словарных слов данного учебника, но являются активной лексикой младших школьников и соответствуют времени года)
При подготовке к уроку учитель на клавиатуре компьютера набирает изученные словарные слова с пропущенными орфограммами. Отображает их на доске. Дети красным маркером вставляют пропущенные буквы.
На доске-экране:
Хо..ей, ..п..льсин, м..нд..рин, кр..ссовки, к..нфеты.
- Дети, приближается Новый год. Выберите и запишите в тетрадь те слова, которые напоминают вам об этом празднике.
Знакомство с новыми словарными словами.
На доске-экране:
Изморозь, изморось, свитер, компьютер.
- Чем отличается написание слов “изморозь” и “изморось”?
- Что означают эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
(Работа со словарём)
- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их.
- Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные
(Проверка.)
[тэ] [тэ]
- Обратите внимание на произношение слов: “свитер” и “компьютер”. (В классе возникла необходимость в изучении этих слов).
- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их. Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные.
- Запишите в тетрадь. (Проверка.)
IV. Проверка домашнего задания. Упр. 368.
- О чём говорится в тексте? (О родной земле, о её красоте и щедрости; о том, что защита родной земли – наш долг.)
- Сегодня на уроке мы ещё будем говорить о родной земле, о природе, о животных; о бережном отношении к ним.
- Назовите род и падеж прилагательных, их окончания.
V. Работа с текстом. (Приложение 3).
(Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на доске)
Незабудки.
На самом берегу ручья у ..... ….. болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти ….. ….. цветы. В ….. их лепестках как бы отразилась голубизна ….. неба.
Приятно смотреть на ….. ….. ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется ….. ручеёк. А высоко-высоко в ….. ….. небе, над неподвижными макушками ….. леса тихо плывут ….. ….. облака.
- Прочитайте текст про себя. Как сделать его более выразительным, точным?
- Да, в тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст И.
С.Соколова-Микитова, подбирая подходящие по смыслу прилагательные. (Ученики моего класса занимаются в экологическом кружке и подготовлены к заданиям подобного рода).
(Дети читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных. Учитель останавливает детей на том прилагательном, которое употребил автор.)
- Хорошо. Ребята, автор употребил к существительному “болотце” прилагательные: “зелёное”, “лесное”. (Часто ответы детей совпадают со словами автора)
- Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания.
Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные. Это могут сделать и ученики.
- Запишите первое предложение. (Учитель отображает фотографию незабудок на доске-экране и обращает на неё внимание детей). (Приложение 4).
Так проходит работа над всем текстом.
(Пропущенные в тексте слова: зелёного, лесного, маленькие, голубые, крошечных, летнего, чистый, голубой, лесной, голубом, летнем, высокого, белые, летние)
- Прочитайте выразительно текст И.Соколова-Микитова вслух.
- Какова роль прилагательных в тексте?
- Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.
- Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.
VI. Физминутка. Дети под музыку выполняют хореографические движения.
VII. Определение рода имён прилагательных. (Фото 1 – 13).
Учитель отображает на экране заранее подобранные им и детьми фотографии растений и животных. В моём классе большинство фотографий выполняли сами дети, поэтому этот вид работы для них особенно интересен.
- Составьте словосочетания прилагательное + существительное. (Дети составляют различные варианты словосочетаний. Например, белый медведь, мохнатый медведь, косолапый медведь, огромный медведь, неуклюжий медведь, толстый медведь и т. д.)
- 1 ряд - запишите словосочетания с прилагательными мужского рода (Например, белый гриб, чудесный закат, зелёный луг, косолапый медведь, розовый мак и т. д.)
- 2 ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода (Например, широкая река, рыжая собака, прекрасная роза, высокая волна и т.д.)
- 3 ряд - запишите словосочетания с прилагательными среднего рода (Например, голубое море, высокое небо, лёгкое облако, яркое солнце, огромное поле и т. д.)
Проверка. Объяснение падежных окончаний имён прилагательных м.р., ж.р., ср.р. в И. п.
- 1 вариант - запишите ваши словосочетания в Р.п.
- 2 вариант - в Д.п.
- 3 вариант - в В.п.
- 4 вариант - в Т.п.
- 5 вариант - в П.п.
- 6 вариант - в П.п.
Проверка. Объяснение окончаний имён прилагательных
- Поставьте ваши словосочетания во множественное число. Запишите. Расскажите о правописании окончаний прилагательных мн. числа.
VIII. Работа с “Дидактическим материалом”. Стихотворение М. Дудина.
Задание носит опережающий характер. Продолжаю учить не путать имена прилагательные с причастиями, грамотно писать окончания причастий, сравнивать их с окончаниями прилагательных, употреблять причастия в своей речи.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечн.. блики,
На камнях играющ.. краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящ.. над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку мелькающ.. в жите.
Берегите Землю!
Берегите…
- Прочитайте стихотворение М. Дудина выразительно.
- Назовите основную мысль стихотворения (Беречь нашу Землю, беречь природу, замечать её красоту)
- Как слово “зенит” толкуется в словаре С.И.Ожегова? (Работа со словарём)
- Почему слово “Земля” написано с заглавной буквы?
- Выпишите имена прилагательные, вставьте окончания.
- Выпишите причастия, вставьте окончания.
- Придумайте предложение с одним из причастий.
IX. Итог урока. Оценки.
Д. з: карточка (текст А.Кузина “Скромность”)
Скромность.
Эти цветы не бросаются в глаза, даже прячутся, будто им претит роскошь лесных красавиц. Перед золотистыми купальницами и мраморными лилиями незабудки меркнут. Их надо искать где-нибудь у воды. Под ними синеет опрокинутое небо, а солнце играет на голубых лепестках. Их аромат теряется в настоянном на разнотравье воздухе. Похолодают ночи и росы, полиняет трава, и от воды потянет холодком, а они продолжают цвести. Только теперь начинаешь замечать, мимо чего проходил летом. Они всегда напоминают мне человека, скромность которого не позволяет рисоваться перед другим.
- Прочитайте текст.
- О какой главной особенности незабудок пишет автор?
- Спишите. Укажите род, число и падеж прилагательных.