План-конспект урока по теме «Повторение имён прилагательных» (с использованием информационных технологий). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛИ:

  • развивать умение точно употреблять прилагательные в речи,
  • совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе,
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся,
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы,
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран-доска, толковый словарь и правильного письма, навыки работы с толковым словарём, С.И. Ожегова, “Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса” Ларкиной Л. Д.

I. Организационный момент.

II. Чистописание. (Приложение 1). На этом этапе урока традиционно дети не просто работают над каллиграфией письма, но и выполняют задания развивающего и опережающего характера.

При подготовке к уроку на листе тетради по русскому языку учитель пишет материал для чистописания. Сканирует его. На уроке этот материал отображает на доске-экране. Пропущенные орфограммы дети вставляют маркером красного цвета. Цель работы: перед детьми находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке и т. д.

На доске-экране:

без бес бе..звучный бе..шумный бе..брежный

- Прочитайте сочетания букв на первой строке.

- Назовите соединения букв.

- Что напоминают вам эти сочетания букв? (Приставки)

- Объясните правописание слов на этой строке.

- Спишите. Выделите приставки, подчеркните двойные согласные. Придумайте словосочетания с этими прилагательными.

На доске-экране:

ик ек ореш..к горош..к шар..к

- Прочитайте сочетания букв на второй строке.

- Назовите соединения букв.

- Что напоминает вам это сочетание букв? (Суффиксы)

- Объясните правописание слов на этой строке.

- Спишите. Выделите суффиксы.

- Образуйте от этих существительных имена прилагательные. Запишите, выделите суффиксы.

III. Работа со словарными словами. (Приложение 2).

1. Повторение изученных слов. (Часто на уроках русского языка учим слова, которые не входят в список словарных слов данного учебника, но являются активной лексикой младших школьников и соответствуют времени года)

При подготовке к уроку учитель на клавиатуре компьютера набирает изученные словарные слова с пропущенными орфограммами. Отображает их на доске. Дети красным маркером вставляют пропущенные буквы.

На доске-экране:

Хо..ей, ..п..льсин, м..нд..рин, кр..ссовки, к..нфеты.

- Дети, приближается Новый год. Выберите и запишите в тетрадь те слова, которые напоминают вам об этом празднике.

Знакомство с новыми словарными словами.

На доске-экране:

Изморозь, изморось, свитер, компьютер.

- Чем отличается написание слов “изморозь” и “изморось”?

- Что означают эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

(Работа со словарём)

- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их.

- Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные

(Проверка.)

[тэ]   [тэ]

- Обратите внимание на произношение слов: “свитер” и “компьютер”. (В классе возникла необходимость в изучении этих слов).

- Запишите эти слова в тетрадь, запомните их. Придумайте предложение с одним из этих слов, употребляя имена прилагательные.

- Запишите в тетрадь. (Проверка.)

IV. Проверка домашнего задания. Упр. 368.

- О чём говорится в тексте? (О родной земле, о её красоте и щедрости; о том, что защита родной земли – наш долг.)

- Сегодня на уроке мы ещё будем говорить о родной земле, о природе, о животных; о бережном отношении к ним.

- Назовите род и падеж прилагательных, их окончания.

V. Работа с текстом. (Приложение 3).

(Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на доске)

Незабудки.

На самом берегу ручья у ..... ….. болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти ….. ….. цветы. В ….. их лепестках как бы отразилась голубизна ….. неба.

Приятно смотреть на ….. ….. ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется ….. ручеёк. А высоко-высоко в ….. ….. небе, над неподвижными макушками ….. леса тихо плывут ….. ….. облака.

- Прочитайте текст про себя. Как сделать его более выразительным, точным?

- Да, в тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст И.

С.Соколова-Микитова, подбирая подходящие по смыслу прилагательные. (Ученики моего класса занимаются в экологическом кружке и подготовлены к заданиям подобного рода).

(Дети читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных. Учитель останавливает детей на том прилагательном, которое употребил автор.)

- Хорошо. Ребята, автор употребил к существительному “болотце” прилагательные: “зелёное”, “лесное”. (Часто ответы детей совпадают со словами автора)

- Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания.

Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные. Это могут сделать и ученики.

- Запишите первое предложение. (Учитель отображает фотографию незабудок на доске-экране и обращает на неё внимание детей). (Приложение 4).

Так проходит работа над всем текстом.

(Пропущенные в тексте слова: зелёного, лесного, маленькие, голубые, крошечных, летнего, чистый, голубой, лесной, голубом, летнем, высокого, белые, летние)

- Прочитайте выразительно текст И.Соколова-Микитова вслух.

- Какова роль прилагательных в тексте?

- Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.

- Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.

VI. Физминутка. Дети под музыку выполняют хореографические движения.

VII. Определение рода имён прилагательных. (Фото 1 – 13).

Учитель отображает на экране заранее подобранные им и детьми фотографии растений и животных. В моём классе большинство фотографий выполняли сами дети, поэтому этот вид работы для них особенно интересен.

- Составьте словосочетания прилагательное + существительное. (Дети составляют различные варианты словосочетаний. Например, белый медведь, мохнатый медведь, косолапый медведь, огромный медведь, неуклюжий медведь, толстый медведь и т. д.)

- 1 ряд - запишите словосочетания с прилагательными мужского рода (Например, белый гриб, чудесный закат, зелёный луг, косолапый медведь, розовый мак и т. д.)

- 2 ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода (Например, широкая река, рыжая собака, прекрасная роза, высокая волна и т.д.)

- 3 ряд - запишите словосочетания с прилагательными среднего рода (Например, голубое море, высокое небо, лёгкое облако, яркое солнце, огромное поле и т. д.)

Проверка. Объяснение падежных окончаний имён прилагательных м.р., ж.р., ср.р. в И. п.

- 1 вариант - запишите ваши словосочетания в Р.п.

- 2 вариант - в Д.п.

- 3 вариант - в В.п.

- 4 вариант - в Т.п.

- 5 вариант - в П.п.

- 6 вариант - в П.п.

Проверка. Объяснение окончаний имён прилагательных

- Поставьте ваши словосочетания во множественное число. Запишите. Расскажите о правописании окончаний прилагательных мн. числа.

VIII. Работа с “Дидактическим материалом”. Стихотворение М. Дудина.

Задание носит опережающий характер. Продолжаю учить не путать имена прилагательные с причастиями, грамотно писать окончания причастий, сравнивать их с окончаниями прилагательных, употреблять причастия в своей речи.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечн.. блики,
На камнях играющ.. краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящ.. над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку мелькающ.. в жите.
Берегите Землю!
Берегите…

- Прочитайте стихотворение М. Дудина выразительно.

- Назовите основную мысль стихотворения (Беречь нашу Землю, беречь природу, замечать её красоту)

- Как слово “зенит” толкуется в словаре С.И.Ожегова? (Работа со словарём)

- Почему слово “Земля” написано с заглавной буквы?

- Выпишите имена прилагательные, вставьте окончания.

- Выпишите причастия, вставьте окончания.

- Придумайте предложение с одним из причастий.

IX. Итог урока. Оценки.

Д. з: карточка (текст А.Кузина “Скромность”)

Скромность.

Эти цветы не бросаются в глаза, даже прячутся, будто им претит роскошь лесных красавиц. Перед золотистыми купальницами и мраморными лилиями незабудки меркнут. Их надо искать где-нибудь у воды. Под ними синеет опрокинутое небо, а солнце играет на голубых лепестках. Их аромат теряется в настоянном на разнотравье воздухе. Похолодают ночи и росы, полиняет трава, и от воды потянет холодком, а они продолжают цвести. Только теперь начинаешь замечать, мимо чего проходил летом. Они всегда напоминают мне человека, скромность которого не позволяет рисоваться перед другим.

- Прочитайте текст.

- О какой главной особенности незабудок пишет автор?

- Спишите. Укажите род, число и падеж прилагательных.