При подготовке и проведении уроков, я руководствуюсь задачами научной организации труда учащихся:
- Максимальная экономия и эффективное использование времени;
- Создание и эффективное использование благоприятных условий труда и отдыха;
- Забота о здоровье и всестороннем развитии учащихся.
Изучению нового обычно предшествует выявлению того, насколько прочно усвоены прежде полученные знания, закрепленные навыки, сформированы умения. Словом, определяется уровень готовности к предстоящему занятию. Эта часть урока важна и в психологическом отношении. Каждый ученик, если он относится к учению добросовестно, желает испытать, проверить себя. У него имеется потребность в самовыражении и самоутверждении, что, как известно, даёт стимул, «заряд» к дальнейшей учёбе. Обычно урок начинается с опроса 3-5 учащихся, а другие являются пассивными слушателями.
Где лежит решение, позволяющее опросить как можно больше учащихся и одновременно сократить до разумного затраты времени на получение информации о готовности к изучению нового материала, способствующего наращиванию знаний, навыков и умений. Это возможно при наличии обратной связи, причём не только в процессе опроса, но и на всех других этапах учебного занятия.
Существует много различных приспособлений и средств обратной связи: планшеты, перфокарты, сигнальные карточки, технические средства обучения и т.п. Всё это позволяет учащимся проверить то или иное решение, выявить допущенную ошибку и самостоятельно исправить её. При наличии обратной связи и технических средств обучения каждый ученик, а не только учитель, может выяснить, насколько прочно усвоен материал, какие имеются недостатки, в чём их причины, каковы пути их устранения. Опрос учащихся при этом можно в целом сократить до разумного предела (12-15 минут). Эффективность же его возрастет, исчезнет пустое времяпрепровождение. На смену ему придёт активная деятельность учащихся и учителя. При наличии обратной связи интенсивность общения каждого ученика с учителем поднимается к новому уровню, когда каждый ученик и на каждом уроке может самовыразиться, самоутвердится, получить мощный импульс к дальнейшей учёбе.
Получив информацию о готовности класса к изучению нового материала, учитель организует эту работу.
Суть научной организации этой части урока состоит в том, чтобы новые знания в органической связи с ранее изученными были не только глубоко и прочно осознаны, но и закреплены, связаны с жизнью, практикой, содействовали воспитанию и формированию личности учащегося. Во многом это зависит от установки на деятельность (чёткая и ясная формулировка цели урока), разработки инструментовок отдельных задач, выбора целесообразных методов, средств и условий труда.
Для учащегося цель – это установка на деятельность, первый акт внимания, который обеспечивает избирательный характер направленности последующих психический процессов. Уяснение цели даёт воспитанникам определённое эмоциональное состояние, мобилизует их волевые усилия, зовёт к преодолению препятствий, стоящих на пути к познанию конкретного объекта. Дело в том, что все познавательные психические процессы эффективно протекают лишь при условии осознания учащимися цели деятельности.
При формулировке цели учебного труда нельзя забывать о сочетании целей обучения конкретному предмету и общих целей развития и воспитания учащихся.
Можно выделить две важные организационные проблемы этой части урока: организацию учебного материала и организацию учебной деятельности учащихся на занятиях.
Организация учебного материала – это, прежде всего задача дидактическая и методическая. Организационный аспект её состоит в том, чтобы уже в процессе подготовки по каждой теме были выделены:
а) Система понятий, закономерностей или законов, подлежащих обязательному усвоению;
б) Система фактов, аргументов, доказательств, необходимых для глубокого осмысления, понимания системы понятий и категорий;
в) Система практический действий, вырабатывающая необходимые навыки и умения для установления связи науки с практикой, жизнью, организация учебной деятельности учащихся.
Для успешной организации учения необходимо изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы, способности, отношение к делу, состояние здоровья и другое. Опору учителя в классе составит актив. Из их числа назначаются лаборанты, библиотекари, консультанты, демонстраторы и другие помощники.
В итоге в классных коллективах появляются взаимодействующие пары. Как правило, это различные по уровню развития, успеваемости и отношению к делу учащиеся, но симпатизирующие друг другу, желающие совместно работать. Активное деловое содружество между ними строится на интересе заниматься сообща.
Параллельно накапливается и опыт группового обучения учащихся. Каждая группа – это несколько взаимодействующих пар. Чем лучше взаимодействуют пары, тем активнее трудятся и соревнуются группы, эффективнее идет учебная работа.
При продуманной постановке учебного процесса никто не остается без внимания. А это заставляет каждого приобщаться к посильной совместной работе всех. То, что нередко не удаётся сделать одному учителю (побудить всех работать), удаётся коллективу класса.
Но обеспечить научной организацией труда школьников без создания благоприятных условий труда невозможно. Заметное место в условиях труда занимает санитарно-гигиенический фактор: свежий воздух, хорошее освещение, температурный режим и т.п.
Условия труда школьника – это та обстановка, в которой он трудится, овладевает знаниями, умениями. Условия труда в своей совокупности и в отдельности способны оказывать серьёзное положительное или отрицательное воздействие на организм школьника, его психику, работоспособность, а, следовательно, и на эффективность обучения и воспитания.
Важным фактором повышения уровня организации труда учащихся в системе научной организации труда является его рабочее место. Подготовленное рабочее место (справочный материал, учебники, инструменты для работы, шаблоны, средства обратной связи, памятки и т.п.) создаёт повышенное эмоциональное состояние, что в свою очередь способствует удовлетворённости трудом, формирует положительное отношение к процессу труда, снижает утомляемость.
Подсчитано, что за годы учёбы на долю одного ученика приходится 10 тысяч уроков. Гармонично организованный урок, а тем более серия уроков активизируют, стимулируют деятельность учащихся. Они берут дело учения в свои руки и трудятся, исходя из внутренних побуждений, постоянно чувствуя поддержку товарищей, а главное – учителя.