Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Все это позволяет констатировать, что начало нашего века стало точкой перехода из века энергетики в век информатики. От человека в новом веке требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетентности, а не конкретных знаний. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Школа не может остаться в стороне от этого процесса. Уже на начальном этапе обучения необходимо формировать и развивать умения получать и обрабатывать информацию с помощью компьютерной техники и ИКТ для решения учебных и практических задач.
Еще одним условием раннего изучения информатики является то, что компьютерная техника позволяет сделать учебные занятия привлекательными и по-настоящему современными, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Отправной точкой введения информатики в начальных классах в нашей школе стало участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Было рассмотрено и апробировано содержание «Информатики» во 2-4 классах. В базисном учебном плане 2004 года этот предмет рекомендовано изучать в начальной школе как модуль в курсе «Технологии» или отдельным пропедевтическим курсом за счет часов регионального или школьного компонентов (как в нашей школе), только в 3-4 классах. При этом мы используем учебно-методический комплект под редакцией А.А.Семенова.
При выполнении задач обучения информатике предлагались три варианта организации учебного процесса.
Первый вариант: бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы.
Второй вариант: организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока. Обучение проводит учитель начальных классов без деления на группы.
Третий вариант: урок информатики с делением на группы в кабинете информатики в рамках одного урока. Обучение проводится параллельно двумя учителями: учителем начальных классов и учителем информатики.
Так как в школе имеется оборудованный компьютерный класс и соответствующие педагогические кадры, мы апробировали разные технологические подходы в реализации третьего варианта:
– проведение урока по группам параллельно и одновременно учителем начальной школы и учителем информатики в кабинете информатики, с чередованием групп через 20 минут;
– проведение урока по группам параллельно учителем начальной школы и учителем информатики в разных кабинетах с чередованием групп через 20 минут;
– проведение блока уроков по группам в течение 45 минут (это было возможно в рамках эксперимента, так как объем составлял 2 недельных часа).
Все эти технологические подходы включали интегрированные уроки, где ребята получали наглядное представление о том, что компьютер – это не игровой автомат, а инструмент решения практических задач в различных областях деятельности.
Например, на интегрированном уроке «Информатики» и «Трудового обучения» мы создавали «Именную ромашку класса». Перед ребятами стояла задача оформить именной бэдж без компьютера или в среде текстового редактора с использованием таблиц и приемов форматирования текста, сравнить результаты работы и сделать вывод. А также использовать привлекательность продукта в создании «Именной ромашки» при оформлении классного уголка.
Подобный урок по теме «Гобелены и коврики» сочетал методические приемы взаимообучения в коллективном творчестве при формировании трудовых навыков и в понимании виртуальной реальности. Дети создавали виртуальные коврики и реальные гобелены.
Интегрированный урок «Русского языка» и «Информатики» по теме «Орфографический словарь» был интересен с точки зрения практического применения компьютера в изучении базового предмета – компьютер «помог» исправить орфографические ошибки в словах и, с его помощью, расположение слов в алфавитном порядке можно было выполнить за секунды.
Необходимо отметить, что наряду с индивидуальной работой при обучении, в нашей практике, применяется метод проектов. Темы проектов меняются от года к году, но есть и постоянные: «Мое имя», «Моя семья», «Каневская». Использование метода проектов помогает формировать у учащихся базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств ИКТ. Учащиеся выполняют задания, которые являются осмысленными и интересными.
Курс обучения информатике можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а этот – проекта «Мое имя».
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство содержит мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего и другие результаты проектной работы.
Сейчас мы остановились на варианте проведения урока по группам параллельно учителем начальной школы и учителем информатики в разных кабинетах с чередованием через 20 минут. Планируем и пробуем интеграцию с новыми предметами: английским языком, математикой, русским языком.
Основной задачей курса информатики в начальной школе, является формирование у учащихся понятийного аппарата, необходимого для осознания и оценки окружающей их современной информационной среды, а также получение основных навыков работы с компьютерной техникой. Мы пришли к выводу, что для этого необходимо:
1. Начинать изучение информатики с начальной школы, когда дети учатся представлять и кодировать информацию в виде информационных моделей: текста, рисунка, диаграммы, таблицы.
2. Изучение информатики организовывать в рамках параллельного и, даже в моментах обобщения знаний, совместного проведения уроков с предметами начальной школы.
3. Курс «Информатики и ИКТ», несмотря на свою кажущуюся абстрактность понятий, должен быть наполнен вполне конкретным содержанием, понятным и необходимым учащимся начальной школы.
4. Курс должен быть непрерывным на протяжении всех ступеней образования.
Большое внимание в нашей школе уделяется выполнению гигиенических требований к использованию компьютеров на уроках:
– общее время работы с компьютером, независимо от выбранного подхода, не превышает 15 минут;
– компьютерное оборудование применяется в режиме фронтальной и индивидуальной деятельности на протяжении каждого урока;
– один раз в четверть мы проводим с учащимися инструктаж по правилам поведения в компьютерном классе, для этого используем презентации по технике безопасности, созданные старшеклассниками;
– в школе приобретены кресла с регуляцией высоты посадки, для решения проблемы с подбором мебели для учащихся разных возрастов;
– занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета можно проводить по расписанию любым уроком;
– для профилактики зрительного и общего утомления на уроках регулярно применяется разработанная система физкультминуток и комплексов упражнений для глаз, которые проводятся в игровой форме.
Итак, применение компьютера в начальной школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.