Интегрированный урок (информатика + история) "Права человека: и жизнь, и слезы, и любовь"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цель:
  1. Уметь объяснить, как вы понимаете понятие «права человека».
  2. Знать, что существует несколько разновидностей прав человека и что соблюдение одних может повлечь нарушение других.
  3. Уметь объяснить значение всеобщей «Декларации прав человека».
  4. Научить искать информацию по ключевым словам.
  5. Продолжить отрабатывать навыки групповой работы.

Оборудование:

  • Фломастеры (красный, синий, зеленый)
  • Документы. (Приложение)

а) фрагмент «Декларация прав человека» Французская революция 1789 г.,

в) Всеобщая Декларация прав человека

г) «Из доклада специальной комиссии Парламентской ассамблеи совета Европы».

  • Компьютеры, проектор, экран.

Ход урока:

  • Вступительная часть.
  • Поиск информации в Интернете.
  • Работа в группах
  • Выводы.

I . Вступительная часть.

Приветствие.

Сегодня урок по теме «Права человека: и «жизнь, и слезы, и любовь».

Как вы уже знаете, борьба за права человека часто была трагической: кровавые революции, диктатуры, жертвы.

«Права человека» - это не просто идея, а «жизнь, слезы, и любовь» человека Нового времени.

Постепенно естественные права эпохи Просвещения (свобода, равенство, право на частную собственность, право на жизнь) дополнялись новыми ценностями, которые мы сейчас называем просто — права человека.

Некоторые права имеют название: «свободы», например, слова, мысли, демонстрации.

Права человека — это такие права, которые присущи нашей природе, без которых мы не можем жить, как цивилизованные люди.

 I поколение прав человека — личные и политические.

Перед вами на столах находится фрагмент исторического источника. Проанализируйте его и ответьте на вопросы.

  • Когда впервые они были законодательно закреплены?
  • Назовите личные права человека?

(Декларация прав человека, ФР, 1789г.)

И так, подведем итоги:

  • Личные права принадлежат человеку от рождения — свобода, равенства, право на жизнь, уважения, неприкосновенности жилища, тайна переписки, свобода передвижения, свобода совести, мысли, слова и д.р.
  • Политические права гражданина: принадлежат гражданам конкретного государства

— право на управление государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы.

3. Эти права обозначают красным цветом — почему?

 II поколение прав человека — это социально-экономические и культурные права.

— свобода труда, предпринимательства, право на жилище, частной собственности, семью, охрану здоровья, отдых, образование.

Чтобы выяснить II поколение прав, необходимо поработать с Конституцией РФ и ответить на следующие вопросы.

  • В каких статьях Конституции РФ указанны эти права?
  • В каких еще международных документах они закреплены? (всеобщая декларация прав человека).

Поиск информации в Интернете.

Чтобы выполнить это задание обратимся к всемирной сети Интернет. (Объяснение сопровождается резентацией).

В настоящее время всемирная сеть Интернет хранит более миллиарда информационных объектов, таких как Web-документы, файловые архивы, тематические базы данных, фото- и художественные галереи. Очевидно, что эффективность ис­пользования информационного ресурса такой сложности требует от пользователя сети определенных знаний, навыков и умении в области организации и проведения поиска информации в Интернет.

Для каждого пользователя становится актуальной задача «что и каким образом можно найти в Интернет?» Данные вопросы составляют основу понятия «информационный поиск».

1. Формализация существенных параметров поиска информации, например, путем составления списка ключевых понятий предметной области:

  • конкретизирующие термины (например, для понятия «конституция», конкретизирующим термином может оказаться «РФ»);
  • сведения о людях, которые связаны с появлением, разработкой данного по­нятия;
  • сведения о странах, местностях, населенных пунктах, связанных с данным понятием;
  • хронологические сведения.
  • Выбор информационно-поисковой системы, с помощью которой осуществляется поиск. При этом необходимо знать типы и возможности систем, а также их URL-адреса.
  • Построение запроса — выражение на языке запросов информационно-поисковой системы.
  • Проведение поиска (ввод запроса в информационно-поисковую систему; выборка документов или других объектов, осуществляемая поисковой системой, а также формирование и выдача результата пользователю).

Анализ полученных материалов пользователем. При этом следует осуществить окончательный отбор материалов, проанализировать источник информации по свойствам «достоверность», «точность».

Осуществить информационный поиск помогают:

 

 По области действия поисковые машины можно разделить на глобальные (осуществляющие поиск на многих языках без учета имени домена) и локальные (осуществляют поиск в пределах определенного домена или языка).

 Основные функции поисковых машин:

  • сбор данных о существующих в Интернете Web -сайтах;
  • формирование перечня Web -сайтов по запросу пользователя;
  • представление данных в различных формах;
  • обеспечение возможности уточнения критериев и направлений поиска данных.

III . Работа в группах.

(Полученные материалы учащиеся обсуждают в группах и от группы выступает 1 человек, высказывая мнения всех.)

Эти права обозначаются синим цветом, таким же как и флаг ООН, а честь закрепления их в международных документах.

В настоящее время созданы договора о правах человека П-р, Россия, вступив в совет Европы подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основные свободы.

Слады презентации Совета Европы

У вас есть документ — «Из доклада специальной комиссии Парламентской ассамблеи совета Европы»

Задание:

  • Прочитайте и объясните, в каких случаях имеются нарушения прав человека и
    исполнение обязанностей? (Ответ 4; 9-11; 18)
  • Какие статьи на ваш взгляд можно вести в К-РФ? (Ответ 1;8-9-0 о злоупотреблении служебными полномочиями; 10;15-0 школьном самоуправлении)
  • Проанализируйте ст. 15 Конституции РФ. (Ответ международные договоры, подписанные Рос. Считаются =Рос. Законами).

 III Поколении прав — это права народов на национальную культуру, язык, право на национальное государство, право на природные экономически чистую планету.) (зеленый цвет — самые молодые права)

Конституция РФ — II глава — личные и политические права + социально-экономические, III глава — о многонациональном составе РФ — это III поколение прав.

Итоги:

  • Что мы теперь знаем о правах?
  • Закончим тем с чего начинали — Права человека: и «жизнь, и слезы, и любовь».

IV. Вывод:

«Права»Человека» — в них «и жизнь и слезы и «любовь» — только тогда можно правильно пользоваться правами, когда они основаны на добре, и любви к людям, но нельзя говорить о правах, забывая об обязанностях. Если мы говорим «Право», то всегда подразумеваем «обязанность»! и наоборот, «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа».

1. Становление прав и свобод человека относится к XVII — XVIII векам, к началу Нового времени, к эпохе Просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав — личные и политические права, которые получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями, поэтому первое поколение прав можно обозначить красным цветом.

3. Второе поколение прав социально-экономические и культурные права, которые стали утверждаться на рубеже XIX—XX веков. Во второй половине XX века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах Организации Объединенных Наций. По аналогии с голубым флагом ООН эти права можно обозначить голубым или синим цветом.

  • К концу XX века оформилось третье поколение прав — права целых народов и наций, среди которых — право нации на самоопределение, на свой язык и культуру, а также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, этот же цвет можно присвоить третьему поколению прав.
  • Естественные права человека тесно связаны с его естественными обязанностями. Если кто-либо имеет право, значит, у кого-то другого есть обязанность. Самые главные обязанности — уважать права других людей, а также исполнять обязанности гражданина своей страны. Без этого невозможно говорить о правах человека.

6. Реальное соблюдение прав и обязанностей — не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл прав. С другой стороны, права и обязанности «конфликтуют» друг с другом.