Цели урока:
- Закрепить теоретический материал по теме “Прямоугольник. Ромб. Квадрат”.
- Совершенствовать навыки решения задач по теме.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся
Теоретическая самостоятельная работа
Заполнить таблицу, отметив знаки + (да), - (нет).
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны. | ||||
2. Все стороны равны. | ||||
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 1800. | ||||
4. Все углы прямые. | ||||
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | ||||
6. Диагонали равны. | ||||
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. |
Правильные ответы:
параллелограмм | прямоугольник | ромб | квадрат | |
1. | + | + | + | + |
2. | - | - | + | + |
3. | + | + | + | + |
4. | - | + | - | + |
5. | + | + | + | + |
6. | - | + | - | + |
7. | - | - | + | + |
Проверочный тест
Вариант 1.
1. Любой прямоугольник является:
а) ромбом; б) квадратом; в) параллелограммом; г) нет правильного ответа.
2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник - …
а) ромб; б) квадрат; в) прямоугольник; г) нет правильного ответа.
3. Ромб – это четырехугольник, в котором …
а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.
Вариант 2.
1. Любой ромб является:
а) квадратом; б) прямоугольником; в) параллелограммом; г) нет правильного ответа.
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм - …
а) ромб; б) квадрат; в) прямоугольник; г) нет правильного ответа.
3. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором …
а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;
б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов;
в) два угла прямые и две стороны равны;
г) нет правильного ответа.
Ответы к тесту:
1 вариант: 1 – в); 2 – г); 3 – б).
2 вариант: 1 – в); 2 – а); 3 – а).
Проверка домашнего задания
III. Решение задач
Решение задач на готовых чертежах (устно)
1) Рис.1. АВСD – ромб. Найти: МD + DN.
Рис.1.
2) Рис.2. АВСD – ромб. Найти: СВЕ.
Рис.2.
Ответы к задачам на готовых чертежах:
1) МD + DN = 6 см.
2) СВЕ = 150.
Решение задач у доски с краткой записью
1) Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 300 меньше другого.
Рис.3.
Решение:
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны, поэтому треугольник АОВ – прямоугольный (рис.3). Пусть в ?АОВ АВО = х, тогда ВАО = х + 300, значит АВО + ВАО = х + х + 300 = 900, и х = 300.
АВО = 300, ВАО = 600, а т.к. диагонали ромба являются биссектрисами его углов, то ВАD = 1200, АВС = 600.
Противолежащие углы в ромбе равны, тогда АDС = АВС = 600, ВСD = BAD = 1200.
Ответ: 600, 1200, 600, 1200. Рис.3.
2) Угол между диагоналями прямоугольника равен 800 . Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.
Решение:
Диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам, значит ВО = ВD/2 = АС/2 =АО и ?АОВ – равнобедренный (рис.4.), тогда ОАВ = ОВА = 500. В прямоугольнике все углы прямые, тогда ОАD = ВАD - ОАВ = 900 – 500 = 400.
Рис.4.
Ответ: 500, 400.
3) В ромбе ABCD биссектриса угла ВAC пересекает сторону ВС и диагональ BD соответственно в точках М и N. Найдите угол АNВ, если АМС = 1200 .
Решение:
В ромбе (рис.5.) противолежащие углы равны и диагонали являются биссектрисами его углов, т.е. ВАС = ВАD : 2 =ВСD : 2 = ВСА. Т.к. АМ – биссектриса ВАС, а ВАС = ВСА, то МАС = МСА : 2.
В треугольнике АМС МАС + МСА = 1800 - АМС = 1800 -1200 = 600. МАС = МСА : 2, тогда МАС = 200, ВАС = 400.
Рис.5.
В ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, треугольник АОВ – прямоугольный, АВО = 900 - ВАО = 500. Рис.5.
В треугольнике АВN BAN = МАС = 200, ABN = 500, тогда
ANB = 1800 – (200 + 500) = 1100.
Ответ: ANB = 1100.
IV. Самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой
1) В ромбе АВСD диагонали пересекаются в точке О, А = 310. Найдите углы треугольника ВОС.
Рис.6.
Решение:
а) Рис.6. А = С = 310; СО – биссектриса С, ОСВ = 15030';
б) Треугольник СОВ – прямоугольный, ВОС = 900, ОСВ = 15030', ОВС = 74030'.
Ответ: 900, 15030', 74030'.
2) В прямоугольнике АВСD О – точка пересечения диагоналей, ВН и DЕ – высоты треугольников АВО и СОD соответственно, ВОН = 600 , АН = 5 см. Найдите ОЕ.
Решение:
а) Треугольник АВО – равнобедренный (рис.7.), ВО = ОА т.к. в прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, а т.к. ВОА = 600, то ?АВО – равносторонний, поэтому высота ВН – медиана треугольника АВО, тогда ОН = 5 см.
б) Треугольник ОВН = треугольнику ОDЕ ( по стороне и двум прилежащим углам ВО = ОD, ВОН = DОЕ – вертикальные, ОВН = ОDЕ – накрест лежащие при параллельных ВН и DЕ и секущей ВD).
Рис.7.
Из равенства треугольников следует равенство сторон
ОН = ОЕ = 5 см.
Ответ: ОЕ = 5 см.
3) В ромбе АВСD угол В тупой. На стороне АD взята точка К, ВКАD. Прямые ВК и АС пересекаются в точке О, АС = 2ВК. Найдите угол АОВ.
Решение:
Рис.8.
а) Проведем АЕ АD (рис.8), тогда КВ = АЕ, АС = 2АЕ, АСЕ = 300.
б) СОВ = 600, АОВ = 1200.
Ответ: 1200.
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание:
Докажите, что биссектрисы всех четырех углов прямоугольника (не являющегося квадратом) при пересечении образуют квадрат.