Цели:
- ознакомить детей с поэзией и прозой, учить умению сравнивать, выделять главное, видеть прекрасное, читать выразительно, передавая мысли, чувства, свои эмоции;
- научить детей быть внимательными к окружающей природе, замечать, как постепенно меняются краски и звуки вокруг нас, развивать память, речь, расширять словарный запас, воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
- Грамзаписи –
- П.И.Чайковский “Времена года”,
- П.И.Чайковский “Вальс из балета “Спящая красавица””,
- “Голоса птиц”.
- Репродукции –
- И.И.Левитан “Золотая осень”.
Ход урока
Организация класса:
- К какому уроку вы приготовились?
- Какой это урок по счету?
- На урок нам нужен учебник, альбомный лист, краски, и, конечно, ваше терпение, внимание, взаимопонимание и взаимовыручка.
- Тема урока: С.А. Есенин “Закружилась листва золотая”, И.С. Соколов-Микитов “Русский лес”.
- Девиз урока: “И золотеющая осень листвою плачет на песок” (С. Есенин)
Объявление темы и цели урока.
1. Постановка задач урока:
- я хочу пригласить вас в царство Осени.
(Звучит мелодия вальса П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада
Синий сумрак - как стадо овец
За калиткою смокшего сада
Прозвенит и замрет бубенец. (С.А. Есенин)
- Когда это бывает?
1. Вступительная беседа учителя:
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу - свет. В такой час чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля. И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку - Осень. (Все вместе зовут Осень)
Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
(Под музыку входит Осень, здоровается с детьми и обращается к ним)
Осень.
Желтый цвет - мой символ. С желтых листьев деревьев начинается мое время.
Учитель.
- Ребята, а какая осень пришла к нам ранняя или поздняя?
- Верно пришла ранняя осень. Она похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацвели цветы.
Осень.
- Солнечный наряд садов, парков, лесов дали мне название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.
Работа над текстом С.Е. Есенина “Закружилась листва золотая”.
1. Вступительная беседа учителя:
- Картины природы осенью никого не оставляют быть равнодушными.
2. Актуализация опорных знаний учащихся6
Словарная работа перед чтением.
- Обратите внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. Они написаны на доске.
- Как вы их понимаете?
Слова
“Листва золотая” - преобладает желтый цвет; “розовая вода” - от листьев, которые упали на воду, отражение от деревьев; “Словно бабочек легкая стая” - сравнение (листья, плавно летящие на землю).
Чтение стихотворения учащимися разными способами:
“Жужжания”
- Прочитайте стихотворение приемом “жужжания” и скажите:
- Наблюдали ли вы как падают листья?
- Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
“Дождик”
- Прочитайте стихотворение приемом “дождик” и скажите:
- Какое настроение было у поэта, когда он писал его?
- Какие чувства он передал?
(На доске написаны чувства: любви, печали, радости, огорчения и т.д.)
- Прочитайте медленно, постарайтесь передать чувства, которые пережил поэт, увидеть картину, нарисованную поэтом и приготовьтесь к конкурсу актерского мастерства.
“Диктора”
- Чтение приемом “диктора”.
- Прочитайте строки, которые больше всего понравились вам.
- С чем поэт сравнивает листья?
Сравнение прозаического произведения Астафьева со стихами С. Есенина:
А вот как писатель Астафьев выразил эти чувства к осени прозой, с чем он сравнивает листочек: “Я подставил руку. Лист, словно учуял тепло, заиграл, зареял надо мной и недоверчивой нарядной бабочкой опустился на ладонь”
- Так с чем он сравнивает листочек?
- Послушайте и скажите, а с чем Осень сравнивает листочки?
Осень:
- Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышки багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. (говоря эти слова, разбрасывает листья).
Учитель:
- Ребята, а кто из вас знает стихи об осени, листочках?
(Дети читают стихи).
Работа по учебнику с текстом И.С. Соколова-Микитина “Русский лес”.
Учитель:
- Вы читали стихи о листочках, осени, русском лесе осенью. И сейчас мы будем читать текст И.С. Соколова-Микитина “Русский лес”.
- Читать текст будем необыкновенно по предложениям:
- Представьте себе лес осенью.
1-е предложение читают учащиеся.
- Какую картину представили?
2-е предложение.
- Какие деревья видны на фоне пожелтевшей листвы?
3-е предложение.
- Как падают листья с берез?
- Какие они были?
- А теперь приемом “День и ночь” постарайтесь представить себе в целом картину русского леса.
- Найдите и прочитайте строки созвучные со стихотворением С. Есенина.
Работа с грамзаписью:
- Об осени писали не только писатели и поэты. Я предлагаю послушать отрывок из музыкальной пьесы “Октябрь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Эпиграфом к этой пьесе взяты слова А. Толстого “Обсыпая весь наш бедный сад”.
- К какому из прочитанных стихотворений более близко содержание музыкальной пьесы П.И. Чайковского.
Учитель:
- Ребята! Тема осени близка не только писателям, поэтам и музыкантам. Не мало потрудились и художники, которые с большой любовью на своих полотнах изобразили золотую осень и смогли передать всю неповторимость красоты русской природы.
(Показ репродукции картин И.И. Левитана и И.С. Остроухова)
- Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Левитана. Она так и называется “Золотая осень”. Левитан также как и многие писатели и поэты ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
- Как вы думаете почему осень изображенную на картине художник назвал золотой?
- Какие деревья изобразил художник? (русскую березу)
- Какие краски он использовал в работе? (желтые, оранжевые, красные, лиловые, малиновые)
А вот картина русского живописца И.С. Остроухова. Она также называется “Золотая осень”. Внимательно посмотрите на нее.
- Какие краски преобладают на этом полотне? (желтые, лиловые, золотистые)
- Какие деревья изобразил художник? (клены)
Пожалуй только осенью можно оценить всю красоту таких деревьев как осина, рябина, и конечно же, клена. Волшебница-осень входит в русский лес и в лесу происходят чудеса, как в сказке. Кленовые листья висят на нитях осенней паутины. Каждый кленовый листочек на долго прощается с солнцем, поэтому и делаются золотыми. Хранят в памяти капельку солнца. Но начинается пора листопада и в лесу идет золотой дождь. Подует легкий ветерок, сорвет листочки и они словно бабочки, кружась в воздухе падают на землю, опавшие листья застилают весь лес, словно сказочный ковер.
- И мы сегодня на уроке изобразим часть этого сказочного ковра. Каждый из вас раскрасит кленовый лист и мы соберем их все вместе и посмотрим какой ковер у нас получится.
- Какие краски вы будете использовать при работе, чтобы ковер получился ярким, нарядным, красочным?
Подготовка рабочего места .
- Учебники уберите. Положите лист бумаги перед собой горизонтально. На него положите заготовку кленового листа. Откройте краски, приготовьте их к работе.
- А теперь представьте, что вы гуляете в осеннем лесу, под ногами шуршат листья и один лист вы с прогулки захотели принести домой. Нарисуйте, какой он?
(учащиеся работают под музыку)
- А рисовать вы будете под музыкальную пьесу П.И. Чайковского “Времена года”.
(После выполнения работы каждый подходит к полотну и вывешивает свой кленовый листочек)
Анализ работы.
- Посмотрите, какой замечательный ковер у нас получился. Все ли краски подобраны верно?
- Так какие же краски вы использовали? Осень, а тебе понравился наш ковер? Довольна ли ты работой наших ребят?
Подведение итогов урока.
- Какая тема урока?
- Что вам понравилось в уроке больше всего?
- С произведениями каких авторов вы познакомились?
Домашнее задание.
- Домой вам будет такое задание:
Представьте себе, что вы увидели в этом лесу радостное осеннее дерево. Сочини о нем рассказ по плану, который лежит у вас в тетради “Я и мир вокруг”. (План у каждого ребенка)
- В какое время дня ты увидел дерево?
- Где оно росло?
- Какая была погода в этот день?
- Какое у тебя было настроение?
- Какие у дерева были листочки, ветки, ствол?
- Что они тебе напоминали?
Оценивание учителем работу детей на уроке и выставление отметок.