Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий. Они родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам учебно-воспитательного процесса, как обновление того, что было в организации образовательной и воспитательной работы, как движение вперед с опорой на практический вчерашний.
Проблема включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительна по своему содержанию авторская школа Саммерхил, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Основной ее целью являлась свобода и счастье детей, а один из принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.
“Игра дело серьезное” утверждает д.п.н. С.А. Шмаков, один из самых больших знатоков игры и игрового взаимодействия. Игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества.
Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано. Поэтому современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Рассмотрим основные предпосылки применения на уроках игровых элементов, положительно влияющих на учебный процесс при изучении естественных наук, в том числе и биологии:
- Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума.
- Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. В учебном процессе ценностные ориентации личности взаимодействуют с ценностями научного познания и науки в целом.
- Не секрет - увлечение детей телевизионным бдением с мультсериалами, поэтому привлечение хорошо знакомых детям героев в биологические задачи позволяет “подать” эстетическую привлекательность науки с помощью привычных персонажей мультиков.
- В процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающий, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Игра включает все элементы учебной деятельности: учебную задачу (цель, личностно значимую для ученика, которая мотивирует изучение нового материала), учебные действия (предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и “открытие” нового знания), действия самоконтроля и самооценки (когда ребенок сам оценивает результаты собственной деятельности и осознает свое продвижение вперед). В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.
- В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
В данной работе предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6-7 классах по темам “Систематика растений”, “Отдел покрытосеменные растения”. Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6-10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
“Кто быстрей соберет кубики?”
Оборудование: четыре кубика с фотографиями или картинками 6 семейств отдела покрытосеменных растений. Суть игры в том, что за определенное время учащиеся должны собрать и вывести изображение представителей шести семейств растений, так что в последующем в каждом изменении не было ошибок: сложноцветные - одуванчик, лилейные - лилия, крестоцветные - капуста, розоцветные - шиповник, бобовые - горох, пасленовые - картофель.
“Кто определит раньше”
В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу играющих. Для команд гербарные образцы должны быть хорошо известны, поэтому предлагают только растения изученных семейств. По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.
“Покрытосеменные растения”
Игра проводится в конце изучения темы как повторение, закрепление и обобщение приобретенных знаний.
Оборудование игры:
- 10 больших карт с кармашками и названиями семейств;
- 60 маленьких карточек с названиями растений на русском и родном языках;
- 60 маленьких карточек с формулами цветков этих же семейств
- 60 чистых карточек.
Правило игры идентична с правилом игры в лото.
В игре участвуют от 2 до 10 игроков. Им раздаются большие карты.
1 вариант: учитель называет растение на родном языке, ученик у которого есть название этого семейства поднимает руку и называет русское название. Если назвал правильно кладет карточку себе в кармашек. Тот кто первым заполнит большую карту побеждает.
2 вариант: учитель называет формулу цветка. Дальше также как и в 1 варианте.
3 вариант: учитель показывает гербарный образец растения, а учащиеся называют растения, и кладут чистые карточки в соответствующей семейству кармашке.
“Что растет вокруг тебя?”
Игра проводится в конце изучения систематики цветковых растений, в то время, когда у учащихся накапливается достаточный запас знаний по признакам растений различных таксономических групп.
Оборудование игры:
- кубики с формулами цветков шести семейств;
- кубики с названиями плодов шести семейств;
- кубики с изображениями типов соцветия шести семейств;
- пирамидка с видами строения листьев.
Учащимся предлагается провести определение растений только с учетом четырех признаков: строения листа, тип соцветия, плод, формула цветка.
Класс делится на две команды. Бросая кубики, вносят в таблицу все варианты признаков.
Таблица
Строение листа | Соцветие | Плод | Формула цветка | Название растения |
С учетом существующих сочетаний признаков в последний столбик вписываются названия растений.
Выигрывает та команда, которая за определенное время (15-20 мин.) получит больше существующих сочетаний признаков и напишет названия растений с такими признаками.
Выигрыш зависит от того, кто быстрее вспомнит растения с соответствующими сочетаниями признаков.
После окончания игры проводится обсуждение полученных результатов:
- назовите семейства растений, признаки которых вы получили;
- выберите из гербарных экземпляров растения, принадлежащие к данным семействам;
- какие 1 или 2 признака растений можно заменить, чтобы получить характеристику другого семейства?
- о чем свидетельствует расхождение между семействами в 1 или 2 признаках?
- как вы думаете, возможно ли существование на Земле из всего множества семейств, растений со всеми возможными сочетаниями признаков?
Такие дидактические игры можно провести как на уроках, так и на занятиях кружка или как отдельное внеклассное мероприятие.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять “игровое” взаимодействие в диаде “учитель - ученик” достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры как будто не вносят ничего существенно нового в знании школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, создает творческое сотрудничество.
Все игры апробированы на моих уроках и на уроках биологии других учителей школ района.
Использованная литература:
- Березовская Т.В. и др. Играй! Думай…
- Волонина В.В. Мир математики / РнД. 1999.
- Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 кл. Пр. 1991.
- Каменский С.Е. К вопросу о новой парадигме образования // Наука и школа. №1-99.
- Пушкарева Ю.А. Игровые элементы на уроках как средство развития творческих способностей учащихся // Наука и школа №5-99
- Пушкарева Ю.А., Серебрякян А.Л. Использование нетрадиционных форм обучения при изучении естественно-научных предметов в гуманитарной школе. // Наука и школа, №1, 99.
- Холодная М.А. Психология интеллекта .М. 1997
- Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1978.