Данная мастерская соответствует учебной теме “ Строение животной клетки”. На этапе Индуктора используется прием метафорических аналогий между предметами и явлениями, на первый взгляд несопоставимыми. Одно из этих явлений детям хорошо знакомо по их жизненному опыту, другое - является предметом изучения в рамках учебной темы. Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и, в конечном счете, обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
Индуктор.
- Вы отправляетесь в поход, и ваша первая задача – собрать и уложить походный рюкзак.
Маршруты ваши разные, поэтому будьте внимательны, подумайте хорошенько, что понадобиться именно вам.
Группам выдаются листочки-путевки с маршрутами:
- смешанный лес;
- сплав по реке;
- горный маршрут;
- степной маршрут.
В ходе социализации на доску выписываются названия предметов, которые “положили” в свои рюкзаки наши “туристы”:
- палатка;
- рюкзак;
- аптечка;
- спички;
- посуда;
- запас еды;
- нитки, иголки;
- запасная одежда;
- радиоприемник;
- компас;
- удочки;
- очки солнцезащитные;
- спальник и т.д..
Среди предметов отмечаются одинаковые, общие для всех маршрутов (спички, аптечка, запас еды и т.д.) и специфические (очки, удочки для рыбалки и т.д.).
- А как должен быть уложен рюкзак?
- В нем не должно быть ничего лишнего.
- Но и все нужное надо взять!
- Там должно быть плотно, чтобы ничего не болталось!
- А еще, чтобы в спину ничего твердого и острого не упиралось – иначе больно будет!
- И все нужное под рукой!
Подводим итог нашего обсуждения: в рюкзаке должно быть все уложено компактно, рационально, функционально.
Вот теперь можно перейти к тому, ради чего было предложено это задание – к строению клетки. Так же компактно, рационально и функционально устроена животная клетка структурная и функциональная единица нашего организма.
- Нарисуйте, пожалуйста, клетку на альбомном листе.
Наступает этап самоконструкции. Задание выполняется каждым учеником индивидуально, с опорой на уже имеющиеся знания о клетке. После афиширования создается группо -вой “портрет” клетки на бумаге, что соответствует этапу социоконструкции. Учитывая содержание всех рисунков (один вспомнил что-то одно, другой – другое), дети создают более полный и точный рисунок. Однако на все равно возможны “белые пятна”, поэтому через 1-2 минуты после начала работы детям выдаются информационные карточки с описанием функций тех или иных органоидов, чтобы их можно было включить в создаваемый рисунок.
Информационная карточка.
Лизосома - органоид, осуществляющий внутриклеточное пищеварение. Содержит набор ферментов, расщепляющих органические вещества (более 20), активных в слабокислой среде.
Митохондрия-органоид, обеспечивающий организм энергией. Образующаяся энергия запасается в виде АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), которая является универсальным источником энергии в клетке.
Комплекс Гольджи (аппарат Гольджи) - органоид, выполняющий ряд важных функций: синтез некоторых веществ, формирование клеточной мембраны, образование лизосом, упаковка образующихся веществ (гранулы) и т.д.
Рибосома – органоид клетки, осуществляющий синтез белка.
Эндоплазматическая сеть (эндоплазматический ретикулум) – органоид, выполняющий следующие функции: синтез веществ в клетке (например, липидов), обмен, накопление и выведение из клетки ядовитых веществ, синтез гормонов. Гранулярная ЭПС имеет на мембранах рибосомы.
В процессе и после афиширования групповых работ задается вопрос всем авторам рисунков:
- Почему вы нарисовали органоиды именно такой формы? Можно ли по форме органоидов судить об их функциях? Существует ли эта взаимосвязь?
Через 1-2 минуты обсуждения становится ясно, что дефицит знаний затрудняет поиски точного ответа на вопросы – возникает необходимость информационного запроса. Тогда предлагаю детям рассмотреть в учебнике рисунок, изображающий строение клетки. Обсуждение заканчивается выводом о взаимосвязи строения и функций.
- Вернемся к нашим рюкзакам. Сравните вещи, положенные вами, с органоидами клетки и найдите аналогичные. Эта работа проходит быстро и весело. Момент “узнавания” всегда радует детей. Кроме того, на эмоциональном уровне идет закрепление знаний о функциях органоида в клетке:
- спички (источник энергии) – митохондрии;
- палатка, рюкзак – оболочка;
- продукты питания – запасные вещества и т.д.
Продолжаем подтверждать взаимосвязь строения и функций. В группы раздаются рисунки тканей без названия для определения их функций. Обычно дети быстро определяют защитную функцию тканей, клетки которых расположены плотно друг к другу и имеют правильную форму. Только после попытки самим определить функции тех или иных тканей, дети обращаются к таблице “Ткани” на доске или рисункам в учебнике, где типы тканей подписаны.
В заключении мастерской, на этапе рефлексии, мастер просит зарисовать строение клетки в тетради по памяти. Делая рисунки, дети еще раз переживут весь ход мастерской, поделятся эмоциями и впечатлениями.