Цели.
- Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов.
- Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Свинья - (символ 2007 года) , снежинки, снеговики, картинки с изображением старичка-волшебника и художницы, звукозапись музыки “ Январь” П. И. Чайковского.
Ход урока
1. Организационный момент
- Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают
предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.
3. Минутка чистописания.
- Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.
Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.
Вот помощники мои. Их как хочешь, поверни, И вот эдак, и вот так Не обидятся никак. |
Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. |
- Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.
Снег, снежинка, сугроб.
- Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
1) Правило проверки слов с безударными гласными;
2) Правило проверки слов с парными согласными;
3) Правило правописания сочетания жи.
- Пишем эти слова в тетради.
- Давайте поставим вопросы к этим словам.
- Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?
- Зима вам подарила снежинки (Рисунок 1) , которые лежат у вас на партах. Это подарок, которым нас одаривает природа зимой.
4. Путешествие в город “ Речь”
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки
будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.
- Но прежде, давайте вспомним, какой год наступил? (год свиньи) .
На пути - свинка Жозефинка (Рисунок 2) которая не пускает нас в этот город, пока не выполним ее условия.
- Первое задание, которое предлагает свинка. Дано предложение. Прочитаем хором.
Кругом лежит пушистый снег.
- В предложении нужно подчеркнуть грамматическую основу.
Предложение записываем в тетрадь, подчеркиваем грамматическую основу. У доски работает Антон. Если вы согласны с Антошей, всё он правильно подчеркнул, поднимаем снежинки.
Подлежащее – снег, сказуемое – лежит.
- С 1 заданием справились, и вот новое задание.
Даны словосочетания, началась вьюга, буквы в словах потерялись, необходимо вставить пропущенные буквы. Работаем устно.
Зимние л. са, крепкий лё. , хитрая л. са
Если согласны, поднимаем снежинки.
- Молодцы! И с этим заданием справились! И снова нас ждёт преграда.
На доске слова: вьюга, морозный, коньки.
- Какое слово лишнее? (морозный)
- Почему? Что обозначают эти слова?
- И с этим заданием справились. Итак, все препятствия преодолели, и мы очутились в волшебном городе “ Речь”. Вот и первый житель этой страны. Здесь живёт маленький седобородый старичок- волшебник (Рисунок 3)
- Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.
- Ребята, назовите предметы.
- Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?
(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.
А на вопрос что? отвечают все остальные предметы. )
- Волшебник спрятался в загадках, найдём его.
В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?
Одноглазая старушка.
Узоры вышивает (иголка) .Через горы напрямик
Скачет белый воротник (заяц)В Полотняной стране
По реке Простыне.
Плывёт пароход
То назад, то вперёд (утюг)Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной (ёж) .Домовитая хозяйка.
Пролетает над лужком.
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком (пчела)Из горячего колодца
Через нос водица льётся (чайник)Кто? заяц
ёж
пчела
Что? иголка
утюг
чайник
- Что обозначают все эти слова? (предметы) .
К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.
Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.
- И вот нас встречает 2 житель этого города. Это весёлая художница (Рисунок 4) . Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, всё преображается. Каждый предмет становится особенным.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие
Какая? Какое? Какие?
- Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)
- Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.
- Сейчас я буду читать отрывки из стихов, а вы выпишите слова, которые обозначают признаки предметов. Слова записываем с красной строки, через запятую.
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-зима. Белоснежная лебёдка Здравствуй, зимушка-зима. |
В зимний день хороший Снег пушистый кружится. Снежная пороша Нас зовёт на улицу. |
- Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.
(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)
- Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного.
-Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)
- На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)
- Для чего нужны эти слова?
- Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.
Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.
- Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.
Открыли глазки.
- Посмотрите, какая чудесная картина. (рисунок 5)
Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.
- Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)
7. Работа по карточкам.
- Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.
Карточка 1 метели, замели, Снежные, тропы, лесные. |
Карточка 2 деревья, серебристым, Мороз, инеем, осыпал. |
- Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.
- Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.
- Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.
- Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)
- Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.
8. Итог.
- Над какими словами мы сегодня работали на уроке?
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?
- Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.
- Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.
- Да здесь, какие красивые снеговики! (Рисунок 6)
За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.
9. Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.