Применение информационных технологий на уроках физики

Разделы: Физика


Цели урока:

  • обучающая: познакомить с решением задач, в которых рассматривается движение тел по наклонной плоскости; определить, экспериментально, как связано ускорение тела с углом наклона плоскости.
  • развивающая: научить исследованию, умению анализировать и обобщать результаты исследования с помощью компьютерных технологий.
  • воспитывающая: привлечь к активной деятельности самостоятельной работы; развитие интереса к предмету.

Оборудование к уроку: компьютеры, телевизор (подключённый к компьютеру), программное обеспечение “Живая физика”.

Ход урока

1. Организационный этап.

Урок проводится в компьютерном кабинете. В работе используется компьютерная программа “Живая физика”.

Класс делится на две группы: 1-я садится за столы, 2-я – за компьютеры. Напоминание о правилах техники безопасности в компьютерном кабинете.

Сегодня на уроке мы познакомимся с методом решения задач, в которых рассматривается движение тел по наклонной плоскости и с помощью компьютерной программы “Живая физика” экспериментально определим, как связано ускорение тела с углом наклона плоскости.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Цель урока познакомиться с решением задач, в которых рассматривается движение тел по наклонной плоскости; определить, экспериментально, как связано ускорение тела с углом наклона плоскости.

Вопросы к учащимся.

- Какие силы действуют на тело?

- Как эти силы направлены?

- Как будут располагаться вектора этих сил в таких ситуациях: сани скатываются с горы; лыжник поднимается по склону или автомобиль пытается въехать на крутую гору?

4. Этап усвоения новых знаний.

Задача: по наклонной плоскости с углом наклона , движется брусок массой m. Коэффициент трения бруска о плоскость . Найдите ускорение а бруска.

Решение.

На брусок действуют три силы: сила трения , сила реакции опоры , сила тяжести m. Эти силы сообщают ускорение бруску, направленное вдоль плоскости вниз. Направим оси координат X и Y, так как показано на рисунке.

Запишем второй закон Ньютона в векторном виде:

m= + m+

Для записи в скалярной форме, найдем проекции векторов на оси X и Y:

ОХ: ma = mg sin- Fтр (1)

ОY: 0 = N – mg cos (2)

Сила трения равна N ( Fтр =N). С учётом равенства (2) выражение для силы трения можно записать в виде:

Fтр =mg cos.

Из (1) уравнения находим ускорение тела:

a = = g (sin - cos),

a = g (sin - cos) (3).

Из уравнения видно, что ускорение а меньше, чем g.

Таким образом, наклонные плоскости и используются на практике как устройства, позволяющие как бы “уменьшить” g при движении вверх или вниз.

5. Этап закрепления новых знаний (экспериментальный).

а) Следующий этап работы экспериментально убедиться в данном (3) выводе.

1-ая группа, сидящая за столами отвечает на вопросы теста (приложение № 1), 2-ая группа сидящая за компьютерами работает с экспериментальной картинкой (приложение № 2). В работе используется компьютерная программа “Живая физика”.

Экспериментальное задание:

1) исследовать зависимость ускорения тела от угла наклона плоскости. (Приложение 1, рисунок 1)

Данные записать в таблицу.

№ опыта 1 2 3
Угол      
Ускорение а      

2) исследовать, зависит ли и как скорость движения бруска вниз от материала, из которого состоит сам брусок и наклонная плоскость.

(Приложение 1, рисунок 2).

Данные записать в таблицу.

№ опыта   1 2 3
Материал брусок      
плоскость      
Скорость v        

б) После выполнения заданий, группы учащихся меняются местами: 1-я садится за компьютеры и работает с экспериментальной картинкой, выполняя те же задания; 2-я - за столы выполнять задания теста.

6. Этап анализа экспериментального задания и урока учащимися и учителем.

По окончании выполнения экспериментального задания всем классом делается вывод на основе данных компьютерного эксперимента: при малых углах наклона плоскости к горизонту, находящееся на плоскости тело неподвижно, а при больших – тело движется ускоренно; скорость бруска по наклонной плоскости зависит от материала, из которого состоит сам брусок и наклонная плоскость.

На доске показаны ответы теста.

7. Этап информации о домашнем задании.