План
- Введение. История вопроса.
- Типология.
- Суть метода.
- Этапы работы над проектом.
- Выбор темы.
- A Question Poster.
- Мозговой штурм.
- Предварительное обсуждение проекта.
- Оформление.
- Заключение.
1. Введение. История вопроса.
Метод проектов возник в начале XX века, когда философы и педагоги начали искать способы развития активного мышления ребенка. Была поставлена задача научить не только запоминать и воспроизводить, но и применить в школе знания на практике для решения жизненных проблем. Для этого обратились к совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы.
В России тенденция была сформирована в контексте программы перестройки образования. Она объединила направления: гуманитарно-художественное и научно-техническое.
2. Типология.
Можно выделить:
Монопроекты, которые осуществляются в рамках одного предмета (влияние музыки на человеческий организм) и межпредметные (правильный образ жизни). Они могут быть школьными, межшкольные, региональные и даже международными. В них очень важна координация действий учителей.
Личностные (обзор увлечений класса, предпочтения в еде): парные, групповые. Работая с ними необходимо учитывать количество участников, характер их контактов, организацию соревнований между ними.
Они могут быть исследовательскими (влияние вредных привычек на здоровье человека), творческими (создание игровых шоу, дизайн футболок), информационными (сбор информации по интересующим вопросам).
3. Суть метода.
Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться этого надо научить детей самостоятельно мыслить. Решать практические задачи, привлекая знания из разных областей, и прогнозировать результат.
Работая над проектом школьник применяет навыки из разных школьных дисциплин: планирует, изобретает, исполняет и оформляет свою работу. Такая работа дает возможность школьникам проявить самостоятельность в планировании и организации своей деятельности в различных областях знаний и формирует у них совершенно новый тип мышления - интегративное мышление.
4. Этапы работы над проектом.
4.1. Выбор темы.
В основе лежит проблема. Ее выбор обусловлен в первую очередь позицией учащихся в плане приобретения ими знаний, умений и изменений к лучшему в структуре личности. Обязательно нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, планировать общекультурное и личностное развитие участников проекта.
4.2. A Question Poster.
Следующий этап это определение ситуаций по выбранной проблеме.
На стенд в классе можно повесить большой лист бумаги. В середине листа большой круг и написана тема проекта.
Из этого круга проведено много линий-лучей. На одном из них в качестве образца написан один вопрос. С классом учитель выясняет, какие вопросы есть у учащихся, чтобы они хотели узнать по этой теме. Учащиеся записывают их на лучиках. Вопросы могут поступать и на родном языке. Учитель помогает записать их на английском. В результате этой работы определяется круг ситуаций, которые интересны учащимся и над которыми они будут работать.
4.3. Мозговой штурм.
Далее участники проекта делятся на несколько групп. Каждая группа будет работать только над одной гипотезой. Очень полезен на этом этапе мозговой штурм, когда школьники вырабатывают способы обсуждения, обосновывания, находят методы проверки гипотезы, подбирают аргументы за и против. Каждый участник группы, работая по заданному плану, разыскивает факты по нужной теме.
Учитель координирует их действия так, чтобы они сами пытались найти ответы в книгах, интернете, расспрашивали родителей, учителей других предметов, друзей. Подобранный ими материал часто противоречив и способствует развитию критического мышления.
4.4. Предварительное обсуждение проекта.
Далее учитель предлагает учащимся записать ответы на простом английском на бумаге. Как правило, это небольшие тексты. Но чрезвычайно важно на этом этапе научить их правильно строить высказывания, ясно излагать мысли, предвидеть контраргументы и приготовиться отвечать на них, правильно используя готовые клише. Происходит обсуждение этих записей. В результате такого обсуждения иногда появляются новые мысли, которые требуют доработки, открываются новые горизонты для развития личности.
4.5. Оформление.
В конце весь письменный материал (тексты, рисунки, графики, чертежи) собирается, выстраивается в логическом порядке, оформляется в соответствии с содержанием. Это может быть альбом-сборник текстов, сценарий, коллаж, выставка, презентация, научно-практическая конференция.
5. Заключение.
В заключение нужно сказать что эта методика требует применение английского языка в реальных условиях, способствует внедрению коммуникативного обучения. Дети учатся свободно говорить о том, о чем они думают, выражать собственные идеи настолько хорошо, насколько позволяет им их уровень владения языком. Интерес, появившийся в результате работы, мотивирует их к изучению английского языка и создает хорошую языковую базу.