Конспект урока технологии с элементами Дальтон - технологии. Тема урока: "Русская народная живопись XVII—XX веков. Приемы росписи"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Раздел: “Технология изготовления изделий с художественной росписью”.

Тема: “Русская народная живопись XVII–XX в.в. Приемы росписи”.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лаборатория.

Форма урока: урок творчества.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с художественными росписями Северной и Борецкой школы,
    • обучить приемам росписи масляными красками.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса,
    • совершенствовать навыки культуры труда,
    • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
  • Воспитательные:
    • продолжить воспитание аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия
    • способствовать профессиональному самоопределению.

Интеграция: история, МХК, изобразительное искусство.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • слайды “Русская народная живопись ХVII–XlX в.в.”,
  • технологическая карта “Изготовление декоративной тарелки с росписью”,
  • палитры, краски масляные, кисти беличьи №3, №1, мастихины, форма (фартуки, нарукавники), корзины, салфетки, масло, тарелки (фарфор), шлифовальная бумага.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Формулировка темы. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с народным искусством, узнаете историю одного из видов декоративно-прикладного творчества – художественной росписи, и самое главное – научитесь основным приемам масляной живописи.
Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою фантазию и воображение, сделать красивое изделие и продемонстрировать его.

III. Активизация знаний учащихся по теме урока.

Слово учителя. Есть в русском языке красивое слово “оберег”. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова:

  • Беречь
  • Бережет
  • Оберегает

На доске русские пословицы и поговорки со словом “бережёт”.

– Объясните, как вы их понимаете.

  • Бережёного и бог бережет.
  • Берегись бед, пока их нет.
  • Береженая посуда два века стоит.

Что, по-вашему, обозначает слово “оберег”?

1V. Формирование новых знаний.

Звучит музыка. На экране слайды с изображением русской природы.

– Русское народное искусство богато своими жанрами. Но особое место в них занимают народные росписи. Росписью украшали все, что было сделано из дерева. А что же делали из дерева? Все! Дома, мебель, посуда, игрушки… Давайте войдем в мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама!

Демонстрация слайдов “История русской народной живописи” с комментариями.

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что же объединяет все увиденные вами рисунки, изображения на предметах русского быта?

– Изображение сказочной птицы… Изображение этой птицы вдохновляет не только художников, но и музыкантов, поэтов …

Демонстрируется репродукция с картины В. Васнецова “Сирин”, звучит музыка Мисос “Сирены”, поэтические строки:

...А по небу плыла птица Сирин
В золотом подвенечном наряде.
Пела голосом чародейским,
Да из райского сада яблоко
В птичьих лапах держала цепко.

– Сирин – образ необыкновенной чудо-птицы, веками формировался в сознании людей.
На Руси всем чудо-птицам от древне-славянской птицы Сирин до русской жар-птицы отводилась особая роль оберегов-покровителей.
Птицу Сирин изображали на предметах быта. Мифологических птиц дарили друг-другу как обереги в знак добрососедства. Они выступают, как особые символы, верха, неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, жизни…
Но немного позже в русском фольклоре Сирин стала символом и оберегом домашнего очага, добра, счастья. Знаете ли вы легенды, сказки, предания об этой птице?

(Сообщения учащихся)

– Благодарю за сообщения, прошу перейти к практической части.

V. Применение знаний, формирование умений.

1. Инструктаж по технике безопасности, правила работы масляными красками.
2. Демонстрация основных приемов масляной живописи: мазок, двухцветный мазок, лессировка.
3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте. (Приложение №1)
4. Работа с картой индивидуального маршрута. (Приложение №2)

Карта индивидуального маршрута представляет собой таблицу с вариантами практического задания. Задания разного уровня и учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант задания. В конце урока в последнем столбце результат проставляется учителем или, в зависимости от целей урока, самими учащимися.

Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса.

VI. Контроль и рефлексия.

Выставка практических работ.

Учащиеся представляют работу, объясняют порядок работы, подбор цвета, технику рисунка, объясняют, что символизирует их птица. Самооценка учащихся. Анализ, комментарий учителя к каждой работе.

VII. Подведение итогов.

– Ответьте на вопросы:

  • Какие средства вы использовали при росписи тарелки?
  • Где может найти практическое применение ваша работа?
  • Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?

VIII. Домашнее задание.

– Найдите в словаре значение слова “адгезия”, которое нам понадобится при изучении темы следующего урока.
Среди огромного количества профессий есть профессия художника декоративной росписи, возможно, сегодня кто-то из вас сделал первый шаг к ней.
Мне с вами было очень приятно работать. Пусть ваша волшебная птица принесет вам удачу. Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет мир”. Спасибо за урок.