Раздел: “Технология изготовления изделий с художественной росписью”.
Тема: “Русская народная живопись XVII–XX в.в. Приемы росписи”.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-лаборатория.
Форма урока: урок творчества.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с художественными росписями Северной и Борецкой школы,
- обучить приемам росписи масляными красками.
- Развивающие:
- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса,
- совершенствовать навыки культуры труда,
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Воспитательные:
- продолжить воспитание аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия
- способствовать профессиональному самоопределению.
Интеграция: история, МХК, изобразительное искусство.
Оборудование:
- компьютер,
- магнитофон,
- слайды “Русская народная живопись ХVII–XlX в.в.”,
- технологическая карта “Изготовление декоративной тарелки с росписью”,
- палитры, краски масляные, кисти беличьи №3, №1, мастихины, форма (фартуки, нарукавники), корзины, салфетки, масло, тарелки (фарфор), шлифовальная бумага.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Формулировка темы. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с народным
искусством, узнаете историю одного из видов
декоративно-прикладного творчества –
художественной росписи, и самое главное –
научитесь основным приемам масляной живописи.
Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою
фантазию и воображение, сделать красивое изделие
и продемонстрировать его.
III. Активизация знаний учащихся по теме урока.
Слово учителя. Есть в русском языке красивое слово “оберег”. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова:
- Беречь
- Бережет
- Оберегает
На доске русские пословицы и поговорки со словом “бережёт”.
– Объясните, как вы их понимаете.
- Бережёного и бог бережет.
- Берегись бед, пока их нет.
- Береженая посуда два века стоит.
Что, по-вашему, обозначает слово “оберег”?
1V. Формирование новых знаний.
Звучит музыка. На экране слайды с изображением русской природы.
– Русское народное искусство богато своими жанрами. Но особое место в них занимают народные росписи. Росписью украшали все, что было сделано из дерева. А что же делали из дерева? Все! Дома, мебель, посуда, игрушки… Давайте войдем в мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама!
Демонстрация слайдов “История русской народной живописи” с комментариями.
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что же объединяет все увиденные вами рисунки, изображения на предметах русского быта?
– Изображение сказочной птицы… Изображение этой птицы вдохновляет не только художников, но и музыкантов, поэтов …
Демонстрируется репродукция с картины В. Васнецова “Сирин”, звучит музыка Мисос “Сирены”, поэтические строки:
...А по небу плыла птица Сирин
В золотом подвенечном наряде.
Пела голосом чародейским,
Да из райского сада яблоко
В птичьих лапах держала цепко.
– Сирин – образ необыкновенной чудо-птицы,
веками формировался в сознании людей.
На Руси всем чудо-птицам от древне-славянской
птицы Сирин до русской жар-птицы отводилась
особая роль оберегов-покровителей.
Птицу Сирин изображали на предметах быта.
Мифологических птиц дарили друг-другу как
обереги в знак добрососедства. Они выступают, как
особые символы, верха, неба, солнца, грома, ветра,
облака, свободы, роста, жизни…
Но немного позже в русском фольклоре Сирин стала
символом и оберегом домашнего очага, добра,
счастья. Знаете ли вы легенды, сказки, предания об
этой птице?
(Сообщения учащихся)
– Благодарю за сообщения, прошу перейти к практической части.
V. Применение знаний, формирование умений.
1. Инструктаж по технике безопасности, правила
работы масляными красками.
2. Демонстрация основных приемов масляной
живописи: мазок, двухцветный мазок, лессировка.
3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение
практического задания по технологической карте. (Приложение №1)
4. Работа с картой индивидуального маршрута. (Приложение №2)
Карта индивидуального маршрута представляет собой таблицу с вариантами практического задания. Задания разного уровня и учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант задания. В конце урока в последнем столбце результат проставляется учителем или, в зависимости от целей урока, самими учащимися.
Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса.
VI. Контроль и рефлексия.
Выставка практических работ.
Учащиеся представляют работу, объясняют порядок работы, подбор цвета, технику рисунка, объясняют, что символизирует их птица. Самооценка учащихся. Анализ, комментарий учителя к каждой работе.
VII. Подведение итогов.
– Ответьте на вопросы:
- Какие средства вы использовали при росписи тарелки?
- Где может найти практическое применение ваша работа?
- Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?
VIII. Домашнее задание.
– Найдите в словаре значение слова “адгезия”,
которое нам понадобится при изучении темы
следующего урока.
Среди огромного количества профессий есть
профессия художника декоративной росписи,
возможно, сегодня кто-то из вас сделал первый шаг
к ней.
Мне с вами было очень приятно работать. Пусть
ваша волшебная птица принесет вам удачу. Умейте
видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как
сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет
мир”. Спасибо за урок.