Урок литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: М. Ю. Лермонтов “На севере диком…”. Противопоставление в произведении. Основной мотив.

Цели:

  • Познакомить с личностью поэта. Подчеркнуть необычность судьбы М. Ю. Лермонтова.
  • Увлечь красотой его поэтического таланта.
  • Учить выделять главную мысль (основной мотив) лирического произведения.
  • Развивать речь учеников, умение участвовать в эвристической беседе.
  • Воспитывать чувство сопереживания лирическому герою.

Задание к уроку:

  • наизусть стихотворение С. Есенина “Береза”,
  • наизусть отрывки из стихотворений М. Ю. Лермонтова,
  • *творческое задание (написать стихотворение о природе).

Оформление: портрет М. Ю. Лермонтова, репродукция картины И. И. Шишкина “На севере диком…”.

Средства обучения: сборник стихов М. Ю. Лермонтова, в уроке используется музыка Нестерова “Лучина”, отрывок из 2 концерта С. В. Рахманинова, Вангелиса “Морская малышка”.

Словарь: антитеза, риза.

Эпиграф конца урока:

… Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей.

М.Ю. Лермонтов

ХОД УРОКА

– И вновь перед нами книга. Сотня, другая белых страниц с черными значками – буквами. Открыв её, мы снова попадаем в волшебный мир Литературии. Он поистине волшебный мир, потому что одновременно есть, и в то же время – нет. Есть для тех, кто хочет его увидеть.
Мы вступаем в мир Лирики.
К уроку вы приготовили наизусть стихотворение С. Есенина “Береза”. На уроке – концерте у каждого будет возможность рассказать его. Сейчас сыграем в игру “Поймай взгляд”. На кого я посмотрю, тот и будет рассказывать.

Под музыку Нестерова “Лучина” дети читают стихотворение.

– Вы меня порадовали красивым, выразительным чтением стихотворения.

– О чем это произведение?

– Да, здесь описываются картины природы.

– К какому роду литературы относится это стихотворение?

– Какие другие произведения из пейзажной лирики вы знаете?

– Что такое лирика? (Род литературы)

– Какие произведения называют лирическими? (Те, в которых выражаются мысли, чувства автора)

– Музыка, лирика – это созвучные понятия. Как вы думаете почему?

– Слово лирика произошло от слова лира. Лира – древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи (показать рисунок). Может поэтому в каждом стихотворении слышится своя музыка.
Композитор выражает свои чувства, переживания с помощью музыки, художник – рисунком, а писатель, поэт рисует словом. Музыка, живопись, поэзия – это всё виды искусства и нужны для раскрытия душевной красоты человека.

– Какое настроение в стихотворении С. Есенина? (Радость, светлое восприятие мира.)

– Какая музыка слышится? (Спокойная, воздушная, красивая, плавная.)

– Как передает настроение художник? (Художник использует светлые оттенки краски.)

– Какие силы побеждают в этом стихотворении? (Силы величия, доброты, красоты.)

– Действительно, радость и светлое восприятие мира присутствует в стихотворении С. Есенина.

– Какие вы сочинили стихотворения о природе? (Творческие работы детей.)

– Сегодня мы познакомимся с поэтом М. Ю. Лермонтовым и его замечательным произведением “На севере диком …”. Выделим основной мотив. Познакомимся с новыми понятиями.
Вначале о поэте. Приготовьтесь ответить на вопрос, что необычного было в судьбе и облике М. Ю. Лермонтова.

Учитель и несколько приготовленных учеников рассказывают о поэте под музыку Вангелиса.

“В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание, приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для многих загадкой. Глаза эти с длинными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на тех, кто был симпатичен Лермонтову. Но во время вспышек гнева они были ужасны.”

– Лермонтов прожил короткую интересную жизнь (26 лет). Пронес через все своё существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.
Ещё будучи совсем ребенком, в 11 лет, он написал более 60 стихотворений.
Преподаватель Московского университета Зиновьев так говорит о своём ученике: “Миша учился прекрасно, особенные успехи оказывал в русской словесности. Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы”
Многое интересует уже студента Лермонтова: новейшие течения в науке, игра актёров в Московских театрах, стихи А.С.Пушкина, а также разнообразное чтение. Глубокие знания ему дают книги”

– Что необычного было в судьбе и облике поэта? (Рано писал стихи, многим интересуется)

– Какой он? (Обаятельный, умный, любознательный, талантливый). Именно такой человек мог написать десятки лучших своих произведений.

Давайте познакомимся с одним из лучших стихотворений М. Ю. Лермонтова “На севере диком …”

Ученица читает наизусть стихотворение под музыку С. В. Рахманинова.

– Какая музыка сопровождает стихотворение? (Спокойная, грустная)

– Какое настроение передаёт музыка, стихотворение?

– В чём сходство со стихотворением С. Есенина?

– В чём различие?

– Да, стихотворение М. Ю. Лермонтова тоже относится к пейзажной лирике, т. к. описывает картины природы. Разные – по настроению, выраженного в произведении.
Попробуем определить основной мотив произведения.
Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы карандашом сделайте пометки для выразительного чтения. Найдите слова, которые помогают выбрать темп чтения, показывают настроение.

– Как надо читать стихотворение?

– Какие слова помогают выбрать темп чтения?

– Одинаково ли читаются части этого произведения?

Выразительное чтение стихотворения несколькими учениками.

– Какие картины можно представить, читая это стихотворение?

– Сколько картин можно нарисовать? (Голая вершина с одинокой сосной и сон – мечта о далёкой южной стране и грустной пальме).

– Знаменитого художника И. И. Шишкина взволновало это стихотворение, и он пишет картину “На севере диком …”. Здесь он изображает только сосну, почему нет грустной пальмы? (Сон – мечта о пальме – это переживания, это внутреннее состояние сосны).

– С помощью, каких красок передаётся настроение? (Тёмные)

– Какое настроение? (Грустное)

В этом стихотворении есть противопоставленные образы. Найдём их.

Север дикий – пустыня далёкая.
Снег сыпучий – солнца восход

– Такое противопоставление называется антитезой.

Антитеза – резкое противопоставление образов и понятий.

Игра “Попробуй, подбери”

– Попробуйте подобрать противоположные по смыслу слова. (Лёд – пламя, холод – зной, солнце – луна, день – ночь, молодость – старость, радость – печаль)

  • Как называются такие слова? (антонимы)
  • Как в литературе называются противопоставленные образы? (Антитеза)
  • Как вы представляете себе такой образ

“…И снегом сыпучим
Одета как ризой, она”

  • Одета “с ног до головы” торжественно, красиво. Риза – одежда священника при богослужении.
  • С кем можно сравнить сосну? (С невестой, только ей не с кем поделиться своей красотой)
  • Какие однокоренные слова звучат в стихотворении? (Одинока, одна)
  • Почему сосне сниться прекрасная пальма? Обратите внимание на слово подсказку в изображении прекрасной пальмы. (Пальма тоже одна)
  • Какая главная тема (или в литературе говорят, каков мотив) звучит в произведении?

На доске: Тема ? в произведении М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” (Одиночества)

– Сосне сниться сон – это вымысел автора. Сосну, он делает существом, которое может мыслить, чувствовать.

– Как называется этот литературный приём? (Олицетворение)

– Сосна, мечтающая о далёкой пальме, выражает чувства автора, его настроение, переживания. Сосна – лирический герой произведения.

– Что вы можете сказать об авторе произведения?

– Автор одинок, переживает самые трудные моменты в жизни. Стихотворение написано в год гибели поэта в 1841 году.

– Скажите, когда человек бывает одинок?

– Что такое одиночество?

– Как спасти человека от одиночества?

– Как не быть одиноким?

– На протяжении многих лет школьной жизни вы будете заглядывать в мир Лирики. И вновь вам попадутся произведения Лермонтова. Вслушайтесь в них, вдумайтесь в них, попробуйте узнать уже знакомого и незнакомого Лермонтова.

…Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…

– писал 17-летний поэт.

– Сегодня мы зрители торжества творчества М. Ю. Лермонтова.

Несколько учащихся читают наизусть строки из стихотворений М. Ю. Лермонтова.

– Все эти и другие произведения вы можете прочитать в сборнике произведений М. Ю. Лермонтова.

– Какой пунктуационный знак вы поставили бы в конце урока и почему?