Каждый человек, пройдя определённый этап жизни, пытается анализировать его. Мне кажется это очень важно. Ведь каждый этап – это определённая ступень, чтобы подняться выше в своих целях, умениях, нужно постараться оценить, что ты приобрёл ранее. Анализ ошибок и успехов, постановка задач на будущее вот то, что помогает в жизни и работе.
Я составила список методов, которые использую в своей работе. Из них выделила в отдельную группу, которые кажутся мне, наиболее результативны на этом этапе моей работы:
- разработка и реализация учебно-воспитательных проектов;
- проблемные вопросы, задания, ситуации;
- тренинговые задания;
- задания (в том числе домашние) требующие творческого подхода (сочинения, стихи, сказки, модели);
- интересное оформление домашнего задания;
- работа по индивидуальной программе;
- составление плана, работа по плану;
- логические задания и задачи;
- рефлексивное рассуждение.
Методы эти очень интересны учителю в своём использовании. А это очень важно – учителю должно быть интересно работать! “…Тогда с удовольствием учатся, когда с удовольствием учат”!
Интерес учителя к процессу обучения, к индивидуальному успеху каждого ученика – один из серьёзных мотивов обучения. Может быть, стоит его добавить к важнейшим: убеждения, формирование интереса и стремления?
Мотивацию сложно тренировать, ей сложно научиться и научить. Её можно стимулировать и развивать. Мотив – это повод, побудительная причина поступков и деятельности, связанная с удовлетворением потребностей. Это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение). В качестве мотивов могут выступать: идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Но за всем этим всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии. Учитель может изучить мотивы учащихся к обучению: по характеру его вопросов и ответов, степени выполнения учебных задач, отношению к оценкам, характеру поведения после урока и перемене, эмоциональным реакциям, качеством выполнения домашнего задания. А самое главное – по горящим глазам!
Но стоит чётко различать, что могут быть мотивы долга и ответственности, самоопределения, благополучия, престижа, избежания неприятностей, личного интереса. И не могут все дети проявлять одинаковые мотивы на нашем уроке. Дадим им право самим определять и развивать свой интерес и труд. Как часто учитель диктует “условия игры” в обучении, нарушая фундамент учебного процесса. В обучении и воспитании участвуют две группы – взрослые (учителя, воспитатели, психологи, родители и т.д.) и дети. Это сотрудничество! Это диалог! Это совместный труд! Преодолеть трудности, сделать любое дело вместе всегда легче.
Наиболее значимо для любого, а особенно для ребёнка то, что он делает сам. А умный наставник оценит любой труд ребёнка и поможет ему. А помогать нужно не только в формировании мотивации, приобретению знаний, но как организовать свой труд, сформировать ОУ и исследовательские навыки работы. Любого взрослого на новом месте работы знакомят с особенностями рабочего распорядка, правилами и методами и т.п. А ребёнок? Школа, класс – его первое место работы, работы очень сложной. Мы обязаны научить выполнять его эту работу:
- как организовать рабочее место;
- сформировать учебно-организационные, речевые, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные умения;
- научить тренировать свою память;
- закалять волю;
- работать над рефератом, выполнять творческую и исследовательскую работу;
- уметь выступать публично, не бояться высказывать своё мнение и доказывать его.
В этом году я работаю пор методической теме “Личностно-ориентированный подход в обучении”. Изучить и реализовать эту тему не возможно без использования методов формирования творческо-исследовательских навыков у обучающихся.
Начну с этимологии двух понятий. (Словарь Ожегова).
Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Исследовать – подвергать научному изучению, осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.
Творчество в школе обязательно присутствует, ведь ребята открывают для себя новые знания. А учителя можно сравнить с актёром, который на каждом уроке строит работу свою и детей по определённому сценарию. Только вот результат работы актёра зависит от него самого и тех, кто рядом с ним на сцене. Зрители – пассивные наблюдатели, хотя и выражают определённые эмоции.
А результат учебного “сценария” зависит от всех участников процесса – учителя и детей.
Главный метод творчества – придумай, открой, создай.
Я очень люблю, когда дети задают вопросы, сомневаются, пытаются строить гипотезы. Потому на уроках и во внеурочной работе привлекаю ребят к исследовательской работе. Я учусь сама в этом направлении. Мне оно представляется интересным. Особенно научно-исследовательская работа учащихся. Её можно разделить на этапы:
- Подготовка к исследованию (игра-исследование, тренировочные исследования).
- Самостоятельные исследования.
Тренировочные исследования различны и могут решать разнообразные задачи:
- Научить выбирать тему;
- Ставить, определять цель исследования;
- Прогнозировать промежуточный результат;
- Определить источники информации;
- Как собирать и фиксировать информацию;
- Правильно обобщать информацию и представить её другим;
- Приготовиться к выступлению;
- Правильно обсудить доклад и выступление;
- И т.д.
Чаще на этом этапе исследовательская работа учащихся заканчивается. Казалось бы – целью исследовательской работы являются самостоятельные исследования, но это не всегда так.
На первом этапе учащиеся вместе с навыками исследовательской работы развивают и обще-учебные. Это также очень важно. Продолжат научно-исследовательскую работу те ученики, у кого это совпадает с их личными образовательными целями.
Предметные цели должны уступать общепедагогическим – научить ученика выстраивать собственную образовательную траекторию образования. Ученик имеет право на осознанный, согласованный с учителем, выбор компонентов образования: смысла, целей, задач, темпа, форм, методов, личностного содержания, системы контроля и оценки.
На первом этапе исследовательской деятельности можно привлечь весь класс. Учитель-консультант. Но выполнять исследование личное дело каждого. Это индивидуальный, личный творческий продукт учащегося.
Начнём с первых шагов: как выбрать тему. Это не сложно, если знаешь, что тебя интересует в данный момент больше всего. Если нельзя сразу понять, можно задать вопросы:
- Что мне интересно сейчас больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я люблю заниматься?
- Что из изученного материала хотелось бы узнать более глубоко? А может быть, что-то проверить.
Помогает не только учитель, но и друзья, родители, одноклассники. Также при выборе темы можно учитывать два критерия:
- субъективный – тема интересна исследователю;
- объективный – тема мало изучена, реально выполнима.
Далее определяем цель исследования – отвечаем на вопрос: “Зачем мы его проводим?”
После формулируем задачи. Они уточняют цель, описывают основные “шаги” в направлении достижения цели.
Для старшеклассников существует этап: по литературе узнать степень изученности темы.
Затем необходимо выбрать и если нужно освоить методы для решения задач. Можно составить календарный план исследования, иногда составляется программа исследования.
И вот наступил главный момент – исследование по теме согласно выбранной методике.
Обязательное условие – анализ результатов и их оформление.
А вот теперь учитель помогает ученику защитить свою работу. В научном мире это происходит публично. Исследователь выбирает главные моменты, возможно, готовит схемы, таблицы, модели и т.п., готовится ответить на вопросы, которые могут возникнуть у слушателей.
Нашим исследователям помогут такие слова: дай себе волю понять реальность, не ограничивай себя; не делай поспешных выводов; будь смел в принятии решений; доверяй своему решению, защищай его; действуй, не бойся совершить ошибок.
Каждый ребенок – формирующийся индивидуум. Он обладает своими психомоторными качествами, которые также нужно учитывать при работе с ним. Индивидуальная личностно ориентированная работа – вот что поможет раскрыться каждому ребенку. Ребенок как любой человек стремится реализовать свои стремления. Важно признавать его право к саморазвитию, на индивидуальную траекторию освоения образовательного материала. Приоритет внутриличностного состояния ребенка, уважение его стремления, мыслей, дел, мнения! При личностно ориентированном обучении на одно из первых мест выходит индивидуализация. Появляется возможность “адаптировать” учебный процесс под возможности и потребности каждого ученика. Это позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им. Помогает развитию специальных способностей школьника, развитию дополнительных возможностей.
Для учителя важны в этой работе:
1. Способность чувствовать ученика,
сочувствовать ему, проявлять тактичность к его
чувствам, мыслям, переживаниям.
2. Уметь погружать ученика в интересные виды
деятельности.
3. Жить интересами детей.
4. Опираться на помощь других взрослых (учителей,
родителей, психологов, руководителей кружков и
секций).
Давайте вспомним слова великого Фредерика Гарсия Лорки: “Я не берусь разъяснять, а лишь оттеняю; хочу не научить, а увлечь. Оживить вспугнутых сонных птиц. Где окажется темное место, нарисовать картину из стелющегося тумана”.
Может быть эти слова о нашей работе – работе учителя?