Тема урока: “Знакомство с буквой Б, б”
Предмет изучения: звуки речи, графическое обозначение звуков [б] и [б’] – буквы Б, б.
Цели:
- Обучающие:
- познакомиться с графическим изображением звуков [б] и [б’] – буквами Б, б;
- совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами.
- Развивающие:
- развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;
- развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;
- развивать воображение, внимание.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
- Учебник “Грамота” авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая Москва, Вентана-Граф, 2005 г.
- Тетрадь “Грамота” №3, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая Москва, Вентана-Граф, 2005 г.
- Наборы фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
- Наглядное пособие “Окошечки” (индивидуальные и общее).
- Тетрадь “Я учусь читать и писать”, авторы М.М.Безруких, М.И.Кузнецова, Е.Э.Кочурова.
- Книги “Весёлая азбука” С. Маршака и Ю.Раевского.
- Рисунки: баран, барабан, белочка, бабочка, маленькие бабочки.
- Корзинка.
- Набор деревянных палочек разного размера и цвета.
- Касса букв.
- Лента букв.
- Рисунок деда Буквоеда.
- Набор карточек “Азбука”.
- Набор демонстрационных карточек письменных букв.
- Ручка для письма, цветные карандаши.
Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса на данном занятии.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас ваши мамы и папы. Они хотят увидеть, чему вы учитесь на уроках грамоты.
– А что мы будем делать на уроке грамоты? (Ответы детей, планирование деятельности.)
– Приглашаю вас, ребята, образовать общий круг и поиграть. Игра называется “Я – молодец! И ты – молодец!”.
Дети встают в круг, каждый ребёнок произносит слова “Я – молодец!”, поворачивается к соседу и произносит “И ты – молодец!”.
– Мы с вами все молодцы. А вам хочется, чтобы ваши мамы и папы каждому из вас сказали “Ты – молодец!”? (Ответы детей.)
– А что для этого нужно делать на уроке? (Ответы детей.)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь родителям, улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой.
II. Активизация познавательной деятельности
– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что к нам на ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Наш цветок кружит и вьётся.
Учитель читает загадку, а дети выполняют движения, соответствующие тексту.
– Что это за чудо? (Ответы детей.)
– Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА-БЕЛЯНОЧКА (вывешивается рисунок с изображением бабочки с белыми крылышками).
– Она села мне на ладошку и принесла с собой новые звуки. Вы догадались какие? (Ответы детей.)
– Почему вы решили, что именно эти звуки принесла наша гостья? (В слове бабочка первый звук [б], а в слове беляночка – звук [б’]).
– Да, бабочка-беляночка принесла нам звуки [б] и [б’]. Эти звуки тоже наши гости на сегодняшнем уроке. “Передайте” друг другу бабочку вместе с новыми звуками. (Дети “передают” воображаемую бабочку и называют звуки [б] и [б’]).
– Все вместе назовите “серьёзный звук” (Дети называют звук [б].)
– Назовите его “доброго братика” (Дети называют звук [б’].)
III. Целеполагание
– Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения детей.)
– Да, мы будем исследовать эти звуки, заменим их буквами, научимся читать с ними слоги и слова. Молодцы! Садитесь на свои места.
Дети садятся.
IV. Звуковой анализ слов
1. Характеристика звука
– Бабочка прилетела на наш урок не одна, а со своими подругами.
Открываются прикрепленные к доске бабочки.
– Но эти бабочки не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними. (Выслушивается мнение детей по поводу их желания выполнить задания, затем учитель снимает первую бабочку и читает задание на обороте.)
– Первая бабочка хочет узнать, в каких ещё словах встречается её любимый звук [б]. “Положите” слова со звуком [б] в корзинку.
Дети называют слова со звуком [б] и “кладут” их в корзинку.
– А какие слова вы можете назвать со звуком [б’]? “Положите” их в другую корзинку.
Дети называют слова со звуком [б’] и “кладут” их в корзинку.
– Вы отлично справились с заданием, “набрали” полные корзины слов с новыми звуками, вы опять – молодцы!
– А другая бабочка даёт задание – охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристики звукам, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи.
Ответы детей: гласные и согласные.
– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.
Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.
– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.
Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.
– Обобщите всё, что вы узнали о новых звуках. (Звуки [б] и [б’] согласные, звонкие, один твёрдый, другой мягкий.)
2. Речевая разминка
– Третья бабочка предлагает разгадать предложение. Согласны?
– Первое слово в предложении поможет отгадать цвет крыльев нашей бабочки (белый)
Одновременно проводится игра “Живое предложение”.
– Иди, Рома, к доске. Ты будешь словом “белый”.
– Второе слово вы отгадаете из загадки:
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
Дети отгадывают слово баран.
– Влад, ты будешь словом “баран”.
– Третье слово отгадайте из пантомимы. (Дети отгадывают слово бил)
– Лиза, ты будешь словом “бил”.
– Четвёртое слово прочитаете в азбуке на стене. Назовите твёрдый звук, который обозначается буквой В. (Дети произносят звук [в].)
– Жанна, ты будешь словом “в”.
– Последнее слово возьмите с рисунка. (рисунок барабана)
– Таня, ты будешь словом “барабан”.
– “Прочитайте” “живое” предложение.
Дети “читают” предложение “Белый баран бил в барабан”. Сначала произносят участники “живого предложения”, затем все ученики класса.
– Назовите третье слово. (Бил)
– Первое слово? (Белый)
– Пятое слово? (Барабан)
– Четвёртое слово? (в)
– Второе слово? (Баран)
Дети называют все слова из предложения.
– Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)
– Закройте глаза и прослушайте это предложение ещё раз. (Участники игры “живое предложение” произносят свои слова по порядку.)
– Откройте глаза и повторите хором это предложение. (Дети повторяют.)
– Что за предложение у нас получилось? (Скороговорка.)
– Какие звуки в скороговорке встретились чаще других? ([б], [б’])
– Поработаем над чётким произношением этих звуков. А сейчас сядет на место слово “барабан”, затем слово “бил”, следом слово “в”, сядет слово “белый”, последним сядет слово “баран”.
Дети садятся на место в том порядке, в котором названы слова.
– Выключаем звук у нашего телевизора, произносим скороговорку без звука, только губами.
Дети без голоса “произносят” скороговорку.
– Включаем звук вполголоса.
Дети произносят скороговорку вполголоса.
– Звук на всю громкость.
Дети произносят скороговорку в полный голос.
3. Работа над интонацией
– Ответьте на вопрос текстом скороговорки.
Учитель задаёт вопрос, интонационно выделяя слова по очереди, дети отвечают, интонационно выделяя необходимое слово.
– Игра “Догонялки”.
Произносим скороговорку на скорость и чёткость, дети стараются “догнать” учителя.
– Подойдите и расскажите скороговорку своим мама и папам, а у кого они не пришли на наш урок, то – учителю.
Дети рассказывают скороговорки.
4. Звуковой анализ слов
– Четвёртая бабочка принесла задание – составить звуковую схему слова “баран”.
Один ребёнок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, остальные – на партах составляют схемы из индивидуальных наборов фишек.
– Проверьте работу Артёма.
Дети особым сигналом рукой показывают согласие или несогласие, объясняют и доказывают своё мнение.
– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)
– Пятая бабочка принесла загадку, предлагает отгадать её, и составить схему слова-отгадки.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
– Составим схему слова “белка”. Давайте научим наших мам составлять это слово фишками.
Приглашаем к доске одну из мам. Дети хором называют по порядку звуки и показывают, какой фишкой их обозначить: гласный звук – красной фишкой, мягкий согласный – зелёной, твёрдый согласный – синей.
– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)
– Какие звуки вы не смогли заменить буквой? Почему? (Изученных букв недостаточно.)
– Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву.)
V. Знакомство с новой буквой
1. Знакомство с графическим изображением новых звуков
– Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)
– Попробует найти новую букву Денис. Если он найдёт правильно, то вы хлопните в ладоши.
Дети находят самостоятельно новую букву, открывают её на ленте букв.
– Почему она “живёт” в сине-зелёном домике? (Может обозначать твёрдый и мягкий звук.)
Эта буква сегодня тоже наша гостья. А как её зовут? ([бэ])
– На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.)
Учитель показывает рисунок, читает стихотворение.
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
2. Физминутка для туловища
– Изобразите телом букву Б.
– Составьте из палочек новую букву, а потом покажите её своим мамам и папам
Дети на ковре, расстеленном на полу в классе, составляют букву и показывают родителям.
– А теперь найдите новую букву в классе:
– в кассе букв;
– в азбуке;
– в “окошечках”;
– среди письменных букв;
– буквы написанные различными шрифтами на
карточках.
– хорошо читающие дети находят букву Б в книгах
“Весёлая азбука” С. Маршака, “Весёлая азбука”
Ю. Раевского, прочитывают стихи, находят слова с
новой буквой.
Дети находят буквы Б, б и демонстрируют их. Читающие дети зачитывают вслух стихи про букву Б и слова, в которых есть новая буква.
3. Печатание буквы
– Место буквы в алфавите.
– Теперь буква Б вам тоже знакома. Замените звуки [б] и [б’] в словах баран и белка, схемы которых мы составляли, буквами. А буквы для этого напечатайте сами на маленьких белых квадратиках.
Убираем фишки в сторону.
4. Работа в тетради “Грамота” (Стр. 33)
– Ещё одна бабочка хотела бы посмотреть, как вы умеете печатать букву Б в тетради.
5. Разминка для пальцев
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
– Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы. Сравните их. (Печатные стоят вертикально, а письменные – наклонно и состоят из плавных линий.)
– Напечатайте заглавные, а затем строчные буквы Б, б.
6. Игра “Проделки деда Буквоеда”. Дописать недостающие детали букв Б, б.
VI. Чтение слогов и слов
1. Чтение слогов
– Шестая бабочка хочет послушать, как вы научились читать слоги и слова.
– Какие гласные предлагают читать согласные твёрдо? (а, о, у, ы, э)
– Какие гласные предлагают читать согласные мягко? (я, ё, ю, и, е)
– Чтение в “окошечках” слогов.
– Игра в “Школу”
Игра проводится в парах дети делятся на учителя и ученика, прочитывают друг другу слоги в “окошечках”, затем меняются ролями.
2. Самостоятельная работа по учебнику
– Седьмая бабочка просит показать, как вы умеете самостоятельно работать по учебнику. (Стр. 143)
– Прежде чем начать работу в любимой “Грамоте”, отгадайте загадки:
а). У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка,
А держит две косички. (Бант)
б). Вдруг поранил пальчик,
Закручивая винт.
И чтоб не плакал мальчик,
Кровь остановит… (Бинт)
– Девочки составляют самостоятельно схему слова бант, мальчики – бинт.
Дети закрашивают схемы слов в учебнике цветными карандашами.
– Вместе с вами бабочка сама решила составить схемы слов, проверьте, как она выполнила работу.
Проверка с наборного полотна, где заранее составлены схемы данных слов, но заведомо с ошибками, дети находят и исправляют ошибки.
– Сколько слогов в слове бант? Бинт? Докажите.
– Напечатайте буквы в звуковых схемах.
3. Чтение слогов в учебнике
Игра “Не разорви цепочку”. Дети “цепочкой” друг за другом почитывают слоги-слияния.
4. Чтение слов в учебнике
– Прочитать пары слов и отметить, чем они отличаются друг от друга: зуб – зубы, дуб – дуб.
5. Выборочное чтение
– Выбрать слова, которые обозначают:
– животных (рыба, баран),
– одежду (юбка, брюки),
– растения (берёза, дуб)
– фрукты (яблоко, банан).
6. Физминутка для глаз
Игра “Буратино”: закрыть глаза и с закрытыми глазами “посмотреть” на кончик своего носа. Представить, что нос начал расти. На медленный счёт от 1 до 10 продолжать с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, проследить за уменьшением носа на обратный счёт от 10 до 1.
7. Развивающие игры-задания
– “Собери рассыпанные слова”. (Из слогов собрать слова с буквой б.)
– “Найди слово в слове”. (В слове ПОБЕДА найти другие слова. Дети находят слова беда, еда, обед, да.)
– “Проделки деда Буквоеда”. Дед Буквоед съел в скороговорке, которую мы сегодня изучили, некоторые буквы. Верните их на место.
На доске напечатана скороговорка “. елый .аран .ил в .ара.ан”, дети ставят на место нужную букву, одновременно повторить написание заглавной буквы вначале предложения.
VII. Работа в тетради “Грамота”
1). Печатание в тетради с письменного текста.
– Задание восьмой бабочки: напечатать письменное предложение печатными буквами.
Предложение: На берёзе зяблик.
Проверка с доски.
VIII. Обобщение
– Какие звуки были у нас в гостях?
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
– Последняя бабочка в подарок вам предлагает дома закрасить рисунок из тетради-помогалочки “Я учусь читать и писать”, где живёт буква Б и узнать, что получится.
IX. Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу на уроке фишками. Они у вас на столе. Если вы работали очень хорошо, то поднимите зелёную фишку, если не очень, то – синюю, а если плохо, то красную.
– Я очень рада, что вы все подняли зелёную фишку. Вы – молодцы!
– А теперь подойдите к мамам и папам и послушайте, что они вам скажут о вашей работе.
– Я очень рада, что все мамы и папы отметили, что вы – молодцы! И все бабочки мне по секрету рассказали, какие вы молодцы!
– Всего вам доброго. Урок окончен.