“Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный”
М.Монтень
Учебный элемент время |
Учебный материал с указанием задания |
Рекомендации по выполнению задания |
УЭ-0 2–3 мин. |
Интегрирующая цель: в процессе работы
над учебными элементами. Вы должны: 1)
Проанализировать знания, полученные в процессе
изучения темы “Тригонометрические обратные
функции”. |
Пожалуйста, внимательно прослушайте цели урока. |
УЭ-1 15 мин. |
Цель: Восстановить в памяти основные
определения, свойства, тождества в обратных
тригонометрических функциях. Функция f (с областью определения X и областью значений Y) называется обратимой, если она принимает каждое свое значение только при одном значении аргумента. Для такой функции уравнение f(x) = y при любом можно однозначно разрешить относительно x, т.е. каждому y соответствует единственное . Это соответствие определяет функцию g, обратную функции f. Отметим, что а) если g – функция, обратная к функции f, то и функция f – обратная к функции g; области определения и области значений взаимно обратных функций f и g связаны условиями D(g) = E(f), т.е. область определения функции g совпадает с областью значений функции f и наоборот; б) графики функций y = f(x) и y = g(x) симметричны относительно прямой y = x; в) функция, обратная нечетной функции, тоже нечетна; г) любая монотонная функция обратима, причем функция, обратная к возрастающей (убывающей), – возрастающая (убывающая). y = arcsin x В силу свойств взаимно обратных функций, перечисленных выше, D(arcsin) = [–1; 1], и для любых , справедливо утверждение , или y = arccos x Из свойств взаимно обратных функций следует, что D(arccos) = [–1, 1], E(arcos) = [0, ?], для любых справедливо утверждение , или y = arctg x Из свойств взаимно обратных функций следует, что D(arctg) = R, E(arctg) = , и для любых , справедливо утверждение tg arctg , или arctg (tg , Из свойств взаимно обратных функций следует, что D(arcctg) = R, и для любых , справедливо утверждение ctg arcctg , или arcctg (ctg , |
Форма проведения: беседа.
Арксинус и арккосинус связаны тождеством (доказать).
Выводы |
УЭ-2 5 мин. |
Цель: промежуточный диагностический
контроль. 1) Имеет ли смысл выражение , , arctg. 2) Найти множество значений выражений arcsin a, arcos a, arctg a, arcctg a. 3) Найти область определения arcos 3x, arctg 4x, arcsin (x–2). |
Устно |
УЭ-3 25 мин. |
Цель: применение свойств обратных
тригонометрических функций на практике. 1) Вычислить 2) Сравнить и . 3) Найти ОДЗ . 4) Решить неравенство . 5) Построить график функции . |
Решается с помощью основных
соотношений между тригонометрическими
функциями.
При решении воспользоваться следующим приемом: |
УЭ-4 30 мин. |
Цель: углубить знания по теме. Вычислить
|
Решить задачу тремя способами: 1) графически; |
УЭ-5 40 мин. |
Цель отработать навыки применения
тождеств, показать прикладную направленность
изучаемой темы 1) Вычислить: arccos(sin6), 2) При каких значениях x образуют арифметическую прогрессию? 3) В прямоугольнике ABCD точки M и N лежат на стороне AD и делят ее на 3 равные части. Найти , если AB = 6 см, AD = 3 см. 4) Упростить . |
Решаем на единичной окружности.
Использовать формулу понижения степени. |
УЭ-6 40 мин. |
Цель: итоговая диагностика. 1) Доказать, что а) б) в) 2) Вычислить а) б) в) 3) Вычислить а) arcsin(sin 3); arcos(cos 6); arccos(sin 5); б) arcsin(sin 4); arcos(cos 5); arcsin(cos 4); в) arcsin(sin 7); arcos(cos 4); arcos(sin 4). 4) Построить график y = arcos(cos x). |
Задания выполняем с полным описанием
решения.
Решить двумя способами. |
УЭ-7 |
Домашняя работа 1) Доказать тождества arctg(–x) = – arctg x; arcctg(–x) = – arcctg x; arctg x + arcctg x = ; tg(arcsin a) = sin(arctg a) = cos(arctg a) = ; 2arctg. 2) вычислить arctg arctg arctg arctg; ; arctgarctg 2; ; arcsin(sin 10); arccos(cos 3). |
Задачи решаются с помощью основных соотношений между тригонометрическими функциями.
Решить всеми возможными способами. |