Подготовительная работа:
- подготовка учащимися небольшого рассказа-реферата о жизни и творчестве М. М. Пришвина;
- организация выставки книг разных авторов о животных, являющихся главными героями произведений;
- организация выставки книг М. М. Пришвина;
- изготовление опросников;
- подбор синонимов к слову “изобретатель”, изготовление таблиц с этими синонимами;
- изготовление таблиц с элементами плана рассказа.
Цели урока:
- знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
- развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
- отработка навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
- прививать любовь и интерес к чтению;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
- развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию и т. д.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Проверка д/з.
3. Работа с текстом до чтения.
а) Литературная викторина.
Учитель:
- Назовите произведения и их авторов, в которых тоже есть герои-животные (“Кот в сапогах”, “Дед Мазай и зайцы”, “Слон”, “Муха-цокотуха” и др. ) В качестве подсказки можно использовать картинки из произведений и предложить детям по этим картинкам определить из каких они произведений.
Учитель:
- Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои.
(Ответы детей)
Учитель:
- Очень много произведений о животных у известного советского писателя М. М. Пришвина. О нём и его творчестве мы сегодня и будем говорить.
Ученица:
- Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.
Учитель:
- Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет другие произведения Пришвина “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”.
б) Обдумывание заголовка, иллюстраций. Предположение о содержании рассказа.
Учитель:
- Сейчас откройте учебник на странице 94, рассказ называется “Изобретатель”, попытаемся определить, о чём он. Сложно? Посмотрите внимательно, какими иллюстрациями сопровождается это произведение и, учитывая то, что чаще всего Михаил Михайлович писал о природе и животных, теперь попробуйте догадаться о содержании текста. (Ответы детей. )
Учитель:
- Почему, по-вашему, название текста записано в кавычках? Почему автор назвал рассказ именно так? (Потому, что это прозвище. )
ФИЗМИНУТКА.
4. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение рассказа М. Пришвина хорошо читающими учениками.
Учитель:
- Как по-другому можно назвать утёнка? Из ряда слов выберите синонимы, а лишние слова уберём.
|
б) Самостоятельная работа учащихся с текстом.
Повторное чтение текста и составление плана. (Игра “Расположи элементы плана в правильной последовательности”)
На доске, перевёрнутые чистой стороной к классу, пункты плана. Учитель открывает их и тут выясняется (вместе с ребятами), что последовательность пунктов нарушена.
Учитель:
- Ребята! Я тоже составила план рассказа, посмотрите! Вот беда, все записи перепутались. Помогите мне восстановить последовательность всех этапов плана.
(Учитель фиксирует мелом последовательность пунктов плана или просто перевешивает в правильном порядке таблицы (по указанию ребят))
На доске:
|
(Если у ребят есть дополнения, то дописываются предложенные недостающие пункты плана. )
Подробный пересказ по плану.
Учитель:
- А кто сможет по получившемуся плану пересказать весь рассказ? (1 ученик)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
5. Работа с текстом после чтения.
а) Коллективная творческая работа.
Учитель:
- Вспомните или найдите в тексте, какая уточка не захотела выполнять свои “материнские обязанности”? (Муся) Давайте попробуем представить, как бы мог измениться рассказ, если бы этого не произошло? Чего бы могло не быть? (Подводим детей к тому, что в этом случае рассказ мог бы лишиться сцены встречи утят на пруду. )
Чтение сцены встречи утят на пруду по ролям.
б) Самостоятельная работа учащихся.
Учитель:
- У вас на партах находятся опросники. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и из предложенных вариантов ответов выбрать верный.
в) Самостоятельная творческая работа.
Учитель:
- Понаблюдайте, как рождается индивидуальные характеры птиц в рассказе М. Пришвина. (Работа по карточкам)
1. Прозвище птицы.
2. Её поступки, поведение.
3. Характер птицы.
4. Отношение автора к птице.
г) Обобщающая беседа.
Учитель:
- Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Как вы думаете почему?
- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?
- Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин? (Был добрым, отзывчивым, любящим природу и всё живое человеком. )
6. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, урок наш подходит к концу, скажите, понравился он вам или нет? Что вам запомнилось и понравилось больше всего, какие трудности вы испытали?
7. Д/з
Перечитайте рассказ “Изобретатель” ещё раз и изобразите утёнка или любого понравившегося вам персонажа этого произведения.