Развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Подготовительная работа:

  • подготовка учащимися небольшого рассказа-реферата о жизни и творчестве М. М. Пришвина;
  • организация выставки книг разных авторов о животных, являющихся главными героями произведений;
  • организация выставки книг М. М. Пришвина;
  • изготовление опросников;
  • подбор синонимов к слову “изобретатель”, изготовление таблиц с этими синонимами;
  • изготовление таблиц с элементами плана рассказа.

Цели урока:

  • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  • развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  • отработка навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  • развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию и т. д.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка д/з.

3. Работа с текстом до чтения.

а) Литературная викторина.

Учитель:

- Назовите произведения и их авторов, в которых тоже есть герои-животные (“Кот в сапогах”, “Дед Мазай и зайцы”, “Слон”, “Муха-цокотуха” и др. ) В качестве подсказки можно использовать картинки из произведений и предложить детям по этим картинкам определить из каких они произведений.

Учитель:

- Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои.

(Ответы детей)

Учитель:

- Очень много произведений о животных у известного советского писателя М. М. Пришвина. О нём и его творчестве мы сегодня и будем говорить.

Ученица:

- Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера.

Учитель:

- Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет другие произведения Пришвина “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”.

б) Обдумывание заголовка, иллюстраций. Предположение о содержании рассказа.

Учитель:

- Сейчас откройте учебник на странице 94, рассказ называется “Изобретатель”, попытаемся определить, о чём он. Сложно? Посмотрите внимательно, какими иллюстрациями сопровождается это произведение и, учитывая то, что чаще всего Михаил Михайлович писал о природе и животных, теперь попробуйте догадаться о содержании текста. (Ответы детей. )

Учитель:

- Почему, по-вашему, название текста записано в кавычках? Почему автор назвал рассказ именно так? (Потому, что это прозвище. )

ФИЗМИНУТКА.

4. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение рассказа М. Пришвина хорошо читающими учениками.

Учитель:

- Как по-другому можно назвать утёнка? Из ряда слов выберите синонимы, а лишние слова уберём.

На доске:
Смышлёныш
Догадливый
Недотёпа
Умничка
Сообразительный
Философ

б) Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Повторное чтение текста и составление плана. (Игра “Расположи элементы плана в правильной последовательности”)

На доске, перевёрнутые чистой стороной к классу, пункты плана. Учитель открывает их и тут выясняется (вместе с ребятами), что последовательность пунктов нарушена.

Учитель:

- Ребята! Я тоже составила план рассказа, посмотрите! Вот беда, все записи перепутались. Помогите мне восстановить последовательность всех этапов плана.

(Учитель фиксирует мелом последовательность пунктов плана или просто перевешивает в правильном порядке таблицы (по указанию ребят))

На доске:

ПЛАН:

Тайна раскрывается.

Три новых питомца.

Встреча на пруду.

Первое потомство.

Утренний переполох.

(Если у ребят есть дополнения, то дописываются предложенные недостающие пункты плана. )

Подробный пересказ по плану.

Учитель:

- А кто сможет по получившемуся плану пересказать весь рассказ? (1 ученик)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Работа с текстом после чтения.

а) Коллективная творческая работа.

Учитель:

- Вспомните или найдите в тексте, какая уточка не захотела выполнять свои “материнские обязанности”? (Муся) Давайте попробуем представить, как бы мог измениться рассказ, если бы этого не произошло? Чего бы могло не быть? (Подводим детей к тому, что в этом случае рассказ мог бы лишиться сцены встречи утят на пруду. )

Чтение сцены встречи утят на пруду по ролям.

б) Самостоятельная работа учащихся.

Учитель:

- У вас на партах находятся опросники. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и из предложенных вариантов ответов выбрать верный.

в) Самостоятельная творческая работа.

Учитель:

- Понаблюдайте, как рождается индивидуальные характеры птиц в рассказе М. Пришвина. (Работа по карточкам)

1. Прозвище птицы.

2. Её поступки, поведение.

3. Характер птицы.

4. Отношение автора к птице.

г) Обобщающая беседа.

Учитель:

- Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Как вы думаете почему?

- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?

- Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин? (Был добрым, отзывчивым, любящим природу и всё живое человеком. )

6. Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, урок наш подходит к концу, скажите, понравился он вам или нет? Что вам запомнилось и понравилось больше всего, какие трудности вы испытали?

7. Д/з

Перечитайте рассказ “Изобретатель” ещё раз и изобразите утёнка или любого понравившегося вам персонажа этого произведения.

ОПРОСНИК. (Приложение)